ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-20521/20 от 21.09.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-8966/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-20521/2020

28 сентября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021

по делу № А55-20521/2020

по заявлению комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, третьи лица : федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, администрация муниципального района Красноярский Самарской области, администрация сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области, общество с ограниченной ответственностью «СамАгро»,

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление) о признании незаконным решения Управления, выраженного в письме oт 10.07.2020 № 08-822/2001 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А» и обязании Управления устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, администрация муниципального района Красноярский Самарской области, администрация сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области (далее ‑ администрация сельского поселения Светлое поле), общество с ограниченной ответственностью «СамАгро» (правопреемник А.О. фирмы «СамАгро», далее – общество «СамАгро»).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021, признано незаконным решение Управления, выраженное в письме oт 10.07.2020 № 08-822/2001 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», на Управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Комитету в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судам норм материального права. По мнению заявителя жалобы, наличие правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок служило обстоятельством, объективно препятствующим его снятию с государственного кадастрового учета в административном порядке.

Информация опринятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена наофициальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей121 АПКРФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов впорядке, предусмотренном главой35 АПКРФ подоводам, изложенным вкассационной жалобе, в отзывах на нее, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей муниципального района Красноярский от 27.04.2016 № 13-СП, комитет осуществляет функции уполномоченного органа, который непосредственно осуществляет от имени муниципального района Красноярский Самарской области полномочия управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Красноярский Самарской области, а также иным имуществом (в том числе земельными участками, находящимися в собственности муниципального района, и земельными участками, собственность на которые не разграничена) в рамках осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району законами Самарской области, и отдельных полномочий поселений, входящих в состав муниципального района, переданных муниципальному району отдельными соглашениями, с учетом ограничений, установленных настоящим Положением.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями, Комитет указал, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:26:1305011:534, отнесенном к категории «земли населенных пунктов», имеющем вид разрешенного использования «для строительства цеха по переработке картофеля», адрес: Российская Федерация, Самарская область, Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона 1 «А». При этом вышеназванный земельный участок имеет статус «ранее учтенный», дата присвоения кадастрового номера 04.06.1993, сведения о правообладателе отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.07.2020 № 63/01/01/2020-195510. Комитет направил в адрес Управления обращение от 07.07.2020 № 4025 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, однако Управление по результатам рассмотрения названного обращения приняло решение о невозможности снятия земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534 с государственного кадастрового учета по решению органа регистрации со ссылкой на положения статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1, 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ‑ Закон о регистрации), с указанием на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534 поставлен на государственный кадастровый учет 06.06.2014 в порядке внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании постановления администрации Красноярского района Самарской области от 04.06.1993 № 290 «По отводу земельного участка А.О. фирмы «СамАгро» для строительства цеха по переработке картофеля».

Комитет полагая, что решение Управления нарушает его права на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Возражая против удовлетворения заявленных требований Комитета, Управление указало на то, что постановлением администрации Красноярского района Самарской области от 04.06.1993 № 290 обществу «СамАгро» для строительства цеха по переработке картофеля был отведен в постоянное пользование земельный участок (пашня) площадью 3,0 га из фонда перераспределения земель вблизи села Светлое Поле. В орган кадастрового учета вместе с указанным заявлением представлялась также выписка из постановления Главы администрации Светлопольской волости от 07.08.2000 № 212, которым рассматриваемому земельному участку был присвоен адрес: Самарская область, Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», в управлении имеется акт выбора земельного участка для строительства цеха по переработке картофеля обществом «СамАгро» в поселке Светлое Поле Красноярского района, в архиве ранее выданных правоудостоверяющих документов управления содержится Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, выданный обществу «СамАгро» на основании постановления администрации Красноярского района Самарской области от 04.06.1993 № 290.

Управление также указало на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534 имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости (часть 4 статьи 69 Закона о регистрации) и наличие правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок является обстоятельством, препятствующим его снятию с государственного кадастрового учета в административном порядке в силу пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, в котором определена совокупность действий регистрирующего органа в отношении земельных участков, государственный кадастровый учёт которых осуществлён в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации.

Как следует из положений Закона о регистрации, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, отмечено, что если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Согласно части 3 статьи 70 Закона о регистрации орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, при разрешении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, подлежит снятию с государственного кадастрового учета в связи с тем, что сведения о правообладателях указанного участка отсутствуют в ЕГРН, а постановление администрации Красноярского района Самарской области от 04.06.1993 № 290 «По отводу земельного участка А.О. фирмы «СамАгро» для строительства цеха по переработке картофеля» не может являться подтверждением возникновения права на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, поскольку содержит указание в своем тексте на возникновение права только после установления границ в натуре и выдачи документов на право пользования землей; названное постановление не содержит адресного ориентира и описания местоположения земельного участка, следовательно, не является правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документом на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенный по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Красноярский район, поселок Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А»; представленный Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, не подтверждает факт предоставления и принадлежности обществу «СамАгро» спорного земельного участка, так как не соответствует требованиям законодательства, поскольку отсутствуют номер и дата выдачи данного документа, акт не скреплен гербовой печатью и не имеет надлежащей подписи должностного лица; аналогичная оценка указанным документам давалась при рассмотрении арбитражных дел № А55-22609/2015, А55-1701/2016, А55-4559/2019.

Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами, должны соответствовать по форме требованиям законодательства, установленным на момент его выдачи.

Форма государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей утверждена постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 23.12.2002 № 919).

В пункте 1.11 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219) установлено, что Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.

Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

В рамках дела № А55-22609/2015 по иску общества «СамАгро» к Комитету о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства цеха по переработке картофеля, площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А» установлено, что Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, не подтверждает факт предоставления и принадлежности обществу «СамАгро» спорного земельного участка, так как не соответствует требованиям законодательства, поскольку отсутствуют номер и дата выдачи данного документа, акт не скреплен гербовой печатью и не имеет надлежащей подписи должностного лица.

Суды указали, что вопрос о наличии у общества «СамАгро» (ИНН <***>) права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», был исследован в рамках дела № А55-4559/2019 (в том числе постановление администрации Красноярского района Самарской области от 04.06.1993 № 290), в котором также оспаривалась распоряжение Комитета от 25.01.2019 № 87‑з «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов», и решением от 18.10.2019 по которому обществу «СамАгро» отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 30 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», кадастровый номер 63:26:1305011:534, так как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

По объяснениям общества «СамАгро» обращение в суд не было связано с фактическим владением и пользованием спорным земельным участком, общество не имеет объектов капитального строительства на этом участке.

По объяснениям администрации сельского поселения Светлое поле, по сведениям, которыми располагает администрация поселения, земельный участок не используется и не находится на законном основании в чьем-либо владении и пользовании, сведения о правообладателе отсутствуют и в ЕГРН. 23.11.2020 представителями администрации поселения произведен осмотр земельного участка, о чем составлен акт осмотра с приложением фотоматериалов. Осмотром установлено, что: земельный участок огорожен забором, изготовленным из железобетонных плит, установленных на железобетонных подушках без углубления в землю; участок не охраняется, вход/въезд на участок свободный, ворот нет; поверхность земли на участке ровная, каких-либо строений (капитального и некапитального типа) и многолетней растительности на участке не имеется, признаков текущего землепользования участком не обнаружено.

Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2019 по делу № А55-4559/2019 оставлено без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций.

Кроме этого, из определения Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2016 по делу № А55-1701/2016 следует, что общество «СамАгро» обращалось за государственной регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества ‑ земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», однако, было получено сообщение об отказе в государственной регистрации от 06.11.2015 № 026/424/2015-464, согласно которому обществу «СамАгро» отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества ‑ земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», а основанием для отказа в государственной регистрации права собственности указано на то, что невозможно установить факт предоставления акционерному обществу фирма «СамАгро» земельного участка по адресу: Самарская область. Красноярский район, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», так как представленный для проведения государственной регистрации акт о правах на недвижимое имущество не соответствует установленным требованиям законодательства, а именно, в Государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, отсутствует номер и дата выдачи данного документа, а также акт не скреплен гербовой печатью и не имеет надлежащей подписи должностного лица, то есть не соответствует порядку его выдачи, установленному на момент его выдачи.

Учитывая вышеизложенное, суды правомерно пришли к выводу о том, что Управлением не учтены указанные обстоятельства и решение Управления, выраженное в письме oт 10.07.2020 № 08-822/2001 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:26:1305011:534, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, п. Светлое Поле, Промышленная зона, 1 «А», не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств, указанные доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка, они правомерно отклонены как несостоятельные. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПКРФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей288 АПКРФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу № А55-20521/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                               В.А. Петрушкин

                                                                                          С.Ю. Муравьев