ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-20980/19 от 23.06.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-62857/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-20980/2019

02 июля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020

по делу № А55-20980/2019

по заявлению администрации городского округа Тольятти к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Зеленстрой»,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа Тольятти (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконными действий в приостановлении государственной регистрации права собственности, выраженного в уведомлении от 28.03.2019 № 63/999/001/20198-115187, в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9316, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Тольяттинское участковое лесничество, часть квартала 10, часть выдела 46 и обязании регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении названного земельного участка.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти «Зеленстрой» (далее - муниципальное учреждение «Зеленстрой»).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, администрация, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что предоставление спорного земельного участка муниципальному учреждению «Зеленстрой» на праве постоянного (бессрочного) пользования разграничивает государственную собственность на землю и в силу части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:9316 находится в собственности муниципального образования городского округа Тольятти.

Информация опринятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена наофициальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей121 АПКРФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов впорядке, предусмотренном главой35 АПКРФ подоводам, изложенным вкассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:9316 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению «Зеленстрой» на основании постановления администрации от 11.03.2019 № 639-П/1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН); запись регистрации от 22.03.2019 № 63:09:0000000:9316-63/009/2019-1.

Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением от 25.03.2019 о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на спорный земельный участок, полагая, что его предоставление в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению «Зеленстрой» разграничивает государственную собственность на землю и в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1. Закона № 137-ФЗ земельный участок находится в собственности муниципального образования городского округа Тольятти.

Управление Росреестра уведомлением от 28.03.2019 № 63/999/001/20198-115187 сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9316 до 28.06.2019 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), мотивировав приостановление тем, что предоставление земельного участка муниципальному учреждению «Зеленстрой» в постоянное (бессрочное) пользование после 01.07.2006 не влечет разграничение права муниципальной собственности на него в пользу муниципального образования.

Администрация, полагая, что действия регистрирующего органа в приостановлении государственной регистрации права собственности, противоречат действующему законодательству и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ, приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 19.07.2011 № 2178/2011, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований администрации.

Судебная коллегия сочла необходимым согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие следующих условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о регистрации).

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ, введенной вступившим с 01.07.2006 в законную силу Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Пунктами 1, 2 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.

Таким образом, статья 3.1 Закона № 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).

Разрешая спор, суды установили, что спорный земельный участок передан муниципальному учреждению «Зеленстрой» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации от 11.03.2019 № 639-П/1, то есть после вступления в законную силу статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ.

При таких обстоятельствах суды правильно пришли к выводу, что передача спорного земельного участка муниципальному учреждению «Зеленстрой» на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2019 году не могла повлечь разграничение государственной собственности на участок по правилам статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права муниципальным образованием.

Администрация, обращаясь с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок не представила доказательства, позволяющие отнести спорный земельный участок к муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ, в связи с чем Управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:9316.

Правильно признаны необоснованными ссылки заявителя на то, что ранее до вступления в силу статьи 3.1 Закона № 137-Ф3 действовал Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», статьей 5 которого был предусмотрен перечень оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, земли городских лесов не были отнесены к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Названный Федеральный закон от 17.07.2001 утратил силу с 01.07.2006, а действующим законодательством предусмотрен иной порядок передачи земельных участков собственникам недвижимого имущества в установленных законом случаях, а именно, применительно к настоящим обстоятельствам, порядок, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.1 Закона № 137- Ф3.

Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из пропуска заявителем трехмесячного срока, установленного положениями части 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 № 1908-О по смыслу части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо узнало о соответствующем нарушении.

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 № 12493/07 и от 09.11.2010 № 8148/10 также сформулирован правовой подход по применению части 4 статьи 198 Кодекса. В названных постановлениях указано, что данная норма связывает начало течения срока на подачу заявления с моментом, когда обратившееся за защитой лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.

Таким образом, срок для оспаривания ненормативного акта, признания незаконными действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должен исчисляться с момента, когда заявитель реально узнал о нарушении своих прав и законных интересов.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу, что о факте приостановления регистрационных действий, изложенных в уведомлении от 28.03.2019, которое направлено администрации в тот же день в электронной форме, администрация узнала 28.03.2019, в связи с чем суды пришли к выводу о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного положениями части 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку с рассматриваемым заявлением заявитель обратился в суд 03.07.2019.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что оспариваемые действия регистрирующего органа являются законными и не нарушают права и законные интересы администрации и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 АПК РФ. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса.

В соответствии с частью 3 названной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.

Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу № А55-20980/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                               С.Ю. Муравьев

                                                                                          А.Ф. Фатхутдинова