АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-22620/2022
г. Казань Дело № А55-1999/2021
04 октября 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Кормакова Г.А., Махмутовой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салиевой К.Э. (протоколирование ведется с использованием систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» - ФИО1 (по доверенности от 29.12.2021),
при участии в судебном заседании, присутствующего в Арбитражном суде Поволжского округа представителя:
общества с ограниченной ответственностью «Транснефть–ТСД» - ФИО2 (по доверенности от 12.07.2022),
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «Интерстрой», извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – ТСД»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022
по делу № А55-1999/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к обществу с ограниченной ответственностью «Транснефть–ТСД», с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Интерстрой», о взыскании средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (далее – ООО «ЭкоСтройРесурс», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транснефть – трубопроводная строительная дирекция» (далее – ООО «Транснефть – ТСД», ответчик) о взыскании 603 702 руб. 96 коп. задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Интерстрой» (далее – ООО «Интерстрой», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В отзыве на кассационную жалобу истец доводы жалобы отклонил, просил оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО »ЭкоСтройРесурс» с 01.01.2019 является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории Самарской области.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.
Методы регулирования тарифов, в том числе, на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации (части 3, 4, 5 Закона № 89 - ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Правила № 1156).
Правилами № 1156 утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск № 343 (30578) от 25.12.2018.
В материалы дела представлен договор № ТКО-19606 от 10.08.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – договор) между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «Транснефть – ТСД», в соответствии с условиями которого региональный оператор - ООО «ЭкоСтройРесурс» (истец) обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - ООО «Транснефть – ТСД» (ответчик) обязуется оплачивать услуги РО по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению № 1 к договору.
В приложении № 1 к договору указано, что объем принимаемых ТКО в месяц составляет 48,060 м³. Указанный объем рассчитан истцом в соответствии с приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исходя из количества сотрудников ответчика (497), данные о средней численности которых получены истцом из официального сайта налогового органа и норматива накопления ТКО для объекта общественного значения – офис (1,16 м³), утвержденного Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области».
Истцом представлен документально обоснованный расчет исковых требований, согласно которому плата за обращение с ТКО в период с 01.01.2019 по 30.09.2020 составила 603 702 руб. 96 коп., исходя из формулы 9 (5) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, 598,16 руб./м³.
Начисление платы по договору производится с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 5 договора, – с 01.01.2019.
Размер ежемесячной платы отражается в универсальном передаточном документе, который потребитель обязан подписать, скрепить печатью и один экземпляр вернуть региональному оператору.
Оплата услуг производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 7 договора).
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 846 от 18.12.2018 и Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 95 от 28.03.2019, № 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 года в сумме 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Судами установлено, что договор об оказании услуг по обращению с ТКО направлялся в адрес ответчика письмом от 10.08.2020 с просьбой подписать, скрепить печатью и один экземпляр направить в адрес регионального оператора, который со стороны потребителя не подписан, стоимость услуг, отраженная в универсальных передаточных документах за спорный период, полученных ответчиком 27.10.2020, не оплачена.
В целях досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 02.11.2020, в ответ на которую ответчик сопроводительным письмом от 07.12.2020 направил в адрес истца документы для заключения договора, в числе которых выписка из ЕГРЮЛ, карточка организации, учредительные документы, сведения о хозяйственной деятельности, справка о среднесписочной численности сотрудников по обособленному подразделению ООО «Транснефть-ТСД», но не разногласия к полученному договору.
Поскольку изложенные в претензии требования ответчиком в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований в заявленном размере, ответчик не согласился с определением объема потребления ТКО, не опровергая при этом отнесение объекта к административным, офисным учреждениям и применение норматива 1,16 м³/год.
Ответчиком указано, что между ООО «Интерстрой» и ООО «Транснефть-ТСД» заключен договор на оказание клиринговых услуг от 17.12.2018, согласно которому исполнитель (ООО «Интерстрой») принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по уборке нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: <...> и прилегающей к ней территории.
В этой связи, ООО «Интерстрой», действуя, по мнению ответчика, в интересах ООО «Транснефть-ТСД», заключило договор с ООО «ЭкоСтройРесурс» от своего имени, но в интересах ООО «Транснефть-ТСД», что освобождает его от повторной оплаты услуг за вывоз ТКО.
Удовлетворяя заявленные требования истца, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Из представленного в материалы дела договора № ТКО-7774 от 01.01.2019 между ООО «ЭкоСтройресурс» и ООО «Интерстрой» следует обязанность регионального оператора оказывать услуги по вывозу ТКО в объеме 9,52 м³ в месяц с места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: <...>. Ежемесячная стоимость услуг составляет 5 694 руб. 52 коп.
Судами установлено, что содержание условий договора № ТКО-7774 от 01.01.2019 не свидетельствует о его заключении в интересах ответчика, а имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают складирование образованных ответчиком ТКО на контейнерную площадку по указанному в договоре от 01.01.2019 адресу.
ООО «Интерстрой» является самостоятельным юридическим лицом, обязанным в силу закона также оплачивать услуги по вывозу ТКО, как организации, сотрудники которой также образовывают ТКО.
Кроме того, из материалов дела не следует, что при обращении к региональному оператору с заявкой на заключение договора ООО «Интерстрой» сообщало о необходимости определения объема ТКО с учетом ТКО, образованных ответчиком. Содержание договора не свидетельствует, что ТКО с контейнерной площадки ООО «Интерстрой» содержат в себе ТКО, образованные ответчиком. Кроме того, учитывая виды деятельности данной организации, материалами дела не подтверждено оказание третьим лицом услуг по уборке помещений лишь ответчику.
Более того, из представленных в материалы дела документов следует, что площадка накопления ТКО по адресу ул. Авроры, 157 является общедоступной для неограниченного круга лиц, ТКО на которую могут быть складированы любым лицом, производящим оплату по нормативу.
Таким образом, судами указано, что ответчиком не доказан факт того, что оплата услуг ООО «Интерстрой» по уборке нежилых помещений включает в себя оплату услуг по вывозу ТКО, а представленный в материалы дела договор между ООО «ЭкоСтройресурс» и ООО «Интерстрой» не свидетельствует о его заключении в целях оказания услуг по вывозу ТКО, образованных ответчиком, что в целом не подтверждает осуществление ответчиком двойной оплаты за услуги по обращению с ТКО.
Судами отмечено, что в силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и учитывая получение ответчиком от истца договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств направления в адрес регионального оператора протокола разногласий либо обращения в суд с требованием об урегулировании разногласий при заключении договора, договор считается заключенным на условиях типового договора начиная с 01.01.2019.
Также судами установлено, что указанные ответчиком сведения о средней численности сотрудников, начиная с 2019 года, не содержат фамилии и имена лиц, фактически работающих на территории обособленных подразделений в тот или иной период, относимость данных сведений к конкретному месту не определена, учитывая, что в некоторых субъектах у ответчика расположено несколько подразделений. Трудовые договоры заключены в разные периоды, в том числе, как до января 2019 года, так и в течение 2019 года по 2021 год, их количество и сроки их заключения не соотносятся с указанным ответчиком количеством работников, осуществляющим трудовую деятельность в определенном обособленном подразделении.
Вместе с тем, указание в договорах на включение в состав арендной платы расходов за вывоз отходов производства и потребления, на размещение и утилизацию само по себе не свидетельствует об исполнении обязанности арендодателя по оплате региональному оператору соответствующего субъекта Российской Федерации услуг по вывозу ТКО, образованных работниками ответчика. Из договоров аренды не следует, что арендная плата подлежит изменению в случае увеличения либо уменьшения сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в арендуемых помещениях. Арендодатель, также являясь плательщиком услуг по обращению с ТКО региональному оператору субъекта Российской Федерации, обязан самостоятельно производить оплату, исходя из тех нормативов, которые относятся к его деятельности.
Таким образом, суды верно признали, что ответчиком исполнены обязанности по оплате услуг по вывозу ТКО всех его сотрудников, в отношении которых представлены сведения, и осуществлении в связи с этим ответчиком повторной оплаты за оказание услуг по вывозу ТКО, не представляется возможным, доводы об оплате услуг по вывозу ТКО арендодателю документально не подтверждены.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 309, 310, 445, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 110, 167- 171, 176, 180, 181 АПК РФ, Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 804 от 19.12.2016 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области», пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 48 от 29.09.1999 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание юридических услуг», установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по договору, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования истца.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии ответчика с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования судов и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Неправильного применения норм материального права судами не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022 по делу № А55-1999/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Х. Хисамов
Судьи Г.А. Кормаков
Г.Н. Махмутова