ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-20290/2021 от 16.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19337/2022

г. Казань                                                 Дело № А55-20290/2021

16 июня 2022 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Хисамова А.Х., Махмутовой Г.Н.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» - ФИО1 (по доверенности от 07.12.2021),

садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Надежда» - ФИО2 (по доверенности от 10.01.2022), ФИО3 (председатель, лично)

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобусадоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Надежда»

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022

по делу № А55-20290/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Надежда» о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (далее – ООО «ЭкоСтройРесурс», общество, региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Надежда» (далее – СНТ «Надежда», товарищество) о взыскании задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за период с 01.01.2019 по 28.02.2021 в размере 1 673 633 руб. 52 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. С СНТ «Надежда» в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» взыскана задолженность в размере 1 673 633 руб. 52 коп., а также 29 736 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционного суда, товарищество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу общество доводы жалобы отклонило, просило оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 и удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО »ЭкоСтройРесурс» с 01.01.2019 является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории Самарской области.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.

Методы регулирования тарифов, в том числе,  на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации (части 3, 4, 5 Закона № 89 - ФЗ).

Согласно пункту  5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016  № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Правила № 1156).

Правилами № 1156 утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск № 343 (30578) от 25.12.2018.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95, № 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 - 2020 год для населения в размере 498,47 руб./куб.м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС) (далее - тариф).

Как следует из материалов дела, СНТ «Надежда» в адрес регионального оператора 29.07.2019 была направлена заявка на заключение договора по обращению с ТКО.

Истцом был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-17396 от 14.08.2020 (далее - договор), согласно пунктам 5 и 6.3 которого срок начала оказания услуг - с 01.01.2019, начисление платы производится региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг.

Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Учет объема (массы) ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 7 договора потребитель ежемесячно в полном объеме в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал, что услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором надлежащим образом, потребителю были выставлены универсальные платежные документы УПД (№ КУ12-025827 от 31.12.2020, № КУ12- 025828 от 31.12.2020, № КУ12-025829 от 31.12.2020, № КУ12-025830 от 31.12.2020, № КУ12-025831 от 31.12.2020, №КУ12-025832 от 31.12.2020, № КУ12-025833 от 31.12.2020, №КУ12-025834 от 31.12.2020, № КУ01-013113 от 31.01.2021, № КУ02-013638 от 28.02.2021) на оплату услуг по обращению с ТКО в общем размере 1 673 633 руб. 52 коп., которые ответчиком оплачены не были, несмотря на направленную в его адрес претензию.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что 19.05.2019 на общем собрании СНТ «Надежда» было принято решение о заключении членами товарищества индивидуальных договоров с региональным оператором, а также реестр всех собственников земельных участков, а региональный оператор выставил квитанции для внесения платы за обращение с ТКО за сентябрь 2021 года с указанием периода - с 2019 года. На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что выставив квитанции непосредственно членам СНТ, истец принял решение о предоставлении услуги именно собственникам земельных участков.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования регионального оператора, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.

Материалами дела подтверждается, что договор от 14.08.2020 был подготовлен истцом и направлен ответчику на основании его заявки.

Вместе с тем, на момент направления такой заявки (29.07.2019) решение членов СНТ от 19.05.2019, по утверждению ответчика, уже существовало. Однако ответчик не обосновал необходимость в таком случае направления истцу заявки на заключение договора от имени СНТ. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления ответчиком истца на момент обращения с заявкой, а также при получении проекта договора от 14.08.2020 о принятии 19.05.2019 членами СНТ указанного решения. О таком решении ответчик уведомил истца только 07.10.2020.

Апелляционным судом установлено, что ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих обращение ответчика в суд с заявлением об урегулировании разногласий при заключении договора, договор с региональным оператором в силу своей публичности считается заключенным на условиях типового договора вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а услуги регионального оператора, оказываемые потребителю, подлежат оплате с 01.01.2019.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, индивидуальное жилое строительство подразумевает круглогодичное проживание собственника, в связи с чем ТКО на территории ИЖС также образуется круглый год.

В соответствии с Приказом № 804 для садоводческих кооперативов, садовоогородных и дачных товариществ (далее - СНТ) до 04.08.2021 норматив накопления ТКО составлял 2,26 куб.м в год на 1 члена (участника) объединения. При этом необходимо отметить, что норматив обращения с ТКО для СНТ был рассчитан с учетом сезонности, подразумевающей проживание потребителей на территории СНТ в теплое время года (с апреля по октябрь).

Приказом директора ООО «ЭкоСтройРесурс» от 15.05.2019 № 36/01/1-С утвержден порядок начисления платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с учетом понижающего коэффициента (0,5) для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников садовых домов, садовых земельных участков, огородных земельных участков.

Апелляционный суд правомерно отметил, что в отношении объектов недвижимости, имеющих назначение «жилой дом», норматив накопления ТКО для членов СНТ не может быть применен, поскольку указанные объекты недвижимости относятся к категории жилых зданий (помещений) и предназначены для круглогодичного проживания, в соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не сезонного использования и временного пребывания в отличии от садового дома.

В связи с изложенным, с учетом длительности проживания потребителей, назначения объекта недвижимого имущества, размер расчета платы по нормативу за обращение с ТКО для собственников ИЖС и членов СНТ является различным, исходя из чего четыре счета, выставленные истцом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, были выставлены истцом физическим лицам как собственникам жилых домов, находящихся на территории СНТ «Надежда», а не как членам СНТ.

Апелляционный суд правильно указал, что судом первой инстанции не применены нормы материального права, содержащиеся в Федеральном законе от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ), регулирующие в том числе порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам владеющим земельными участками и ведущим на них садоводство и огородничество для собственных нужд подлежащие применению.

Между тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность для садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества принимать решения о заключении Договоров оказания услуг по обращению с ТКО непосредственно с каждым его членом. Такая возможность предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации только для собственников (нанимателей) квартир, находящихся в многоквартирном доме, при этом процедура принятия решения о заключении индивидуальных договоров с Региональным оператором подробно прописана (статья 157.2 ЖК РФ). Аналогия закона и права в данном случае не применима, так как отношения сторон прямо урегулированы специальным законодательством: Законом № 217-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 1156.

В соответствии с Законом № 217-ФЗ единственным уполномоченным лицом, которое в силу закона осуществляет заключение договора с региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО, образуемым в СНТ, является само СНТ, что также подтверждается пунктом 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что ответчик, несмотря на решение собрания членов СНТ от 19.05.2019, на которое он ссылался в ходе рассмотрения дела, заключил с истцом договор от 01.07.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО.

Относительно доводов ответчика о сезонности проживания членов СНТ в дачном массиве отмечено, что сезонность проживания учтена при определении норматива образования ТКО для СНТ.

Также апелляционный суд принял во внимание факт того, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный либо с привлечением третьих лиц вывоз и утилизацию ТКО в спорный период.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона № 217-ФЗ, Закона № 89-ФЗ, Правил № 1156, учитывая заключенность публичного договора между товариществом и региональным оператором на условиях типового договора, установив факт надлежащего исполнения региональным оператором такого договора и наличие неоплаченной задолженности на стороне ответчика, суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные требования общества в полном объеме.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что суд апелляционной инстанции принял законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу № А55-20290/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Г.А. Кормаков

Судьи                                                                                    А.Х. Хисамов

                                                                                              Г.Н. Махмутова