ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 мая 2021 года Дело № А55-20521/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представитель ФИО1 (доверенность от 29.12.2020),
от Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области – представитель ФИО2 (доверенность от 11.01.2021),
от ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области – представитель не явился, извещено,
от ООО «САМАГРО» – представитель ФИО3 (доверенность 14.10.2020),
от Администрации муниципального района Красноярский Самарской области – представитель не явился, извещено,
от Администрации сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области – представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2021 года по делу № А55-20521/2020 (судья Степанова И.К.)
по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьих лиц:
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области,
ООО «САМАГРО»,
Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее – заявитель, комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, и просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, выраженное в письме oт 10.07.2020 № 08-822/2001 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А»; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2021 года признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, выраженное в письме oт 10.07.2020 № 08-822/2001 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А».
Возложена обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что у регистрирующего органа имелись законные основания для принятия оспариваемого заявителем решения о невозможности снятия в административном порядке с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534. Считает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения было допущено нарушение норм материального права, регламентирующих порядок осуществления учетно-регистрационных действий в сфере государственной регистрации недвижимости. Кроме того, считает, что имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, ООО «САМАГРО», Глава сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, ООО «САМАГРО» в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением по результатам рассмотрения обращения комитета (исх. №4025 от 07.07.2020) принято решение о невозможности снятия земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534 с государственного кадастрового учета по решению органа регистрации, ссылаясь на положения статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1, 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Согласно части 3 статьи 70 Закона о регистрации орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534 поставлен на государственный кадастровый учет 06.06.2014 в порядке внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании Постановления администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 «По отводу земельного участка А.О. фирмы «САМАГРО» для строительства цеха по переработке картофеля».
Законодательством признается юридическая сила государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации либо после введения его в действие, но до начала выдачи свидетельств по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Не согласившись с данным решением, комитет обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что имеются основания для снятия с государственного кадастрового учета, предусмотренные ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», и оспариваемое решение управления нарушает права комитета на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В обоснование возражений управление сослалось на то, что вышеназванным постановлением А.О. фирме «САМАГРО» для строительства цеха по переработке картофеля был отведен в постоянное пользование земельный участок (пашня) площадью 3,0 га из фонда перераспределения земель вблизи села Светлое Поле. В орган кадастрового учёта вместе с указанным заявлением представлялась также выписка из Постановления Главы Администрации Светлопольской волости от 07.08.2000 № 212, которым рассматриваемому земельному участку был присвоен адрес: Самарская область, Красноярский район, посёлок Светлое Поле, Промышленная зона, 1«А», в управлении имеется Акт выбора земельного участка для строительства цеха по переработке картофеля А.О. фирмы «САМАГРО» в посёлке Светлое Поле Красноярского района, в архиве ранее выданных правоудостоверяющих документов управления содержится Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землёй, выданный А.О. фирма «САМАГРО» на основании Постановления Администрации Красноярского района Самарской области от 04.06.1993 № 290.
Управление также указало на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534 имеет статус ранее учтённого объекта недвижимости (ч.4 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и наличие правоустанавливающих документов на ранее учтённый земельный участок является обстоятельством, препятствующим его снятию с государственного кадастрового учёта в административном порядке со ссылкой на п.181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, в котором определена совокупность действий регистрирующего органа в отношении земельных участков, государственный кадастровый учёт которых осуществлён в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок.
Ссылку заявителя на судебные акты управление не приняло во внимание, т.к. из мотивировочных и резолютивных частей вышеназванных судебных актов не следует утрата Постановлением Администрации Красноярского района Самарской области от 04.06.1993 № 290 юридической силы. Кроме того, управление указало на то, что вопрос о возможности (невозможности) существования земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534 в качестве объекта государственного кадастрового учёта предметом судебного разбирательства не являлся.
Управление также обратило внимание на то, что факт наличия судебных актов, вынесенных по делам № А55-22609/2015, № А55-1701/2016 и № А55-4559/2019, даже независимо от их содержания, в принципе не может являться надлежащим (допустимым) доказательством незаконности оспариваемого заявителем решения регистрирующего органа, поскольку данные судебные акты с письменным обращением комитета (исх.№ 4025 от 07.07.2020) не представлялись и судебных актов, предписывающих регистрирующему органу осуществить снятие с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, не имеется.
Кроме того, управление указало на то, что спорный земельный участок огорожен, т.е. его границы вынесены в натуре (определение местоположения границ данного объекта недвижимости на местности не вызывает затруднений), а в Акте выбора земельного участка под строительство цеха по переработке картофеля имеется схема размещения рассматриваемого земельного участка, а наличие у выданного А.О. фирма «САМАГРО» государственного акта определённых недостатков (недочётов) не исключает возможности существования спорного земельного участка в качестве объекта государственного кадастрового учёта.
Аналогичные доводы регистрирующего органа указаны и в апелляционной жалобе.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:26:1305011:534, отнесенном к категории «земли населенных пунктов», имеющем вид разрешенного использования «для строительства цеха по переработке картофеля», адрес: Российская Федерация, Самарская область, Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона 1 «А».
Земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011: 534 имеет статус «ранее учтенный», дата присвоения кадастрового номера 04.06.1993, сведения о правообладателе отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.07.2020 №63/01/01/2020-195510.
Комитет направил в адрес управления обращение от 07.07.2020 № 4025 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей муниципального района Красноярский от 27.04.2016 № 13-СП, комитет осуществляет функции уполномоченного органа, который непосредственно осуществляет от имени муниципального района Красноярский Самарской области полномочия управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Красноярский Самарской области, а также иным имуществом (в том числе земельными участками, находящимися в собственности муниципального района, и земельными участками, собственность на которые не разграничена) в рамках осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району законами Самарской области, и отдельных полномочий поселений, входящих в состав муниципального района, переданных муниципальному району отдельными соглашениями, с учетом ограничений, установленных настоящим Положением.
Управлением отказано в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, так как данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 06.06.2014 в порядке внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании Постановления администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 «По отводу земельного участка А.О. фирма «САМАГРО» для строительства цеха по переработке картофеля».
Постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 «По отводу земельного участка А.О. фирма «САМАГРО» для строительства цеха по переработке картофеля» не может являться подтверждением возникновения права на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, так как содержит указание на возникновение права после установления границ в натуре и выдачи документов на право пользования землей. Постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 не содержит адресного ориентира и описания местоположения земельного участка. Следовательно, Постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 не является правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документом на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенный по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А».
При этом оценка этому обстоятельству дана, в том числе, в решении Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2015 по делу № А55-22609/2015, где суд пришел к выводу о том, что Государственный Акт не подтверждает факт предоставления акционерному обществу фирме «САМАГРО» земельного участка по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», так как представленный акт о правах на недвижимое имущество не соответствует требованиям, а именно в Государственном Акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, отсутствует номер и дата выдачи данного документа, а также Акт не скреплен гербовой печатью и не имеет надлежащей подписи должностного лица.
Также вопрос о наличии у ООО «САМАГРО» (ИНН <***>) права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», исследован в рамках дела № А55-4559/2019 (в том числе Постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993), в котором оспаривалось распоряжение комитета от 25.01.2019 № 87-з «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов», которым ООО «САМАГРО» ИНН <***> отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 30000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», кадастровый номер 63:26:1305011:534, так как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, отмечено, что если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Согласно части 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
По объяснениям ООО «Самагро», правопреемника А.О. фирмы «САМАГРО», обращение в суд не было связано с фактическим владением и пользованием спорным земельным участком, общество не имеет объектов капитального строительства на этом участке.
По объяснениям Администрации сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области, по сведениям, которым располагает администрация поселения, земельный участок не используется и не находится на законном основании в чьем-либо владении и пользовании, сведения о правообладателе отсутствуют и в ЕГРН. 23 ноября 2020 года представителями администрации поселения произведен осмотр земельного участка, составлен Акт осмотра с приложением фотоматериалов. Осмотром установлено, что земельный участок огорожен забором, изготовленным из железобетонных плит, установленных на железобетонных подушках без углубления в землю. Участок не охраняется, вход/въезд на участок свободный, ворот нет. Поверхность земли на участке ровная, каких-либо строений (капитального и некапитального типа) и многолетней растительности на участке не имеется, каких-либо признаков текущего землепользования участком не обнаружено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что управлением не учтены указанные обстоятельства и решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, выраженное в письме oт 10.07.2020 № 08-822/2001 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости числится земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, отнесенный к категории земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования «для строительства цеха по переработке картофеля», адрес: Российская Федерация, Самарская область. Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона 1 «А».
При этом земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534 имеет статус «ранее учтенный», дата присвоения кадастрового номера 04.06.1993, сведения о правообладателе отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.07.2020 № 63/01/01/2020-195510.
Комитет направил в адрес межмуниципального отдела по Красноярскому, Елховскому районам Управления Росреестра по Самарской области обращение от 07.07.2020 № 4025 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534.
В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 10.07.2020 № 08-822/2001 указано об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, так как земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534 поставлен на государственный кадастровый учет 06.06.2014 в порядке внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании Постановления администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 «По отводу земельного участка А.О. фирмы «САМАГРО» для строительства цеха по переработке картофеля».
Однако, суд апелляционной инстанции отмечает, что постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 «По отводу земельного участка А.О. фирмы «САМАГРО» для строительства цеха по переработке картофеля» не подтверждает возникновения права на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, так как содержит указание на то, что право возникает после установления границ в натуре и выдачи документов на право пользования землей. Постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 не содержит адресного ориентира и описания местоположения земельного участка. Следовательно, Постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 не является правоустанавливающим (правоудостоверяюшим) документом на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенный по адресу: Российская Федерация, Самарская область. Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А».
При этом оценка документам об отводе земельного участка А.О. фирма «САМАГРО» по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое - Поле, Промышленная зона, 1 «А», давалась в различных судебных актах.
В решении Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2015 по делу № А55-22609/2015 суд пришел к выводу, что Государственный Акт не подтверждает факт предоставления акционерному обществу фирмы «СамАрго» земельного участка по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», так как представленный акт о правах на недвижимое имущество не соответствует требованиям, а именно в Государственном Акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, отсутствует номер и дата выдачи данного документа, а также Акт не скреплен гербовой печатью и не имеет надлежащей подписи должностного лица.
В определении Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016 по делу А55-1701/2016 также указано, что невозможно установить факт предоставления акционерному обществу фирмы «Самагро» земельного участка по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», так как представленный акт о правах на недвижимое имущество не соответствует требованиям, а именно в Государственном Акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, отсутствует номер и дата выдачи данного документа, а также Акт не скреплен гербовой печатью и не имеет надлежащей подписи должностного лица.
Также вопрос о наличии у общества с ограниченной ответственностью «САМАГРО» права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенный по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», исследовался в рамках дела №А55-4559/2019, в том числе, исследовалось Постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993.
Так Общество с ограниченной ответственностью «САМАГРО» обратилось в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность, без проведения торгов, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 30 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А».
По результатам рассмотрения заявление ООО «САМАГРО» (вх. 13858 от 27.12.2018) о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, иных представленных документов, на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитетом вынесено распоряжение от 25.01.2019 № 87-3 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов», которым ООО «САМАГРО» отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 30000 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона. 1 «А», кадастровый номер 63:26:1305011:534, так как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Общество с ограниченной ответственностью «САМАГРО» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Комитету, в котором заявитель просил признать Распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области № 87-з от 25.01.2019 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» незаконным; обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области предварительно согласовать предоставление ООО «Самагро» земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 30000 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», кадастровый номер: 63:26:1305011:534 в собственность, без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2019 по делу № А55-4559/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу № А55-4559/2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2019 оставлено без изменений.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.06.2020 по делу № А55-4559/2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу № А55-4559/2019 оставлены без изменений.
В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, отмечено, что если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что постановление администрации Красноярского района Самарской области № 290 от 04.06.1993 «По отводу земельного участка А.О. фирмы «САМАГРО» не подтверждает прав на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534.
Государственный акт не свидетельствует о предоставлении ООО «САМАГРО» земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534.
Так, Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами, должны соответствовать по форме требованиям законодательства, установленным на момент его выдачи.
Форма государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей утверждена Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 № 919).
В п. 1.11 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утв. Роскомземом 09.03.1992 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 № 122-Ф'З и изданием Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 № 219) установлено, что Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.
Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.
Как выше указано, оценка государственному акту давалась в различных судебных актах (дела № A55-22609/20I5, А55-1701/2016, А55-4559/2019).
Акт выбора земельного участка (трассы) под строительство цеха по переработке картофеля не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом.
Кроме того, из определения Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016 по делу № А55-1701/2016 следует, что общество с ограниченной ответственностью «САМАГРО» обращалось за государственной регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область. Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, I «А», однако, было получено сообщение об отказе в государственной регистрации № 026/424/2015-464 от 06.11.2015, согласно которому ООО «САМАГРО» отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область. Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», а основанием для отказа в государственной регистрации права собственности указано в том числе то, что предоставленное для проведения государственной регистрации свидетельство (акт) о праве собственности на землю должно соответствовать требованиям законодательства и должно быть выдано в порядке, установленном на момент его выдачи.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2021 года по делу №А55-20521/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи В.А. Корастелев
И.С. Драгоценнова