АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23341/2022
г. Казань Дело № А55-20405/2021
26 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Готика-Л»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022
по делу № А55-20405/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Готика-Л» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения, третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Готика-Л» (далее – общество «Готика-Л», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) от 16.07.2021 № КУВД-001/2021-14160986/4 об отказе государственного кадастрового учета изменений в части уточнения местоположения здания незаконным, обязании Управление Росреестра по Самарской области произвести регистрационные действия по уточнению местоположения объекта недвижимости - здание площадью 503,1 кв.м, расположенное по адресу: <...>, литер М, кадастровый номер 63:01:0257006:576 (условный номер 63-63-01/308/2006-555).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество «Готика-Л», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования, считая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена впорядке, предусмотренном главой35 АПКРФ подоводам, изложенным вкассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество «Готика-Л» является собственником нежилого здания общей площадью 503,1 кв.м, расположенного по адресу: <...>, Литер М, кадастровый номер 63:01:0257006:576 (условный номер 63-63-01/308/2006-555), которое приобретено им по сделке купли-продажи; право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, обществу «Готика-Л» выдано свидетельство о праве собственности 63-АВ № 783787, сделана запись о регистрации права 63-63-01/191/2007-255 от 03.08.2007.
Кроме этого, общество «Готика-Л» является собственником расположенного под зданием земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:642, площадью 12 221 кв.м, который представляет собой единое землепользование, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 1, с видом разрешенного использования - под базу. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за обществом «Готика-Л» на основании договора купли-продажи от 20.05.2009 № 206-2009/к, заключенного с Министерством имущественных отношений Самарской области (запись о регистрации права 63-63-01/239/2009-460 от 13.11.2009).
Судами установлено, что ранее право собственности на указанное здание принадлежало обществу с ограниченной ответственностью «ПСМ-ЛТД» (далее ‑ общество «ПСМ-ЛТД») на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2006 по делу № А55-12070/2006, согласно которому за обществом «ПСМ-ЛТД» признано право собственности на 9 объектов недвижимости, в т.ч. на спорное здание площадью 503,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, Литер М, которому при постановке на учет в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) был присвоен кадастровый номер 63:01:0257006:576 (условный номер 63-63-01/308/2006-555).
Как следует из решения Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2006 по делу № А55-12070/2006 рассматриваемое здание, и иные объекты недвижимости находились на едином земельном участке в соответствии с актом об отводе границ земельного участка от 13.05.1997 № 8358.
Указанный акт был выдан в соответствии с постановлением Главы администрации города Самары от 06.05.1997 № 645 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «ПСМ-ЛТД» в аренду земельных участков и разрешении завершения проектирования магазина по ул. Олимпийской в Кировском районе».
Суды, проанализировав кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:642, представленное федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в материалы арбитражного дела по запросу суда, установили, что: с заявлением о постановке на кадастровый учет данного земельного участка обратился предыдущий собственник спорного объекта недвижимости – общество «ПСМ-ЛТД»; сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:642 внесены в ГКН 11.10.2006 по заявлению от 03.10.2006 № 01-4-7/06-8731-У на основании документов, представленных обществом «ПСМ-ЛТД»: договора аренды с правом выкупа, заключенного в соответствии с постановлением Главы администрации города Самара от 06.05.1997 № 645, описания земельного участка и иных необходимых для осуществления государственного учета документов.
Согласно постановлению Главы администрации города Самара от 06.05.1997 № 645 обществу «ПСМ-ЛТД» в аренду с правом выкупа предоставлялся земельный участок 12 221 кв.м, а без права выкупа в аренду на 2 года под строительство магазина - земельный участок 0,2439 га. Кроме того, общество «ПСМ-ЛТД» представило свидетельства о государственной регистрации права собственности на находящиеся на земельном участке объекты недвижимости, в частности, свидетельство от 22.01.2007 на нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0257006:576, площадью 503,1 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 1, Литер М (далее – ОКС 576). Документ-основание: решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2006 по делу № А55-12070/2006.
Таким образом, на основании исследования имеющихся в материалах дела документов судами установлен юридический факт расположения нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0257006:576 на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:642 по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 1, что, по сути, в целях соблюдения принципа единства судьбы земельного участка, и расположенных на нем объектов, и послужило основанием для продажи земельного участка обществу Министерством имущественных отношений Самарской области.
С целью уточнения фактического местоположения спорного здания (по контуру) на земельном участке с кадастровым номером: 63:01:0000000:642, общество «Готика-Л» обратилось в ноябре 2020 года на основании договора от 11.11.2020 к кадастровому инженеру ФИО1 (страховой номер индивидуального лицевого счета <***>), а, затем, по результатам проведенных кадастровым инженером кадастровых работ и составленного технического плана здания – 09.04.2021 с заявлением в Управление Росреестра по Самарской области, приложив технический план здания от 12.05.2021, подготовленный кадастровым инженером.
Управление Росреестра по Самарской области письмом от 16.04.2021 № КУВД-001/2021-14160986/1, уведомило общество «Готика-Л» о приостановлении кадастрового учета.
Общество подало апелляционную жалобу в комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Самарской области.
Апелляционная комиссия решением от 07.06.2021 № Р/63/21Г60, согласилась с решением государственного регистратора, в удовлетворении жалобы общества на приостановление действий по государственному кадастровому учету отказала.
Общество «Готика-Л», полагая решение Управления Росреестра по Самарской области от 16.04.2021 № КУВД-001/2021-14160986/1 об отказе государственного кадастрового учета изменений незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В ходе рассмотрения спора в суде, Управление Росреестра по Самарской области отказало обществу в государственном кадастровом учете изменений, о чем приняло решение от 16.07.2021 № КУВД-001/2021-14160986/4, в связи с чем общество изменило предмет исковых требований, просило признать незаконным названное решение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Управлением Росреестра по Самарской области при отказе обществу в государственном кадастровом учете изменений не допущено нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, суд округа оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривает.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 АПК РФ возложено на заявителя.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ‑ Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 2 статьи 7 данного Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Закона № 218‑ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 14 этого же Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании пункта 6 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона № 218‑ФЗ).
Технический план, согласно части 1 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости (часть 8 статьи 24 Закона № 218-ФЗ).
По правилам части 1 статьи 21 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 этого же Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).
Как установлено судами, в ходе правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, Управлением Росреестра по Самарской области было установлено, что в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана здания от 12.05.2021 отражено, что «в ходе выполнения кадастровых работ выявлено, что здание с кадастровым номером 63:01:0257006:576 расположено в кадастровом квартале 63:01:0238004 и не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:642; при формировании поэтажных планов главный фасад здания определить невозможно, таким образом, на поэтажных планах параллельно нижнему краю листа располагается южная сторона здания». Эти сведения противоречат сведениям ЕГРН относительно расположения объекта недвижимости в пределах границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:642, и противоречат обстоятельствам, установленным решением Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2006 по делу № А55-12070/2006.
Кроме этого, Управление Росреестра по Самарской области пришло к выводу, что технический план, представленный обществом, составлен с нарушением подпункта 4 пункта 43 Требований к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, действующего в спорный период, поскольку не содержит указание кадастрового номера земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание.
При сопоставлении координат характерных точек контура здания, содержащихся в техническом плане и координат характерных точек границ земельных участков, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости Управлением Росреестра по Самарской области выявлено, что часть здания, в отношении которого уточняется его местоположение, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238004:657, который не указан в техническом плане.
Данные обстоятельства послужили основанием для приостановления действий по кадастровому учету с указанием на необходимость представления технического плана с устраненными замечаниями, а в последующем – для отказа в осуществлении таких действий, по причине неустранения замечаний, послуживших основанием для их приостановления.
В силу части 5 статьи 24 Закона № 218-ФЗ местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Форма технического плана и требования к его подготовке, составу содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (далее - Приказ № 953).
Подпунктами 4, 5 пункта 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений (приложение № 2 к Приказу № 953) установлено, что в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются кадастровый номер земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о правомерности действий Управления Росреестра по Самарской области по приостановлению кадастрового учета и по последующему отказу в государственном кадастровом учете в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных с заявлением в регистрирующий орган документах, и сведениями, имеющимися в ЕГРН, основанными на вступившем в законную силу судебном акте – решении Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2006 по делу № А55-12070/2006.
Так, судами установлено и материалами дела подтверждено, что из представленных в регистрирующий орган документов следует, что в соответствии с техническим планом здания указаны следующие характеристики объекта недвижимости: кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено здание отсутствует, указан только кадастровый квартал (63:01:0238004), назначение объекта недвижимости (здание), кадастровый номер (63:01:0257006:576), в то время как согласно данным Управления Росреестра по Самарской области объект недвижимости расположен также в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238004:657, который не указан в техническом плане.
Таким образом, представленные обществом документы свидетельствуют о том, что могут иметь место неверные сведения не только в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:642, принадлежащего ему на праве собственности, но и земельного участка с номером 63:01:0238004:657, расположенного в кадастровом квартале 63:01:0238004, фактические границы участка могут не совпадать со сведениями о границах, внесенными в ЕГРН, что может свидетельствовать о внесении сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0000000:642 и 63:01:0238004:657, в ЕГРН с ошибкой местоположения границ (технической или реестровой), которая может быть исправлена только в установленном законом порядке, в частности, в соответствии со статьей 61 Закона № 218-ФЗ.
С учетом изложенного, при выявленном факте наличия противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленном с заявлением в регистрирующий орган техническом плане, и сведениями, имеющимися в ЕГРН, внесенными, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта, оснований для признания незаконными решения регистрирующего органа об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости у судов не имелось.
Принимая во внимание, что спорная ситуация с границами земельных участков могла сложиться вследствие кадастровой ошибки, допущенной при определении местоположения земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 63:01:0000000:642, судебная коллегия считает, что регистрирующий орган правомерно отказал в кадастровом учете местоположения объекта недвижимости, а суды первой и апелляционной инстанций признали его действия не противоречащими закону, полагая, что возможный риск наличия кадастровой ошибки местоположения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:642, вследствие того, что техническим планом установлен факт расположения здания в пределах границ иного земельного участка, не может быть переложен на регистрирующий орган.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22), суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество», абзаце 3 пункта 2 постановления № 10/22 указано, что иски об установлении границ земельного участка, относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Из анализа указанных норм, а также правовой позиции, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 № 310-ЭС16-10203 следует, что требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве, следовательно, такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является, в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.Итогом рассмотрения такого требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек и на основании которого такие сведения вносятся в ЕГРН.
В рамках дела об оспаривании действий регистрирующего органа по отказу в кадастровом учете изменений в части уточнения местоположения здания, по сути, не может быть разрешен спор о праве на другое имущество – земельный участок, не принадлежащий заявителю.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что предметом настоящего спора является оценка технического плана на соответствие его по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации, представленные документы: заявление и технический план достаточны для принятия решения, признаются судом кассационной инстанции необоснованными.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 АПК РФ).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу № А55-20405/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи Р.В. Ананьев
С.Ю. Муравьев