ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Администрации городского округа Тольятти – представитель не явился, извешено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области – представитель ФИО1 (доверенность от 26.12.2019),
от Муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Зеленстрой» - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2020г. в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2019 года по делу № А55-20980/2019 (судья Филатов М.В.)
по заявлению Администрации городского округа Тольятти
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти «Зеленстрой»
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Тольятти обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Управления Росреестра по Самарской области, выраженные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности № 63/999/001/20198-115187 от 28.03.2019 в отношении земельного участка с КН 63:09:0000000:9316, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Тольяттинское участковое лесничество, часть квартала 10, часть выдела 46, обязать осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка с КН 63:09:0000000:9316, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Тольяттинское участковое лесничество, часть квартала 10, часть выдела 46.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация г.о.Тольятти просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что предоставление спорного земельного участка МБУ "Зеленстрой" на праве постоянного (бессрочного) пользования разграничивает государственную собственность на землю и в силу ч.3 ст.3.1 Закона № 137-ФЗ данный земельный участок находится в собственности муниципального образования г.о.Тольятти.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «ЗЕЛЕНСТРОЙ» на основании постановления Администрации г.о. Тольятти №639-П/1 от 11.03.2019, о чем в ЕГРН 22.03.2019 сделана запись регистрации № 63:09:0000000:9316-63/009/2019-1.
25.03.2019 Администрация г.о.Тольятти обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.о. Тольятти на вышеуказанный земельный участок.
Уведомлением от 28.03.2019 № 63/999/001/2019-115187 регистрирующий орган сообщил о приостановлении государственной регистрации прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, сроком до 28.06.2019. Регистрирующий орган в качестве основания указал, что ни одного из документов, являющихся в соответствии с чч. 1,2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления учетно-регистрационных действий, в орган регистрации прав представлено не было.
Заявитель, не согласившись с приостановлением государственной регистрации, полагая, что основания для этого отсутствуют, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование заявленных требований о признании незаконным решения Управления Администрация г.о. Тольятти ссылается на абзац 3 ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее - Закон № 137-ФЗ), согласно которой земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, в целях разграничения государственной собственности на землю относятся к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.
Администрация в обоснование своей позиции указывает, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9316 МБУ «ЗЕЛЕНСТРОЙ» на праве постоянного (бессрочного) пользования разграничивает государственную собственность на землю и в силу приведенной нормы Закона № 137-ФЗ данный земельный участок находится в собственности Муниципального образования г.о. Тольятти.
В силу положений ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН.
Согласно статье 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно пункту 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, введенной вступившим с 01.07.2006 в законную силу Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г.о.Тольятти от 11.03.2019 №639-п/1 спорный земельный участок был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования МБУ «ЗЕЛЕНСТРОЙ» для осуществления охраны, защиты, воспроизводства лесов, что, по мнению Администрации г.о.Тольятти, согласно п.3 ст.3.1 Федерального закона №137-Ф3 влечет за собой разграничение права собственности в пользу муниципального образования городской округ Тольятти.
Однако суд не может согласиться с позиций администрации, исходя из следующего.
Публичные земельные участки, которые на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (01.07.2006) не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено.
При этом суд принимает во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 19.07.2011 № 2178/2011, а также позиции Верховного Суда РФ (определение от 14.08.2017 № 306-КГ17-10380), и Высшего арбитражного суда РФ (определение от 26.04.2013 № ВАС-4484/13) по аналогичным делам, п. 3 ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предоставление спорного земельного участка МБУ «ЗЕЛЕНСТРОЙ» на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2019 году не могло повлечь разграничение государственной собственности на участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права муниципальным образованием.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что ранее до вступления в силу ст.3.1 Федерального закона №137-Ф3 действовал Федеральный закон от 17.07.2001г. № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьей 5 которого был предусмотрен перечень оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, земли городских лесов не были отнесены к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.
Однако, поскольку указанный Федеральный закон №101-ФЗ утратил силу с 01.07.2006 и, следовательно, не может являться основанием для разграничения права собственности, действующим законодательством предусмотрен иной порядок передачи земельных участков собственникам недвижимого имущества в установленных законом случаях, а именно применительно к настоящим обстоятельствам п.3 ст.3.1 Закона №137-Ф3.
В связи с чем Администрация г.о. Тольятти полагает, что закрепление администрацией земельного участка за МБУ «ЗЕЛЕНСТРОЙ» на праве постоянного (бессрочного) пользования фактически являлось процедурой разграничения права собственности, которая стала возможна только с момента введения в действие статьи 3.1 Закона №137-Ф3.
Однако судом первой инстанции данные доводы заявителя обоснованно признаны ошибочными.
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Вместе с тем, у Администрации г.о. Тольятти такой акт в отношении спорного земельного участка отсутствует, доказательств обратного не представлено.
С учетом изложенного суд считает, что поскольку заявитель при обращении в орган регистрации прав за регистрацией права собственности не представил доказательств, позволяющих отнести спорный земельный участок к муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ, Управление правомерно приостановило осуществление регистрационных действий.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26.09.2019 регистрирующий орган уведомлением № 63/999/001/2019-115187 отказал Администрации г.о. Тольятти в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9316.
Таким образом, в настоящее время оспариваемое администрацией уведомление не нарушает прав и законных интересов Общества.
Более того, в ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом было заявлено о пропуске администрацией срока на обращение в суд, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Оспариваемое заявителем решение Управления о приостановлении регистрационных действий изложено в уведомлении от 28.03.2019, которое направляется в тот же день в электронной форме.
Однако в Арбитражный суд Самарской области Администрация обратилась 03.07.2019, то есть с пропуском установленного законом срока. Обоснования уважительности причин пропуска срока заявитель не представил.
Указанное обстоятельство, согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом изложенных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно отказано Администрации г.о. Тольятти в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 19.07.2011 N 2178/2011, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего: публичные земельные участки, которые на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (01.07.2006) не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено; передача спорного земельного участка МБУ г.о.Тольятти "Зеленстрой" на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2019 году не могла повлечь разграничение государственной собственности на участок по правилам статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение соответствующего права муниципальным образованием; поскольку Администрация при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности не представила доказательства, позволяющие отнести спорный земельный участок к муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, Управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2019 года по делу № А55-20980/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи И.С. Драгоценнова
Т.С. Засыпкина