ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-21237/16 от 10.08.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23059/2017

г. Казань Дело № А55-21237/2016

14 августа 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 10 августа 017 года.

Полный текст постановления изготовлен – 14 августа 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)

по делу № А55-21237/2016

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича, г. Сызрань, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, г. Самара, о признании отказа незаконным и обязании, с участием Панова Юрия Леонидовича,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Пряников Анатолий Олегович (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее – кадастровая палата), с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 10.08.2016 № 35-4077968, выраженный в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 15.11.2016 № 63-00-119/16-165424, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 10.08.2016 № 35-4077968. с приложенными документами.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Панов Юрий Леонидович.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 10.08.2016 № 35-4077968, изложенный в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 15.11.2016 № 63-00-119/16-165424, обязал кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 10.08.2016 № 35-4077968с приложенными документами.

Кадастровая палата, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером: 63:33:0204002:506, декларированной площадью 1 000 кв. м, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенном по адресу: Самарская область, Сызранский район, к.с.т. «Политехнического техникума» в районе с. Демидовка, участок № 11.

Согласно сведениям ГКН собственником земельного участка с кадастровым номером 63:33:0204002:506 является Панов Ю.Л. (регистрационная запись от 16.11.2011 № 63-63-08/057/2011-459).

Индивидуальным предпринимателем, являющимся кадастровым инженером, на основании договора подряда, заключенного с Пановым Ю.Л., подготовлен межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером: 63:33:0204002:506.

В соответствии с измерениями, выполненными в ходе кадастровых работ, определены координаты поворотных точек и вычислена площадь участка.

10.08.2016 в кадастровую палату с заявлением об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером: 63:33:0204002:506 № 35-4077968 обратился Панов Ю.Л. с приложением, в том числе, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Пряниковым А.О.

15.11.2016 на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей до 01.01.2017) (далее – Закон № 221-ФЗ) решением № 63-00-119/16-165424 кадастровая палата отказала в осуществлении государственного кадастрового учета по причине того, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

При этом осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером: 63:33:0204002:506 приостановлено в связи с тем, что межевой план не соответствует требованиям части 9 статьи 38 Закона № 221-ФЗ, а также пункта 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (редакции до 01.01.2017).

Кроме того, кадастровая палата ссылалась на отсутствие в представленном акте согласования сведений о смежных землепользователях.

Полагая вышеуказанный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.

Согласно части 13 статьи 27 Закона № 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Статьей 22 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что одним из документов, необходимых для кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка и представляемых вместе с заявлением, является межевой план.

В соответствии со статьей 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Как установлено судами, решением от 15.11.2016 № 63-00-119/16-165424 заинтересованное лицо отказало в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером: 63:33:0204002:506 со ссылкой на пункт 6 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ.

В оспариваемом решении кадастровая палата указала на нарушение пункта 67 Требований, так как в межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона № 221-ФЗ, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.

Межевой план в силу части 1 статьи 38 Закона № 221-ФЗ представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам, в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 названного федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 6 статьи 38 Закона № 221-ФЗ). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка (далее - Требования к точности определения координат) устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в этой части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Частью 3 статьи 38 Закона № 221-ФЗ установлено, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу пункта 13 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» Раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков; 2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).

Из представленного межевого плана усматривается, что в нем имеются текстовая и графическая части, в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей. В текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке (свидетельство о праве собственности на землю), сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения (площади и координаты границ). В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка. В межевом плане имеется раздел «Заключение кадастрового инженера», из которого следует, что в отношении земельного участка проведены кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения границ указанного земельного участка. Заказчиком кадастровых работ представлено свидетельство о праве собственности на землю (л.д. 15).

Довод кадастровой палаты об отсутствии в разделе «заключение кадастрового инженера» сведений об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона №221-ФЗ, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее признан судами необоснованным, поскольку в данном случае заказчиком кадастровых работ представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.

Решением Сызранского районного суда от 27.10.2016 по гражданскому делу № 2-740/16 удовлетворен иск Панова Юрия Леонидовича об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 63:33:0204002:506, указанных в межевом плане, изготовленном заявителем.

В указанном решении судом сделан вывод о том, что уточнение местоположения границ спорного земельного участка проводилось кадастровым инженером с учетом фактического местоположения границ, с учетом местоположения смежного земельного участка с кадастровым номером 63:33:0204002:517 и согласования со смежным землепользователем. Пересечений границ земельного участка по межевому плану не выявлено, граница земельного участка от точки н2 до точки н3, от точки н4 до точки н5 является смежной с территорией общего пользования.

Данные обстоятельства в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для арбитражного суда.

С учетом обстоятельств установленных судом общей юрисдикции по вышеназванному делу (л.д. 85-89), судами двух инстанций требования предпринимателя удовлетворены правомерно.

В кассационной жалобе кассатором не приведены доводы, опровергающие выводы судов.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу № А55-21237/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Карпова