АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-27039/2017
г. Казань Дело № А55-2164/2017
05 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, доверенность от 09.01.2017 № 223,
ответчика – ФИО2, доверенность от 19.01.2017 № 63 АА4131322,
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2017 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу № А55-2164/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к публичному акционерному обществу «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об определении условий дополнительного соглашения к договору, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Самара», Федеральной антимонопольной службы России,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – ООО «СВГК», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», ответчик) об определении условий дополнительного соглашения от 01.12.2016 к договору на транспортировку природного газа от 05.12.2013 № 00/9032-2014/7000-FA070/02-002/0001-2014 в редакции, предложенной ООО «СВГК» в направленном в адрес ПАО «Т Плюс» проекте (оферте) указанного дополнительного соглашения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Самара» (далее – ООО «Газпром газораспределение Самара») и Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017, исковые требования ООО «СВГК» удовлетворен.
В кассационной жалобе ПАО «Т Плюс» просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Компании, считая, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы ответчика подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ООО «СВГК» в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
ООО «Газпром газораспределение Самара» в отзыве на кассационную жалобу просил жалобу удовлетворить.
Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 05.12.2013 между ООО «СВГК» (Газораспределительная организация, ГРО) и ПАО «Т Плюс» (Потребитель, Конечный потребитель) был заключен договор № 00/9032-2014/7000-FA070/02-002/0001-2014 на транспортировку природного газа, по условиям которого ГРО обязуется оказывать Потребителю (Конечному потребителю) услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в период с 01.01.2014 по 31.12.2014, а Потребитель (Конечный потребитель) – принять и оплатить оказанные услуги.
Дополнительным соглашением от 01.12.2014 срок действия указанного договора продлен на период с 01.01.2015 по 31.12.2019 (включительно), а по расчетам – до полного их завершения.
Согласно пункту 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.12.2014) плановые объемы транспортировки газа с разбивкой годового объема по кварталам и месяцам на 2016-2019 годы согласовываются сторонами дополнительными соглашениями к договору с учетом предложений Потребителя (Конечного потребителя) и техническими возможностями газотранспортной и газораспределительной систем.
Во исполнение указанных условий договора ПАО «Т Плюс» письмом от 05.10.2016 № 138-06053 направило в адрес ООО «СВГК» информацию о потребности в транспортировке газа для предприятий филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» в 2017 году в соответствии с приведенной в письме таблицей с указанием месячных и годовых плановых объемов транспортировки газа по каждой точке подключения (по каждому предприятию филиала «Самарский») и просило направить ему соответствующее дополнительное соглашение к договору.
На основании указанного письма ООО «СВГК» был подготовлен и с сопроводительным письмом от 28.11.2016 № 03-12/8339 направлен в адрес ПАО «Т Плюс» проект (оферта) дополнительного соглашения от 01.12.2016 к договору, в котором были определены плановые месячные и годовые объемы транспортировки газа на 2017 год по каждой точке подключения и по Самарскому филиалу ПАО «Т Плюс» в целом, а также были указаны тарифы на услуги ГРО по транспортировке газа на 2017 год.
ПАО «Т Плюс» с сопроводительным письмом от 27.12.2016 № 140-07936 возвратил в адрес ООО «СВГК» указанный проект дополнительного соглашения, подписанный ПАО «Т Плюс» с протоколом разногласий. Указанным протоколом разногласий ответчик предложил изменить редакцию пунктов 1, 2 дополнительного соглашения к договору.
Наличие между сторонами договора разногласий, возникших при заключении вышеуказанного дополнительного соглашения, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа), поставка (отбор) газа без договора, заключенного в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, не допускается. Такой отбор газа признается самовольным (несанкционированным).
Согласно пояснениям истца, отбор газа, транспортируемого по газораспределительным сетям ООО «СВГК», производится ПАО «Т Плюс» непрерывно с момента заключения договора по настоящее время.
Ответчиком указанное обстоятельство не оспаривалось.
Согласно пункту 29 Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В этой связи суды посчитали, что в соответствии с условиями заключенного договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.12.2014), носящего рамочный характер, заключение дополнительных соглашений к договору об определении плановых объемов транспортировки газа на соответствующий календарный год (2016-2019 годы) и тарифов на услуги ГРО по транспортировке газа является обязательным для обеих сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно части 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пункт 1 спорного дополнительного соглашения содержит условие о договорных объемах транспортировки газа в 2017 году. При этом разногласия у сторон относительно величин объемов транспортировки газа по договору в 2017 году отсутствуют.
Разногласия сторон по указанному условию договора сводятся к тому, что истец предлагает определить в дополнительном соглашении месячные и годовой объемы транспортировки газа по договору в целом (по Самарскому филиалу ПАО «Т Плюс») и отдельно по каждой точке подключения (по каждому предприятию филиала) в соответствии с данными, содержащимися в заявке ответчика на транспортировку газа в 2017 году от 05.10.2016 № 138-06053.
Ответчик указывает на необходимость определения месячных и годового объемов транспортировки газа по договору в целом (по Самарскому филиалу ПАО «Т Плюс») без указания договорных объемов транспортировки отдельно по каждой точке подключения, ссылаясь на то, что это не является существенным условием договора и нарушает права ПАО «Т Плюс» на применение к нему повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 17 Правил поставки газа, только в отношении общего договорного объема.
Объемы транспортировки газа, в том числе по точкам подключения, определены ООО «СВГК» в проекте (оферте) спорного дополнительного соглашения в соответствии с заявкой ПАО «Т Плюс» от 05.10.2016 № 138-06053 на транспортировку газа в 2017 году и последним не оспаривались.
В соответствии с пунктом 9 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 (далее – Положение об обеспечении доступа), объемы и условия транспортировки газа (включая режим и периодичность) являются существенным условием договора на транспортировку газа.
В соответствии с пунктом 12(1) Правил поставки газа в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.
Как указал истец в представленных пояснениях, транспортировка газа на различные точки подключения (предприятия) ответчика, расположенные на территории Самарской области (г. Тольятти, г. Самара, г. Новокуйбышевск), осуществляется от разных источников газоснабжения (газораспределительных станций) по разным распределительным газопроводам, которые могут быть не связаны между собой. Так, транспортировка газа на объекты «Тольяттинская ТЭЦ» и «ТЭЦ ВАЗа» (г. Тольятти) осуществляется от ГРС-19, ГРС-19А; на объекты «Самарская ТЭЦ», «Самарская ГРЭС», «ПОК», «ЦОК» (г. Самара) – от ГРС-2, ГРС-16 (поз. 156), ГРС-18; на объект «Безымянская ТЭЦ» (г. Самара) – от ГРС-2 (по отдельному газопроводу, не связанному с кольцевой системой газоснабжения г. Самары); на объект «Новокуйбышевская ТЭЦ-1» (г. Новокуйбышевск) – от ГРС-17А (пункт 2.2 договора).
В связи с этим в случае принятия условия об объемах транспортируемого газа в редакции, предложенной ответчиком, то есть без указания объемов транспортировки газа по каждой точке подключения, невозможно будет определить, на какую именно точку подключения и в каком объеме должен быть транспортирован газ в конкретном месяце, то есть фактически существенное условие о предмете не будет согласовано.
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что месячные и годовой договорные объемы транспортировки газа на 2017 год должны быть определены как в целом по всем точкам подключения (по Самарскому филиалу ПАО «Т Плюс»), так и отдельно по каждой точке подключения, то есть в редакции истца.
Ссылка ответчика на то, что спорное условие нарушает права ПАО «Т Плюс» на применение к нему повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 17 Правил поставки газа, только в отношении общего договорного объема, судами правомерно не принята, поскольку ответчиком не представлено доказательств возможности применения к нему указанного повышающего коэффициента в иных случаях, не предусмотренных законом или иными нормативно-правовыми актами.
Более того, из Информационного письма Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ РФ) от 30.12.2008 № НБ-7906/9, на которое ссылался ответчик в своих пояснениях, следует, что применение указанного коэффициента допустимо только в отношении общего договорного объема.
Кроме того, в случае возникновения у ответчика потребности в дополнительных объемах транспортировки газа, последний может обратиться к истцу с соответствующей заявкой в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 договора.
Пункт 2 спорного дополнительного соглашения к договору содержит условие о ценах (тарифах) на услуги по транспортировке газа в 2017 году.
Разногласия сторон по указанному условию договора сводятся к тому, что истец предлагает определить в дополнительном соглашении размеры тарифных ставок, исходя из которых должны быть оплачены услуги по транспортировке газа по договору (в рублях за 1000 куб.м газа (без учета НДС), исходя из планируемых объемов транспортируемого газа), а также группы точек подключения Потребителя (Конечного потребителя газа) (таблица пункта 4.1).
Ответчик указывает на отсутствие необходимости определения указанных условий в спорном дополнительном соглашении, поскольку включение сторонами в договор условия о размерах применяемых тарифов, по его мнению, не имеет каких-либо юридических последствий; для согласования условия о тарифах как существенного условия договора достаточно имеющейся в абзаце 1 пункта 4.1 договора ссылки на то, что сторонами подлежат применению тарифы на услуги по транспортировке газа, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Также ПАО «Т Плюс» указал, что стоимость услуг истца по транспортировке газа на точки подключения ответчика «Самарская ТЭЦ, ПУ-2, К.Маркса, 495», «Самарская ГРЭС, Волжский проспект, 8», «Самарская ГРЭС, ЦОК, Блюхера, 26», «Самарская ГРЭС, ПОК, Клиническая, 160» в случаях, когда транспортировка газа осуществляется по газораспределительным сетям двух газораспределительных организаций – ООО «СВГК» и ООО «Газпром газораспределение Самара» от ГРС-16 и ГРС-18, должна в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 15.12.2009 № 411-э/7, рассчитываться по установленному для ООО «СВГК» транзитному тарифу.
При этом в проекте (оферте) спорного дополнительного соглашения расчет произведен истцом исходя из тарифов на транспортировку до конечных потребителей, что, по мнению ответчика, нарушает требования названных Методических указаний об особенностях применения тарифов на территории Российской Федерации.
Правомерность применения тарифов на транспортировку до конечных потребителей в иных случаях и на другие точки подключения, указанные в договоре («Тольяттинская ТЭЦ», «ТЭЦ ВАЗа», «Новокуйбышевская ТЭЦ-1», «Безымянская ТЭЦ»), ответчиком не оспаривалась.
В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьями 21, 23 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Согласно Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II настоящих Основных положений (подпункт «г» пункта 4; подпункт «г» пункта 7 Основных положений).
Регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 10 Основных положений).
В настоящее время Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждены приказом ФСТ РФ от 15.12.2009 № 411-э/7.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям газораспределительной организации до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку). В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению № 1 к настоящим Методическим указаниям.
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее – транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф Ттр (далее – транзитный тариф).
Тарифы на услуги ООО «СВГК» по транспортировке газа на территории Самарской области утверждены в соответствии с приложением № 3 к приказу ФСТ РФ от 21.04.2015 № 98-э/3.
В соответствии с данным приказом на услуги ООО «СВГК» по транспортировке газа на территории Самарской области утверждены тарифы на транспортировку для всех групп конечных потребителей, в том числе для группы «население», а также отдельный тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке (транзитный тариф).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
В настоящее время такая методика утверждена приказом ФСТ РФ от 21.06.2011 № 154-э/4 «Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».
В соответствии с пунктом 3 данной Методики специальные надбавки устанавливаются к тарифам на транспортировку газа для конечных потребителей. Специальные надбавки не устанавливаются к тарифам на транспортировку газа в транзитном потоке. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации специальные надбавки также могут не устанавливаться к тарифам на транспортировку газа для населения.
Размер специальной надбавки к тарифам на услуги ООО «СВГК» по транспортировке газа для всех групп конечных потребителей (за исключением населения) установлен в соответствии с приложением к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 07.04.2015 № 84.
Истец при определении размера тарифных ставок на услуги по транспортировке газа, указанных в проекте (оферте) спорного дополнительного соглашения, использует тарифы на транспортировку до конечных потребителей, дифференцированные по группам конечных потребителей, а также специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа.
Размер тарифной ставки в пункте 2 проекта спорного дополнительного соглашения (таблица пункта 4.1 договора в редакции дополнительного соглашения) определен как сумма размера тарифа на транспортировку, утвержденного для соответствующей группы точки подключения приказом ФСТ РФ от 21.04.2015 № 98-э/3 (427,17 руб./1000 куб.м газа – для 1-й группы; 447,31 руб./1000 куб.м газа – для 2-й группы), и размера специальной надбавки к указанному тарифу, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 07.04.2015 № 84 (122,32 руб./1000 куб.м газа для всех групп конечных потребителей).
Таким образом, тарифные ставки на услуги по транспортировке газа определены истцом в проекте дополнительного соглашения в следующих размерах:
- 549,49 руб. за 1000 куб.м транспортированного газа по точкам подключения, отнесенным к 1-й группе (объем потребления – свыше 500 млн. куб.м газа в год), а именно: «Тольяттинская ТЭЦ», «ТЭЦ ВАЗа», «Самарская ТЭЦ, ПУ-2, К.Маркса, 495», «Новокуйбышевская ТЭЦ-1»;
- 569,63 руб. за 1000 куб.м транспортированного газа по точкам подключения, отнесенным ко 2-й группе (объем потребления – от 100 млн. куб.м до 500 млн. куб.м газа в год включительно), а именно: «Безымянская ТЭЦ», «Самарская ГРЭС, Волжский проспект, 8», «Самарская ГРЭС, ЦОК, Блюхера, 26», «Самарская ГРЭС, ПОК, Клиническая, 160».
Пункт 2 спорного дополнительного соглашения, в редакции предложенной ответчиком в протоколе разногласий, размер тарифов на услуги по транспортировке газа, а также группы точек подключения не определены.
В таблице пункта 4.1 договора в редакции протокола разногласий к спорному дополнительному соглашению указаны наименования точек подключения и условное распределение годового объема транспортировки газа по точкам подключения Потребителя (Конечного потребителя), которое соответствует договорному объему транспортировки газа по точкам подключения сетей Потребителя (Конечного потребителя), указанному в проекте (оферте) дополнительного соглашения, предложенном истцом.
Как следует из материалов дела и представленных ответчиком суду пояснений, ПАО «Т Плюс» не согласно с определением размера тарифных ставок на услуги ООО «СВГК» по транспортировке газа на точки подключения «Самарская ТЭЦ, ПУ-2, К.Маркса, 495», «Самарская ГРЭС, Волжский проспект, 8», «Самарская ГРЭС, ЦОК, Блюхера, 26», «Самарская ГРЭС, ПОК, Клиническая, 160» от ГРС-16 и от ГРС-18 исходя из тарифов на транспортировку до конечных потребителей и считает, что в силу прямого указания пункта 52 Методических указаний стоимость таких услуг должна быть рассчитана исходя из установленного для ООО «СВГК» транзитного тарифа (97,48 руб. за 1000 куб.м транспортированного газа по всем точкам подключения). В этом случае истцу также не должна быть оплачена специальная надбавка к установленному транзитному тарифу, поскольку специальная надбавка подлежит применению только к тарифу на транспортировку до конечных потребителей.
В соответствии с пунктом 9 Положения об обеспечении доступа тарифы и порядок расчетов являются существенным условием договора на транспортировку газа.
В соответствии с пунктами 29, 31 Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, при заключении спорного дополнительного соглашения у сторон возникли разногласия относительно вида применяемого тарифа на услуги истца по транспортировке газа по договору.
Суть указанных разногласий сводится к тому, что истец счел необходимым применение при определении цены оказанных услуг по договору тарифов на транспортировку до конечных потребителей, дифференцированных по группам конечных потребителей, а также специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, а ответчик полагает, что при определении стоимости услуг по транспортировке газа на точки подключения «Самарская ТЭЦ, ПУ-2, К.Маркса, 495», «Самарская ГРЭС, Волжский проспект, 8», «Самарская ГРЭС, ЦОК, Блюхера, 26», «Самарская ГРЭС, ПОК, Клиническая, 160» от газораспределительных станций ГРС-16 и ГРС-18 необходимо применять транзитный тариф на услуги истца и при этом специальная надбавка в данном случае применению не подлежит.
С учетом данных обстоятельств, суды обоснованно признали несостоятельными доводы ответчика о том, что существенное условие договора на транспортировку газа о применяемых тарифах в данном конкретном случае согласовано сторонами путем включения в текст договора ссылки на то, что сторонами подлежат применению тарифы на услуги по транспортировке газа, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (абзац 1 пункта 4.1. договора), поскольку у сторон имеются разногласия относительно того, какой из утвержденных федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) тарифов на услуги истца (тариф на транспортировку или транзитный тариф) подлежит применению при определении цены оказываемых услуг по договору, а также подлежит ли при определении цены оказанных услуг по договору специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа. При указанных обстоятельствах спорное условие о виде применяемого тарифа подлежит определению судом.
Как установлено судами из материалов дела и не оспаривалось сторонами, транспортировка газа на точки подключения ответчика «Самарская ТЭЦ, ПУ-2, К.Маркса, 495», «Самарская ГРЭС, Волжский проспект, 8», «Самарская ГРЭС, ЦОК, Блюхера, 26», «Самарская ГРЭС, ПОК, Клиническая, 160» осуществляется по закольцованной системе газораспределительных газопроводов истца от трех источников газоснабжения – ГРС-2, ГРС-16 (поз. 156), ГРС-18. Закольцованная система газопроводов устроена таким образом, что газ поступает в сеть распределительных газопроводов высокого давления одновременно с разных источников газоснабжения (ГРС), после чего подается в сети газопроводов среднего и низкого давления либо непосредственно доставляется на объекты газопотребления, технология которых предполагает подачу газа на объект под высоким давлением (в частности, на объекты ответчика). Указанная система позволяет обеспечить надежную и бесперебойную подачу газа потребителям, поскольку при ограничении или прекращении подачи газа с одной из ГРС, газоснабжение потребителей может быть обеспечено за счет увеличения отбора газа с других ГРС. Соотношение объема газа, поданного в закольцованную газораспределительную сеть с различных ГРС в определенный момент времени, напрямую зависит от текущего давления на выходе с ГРС, текущих параметров газораспределительной сети, а также от интенсивности отбора газа всеми действующими объектами газопотребления в данный момент, то есть это соотношение является переменным. Транспортировка газа от ГРС-2 на указанные точки подключения осуществляется только по газораспределительным сетям истца. Транспортировка газа от ГРС-16 (поз. 156), ГРС-18 на указанные точки подключения осуществляется от выхода с ГРС по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Самара» в газораспределительные сети истца и далее по газораспределительным сетям истца – до точек подключения ответчика. Во всех случаях точки подключения ответчика имеют непосредственное присоединение к газораспределительным сетям истца.
Таким образом, в случаях, когда газ подается на точки подключения «Самарская ТЭЦ, ПУ-2, К.Маркса, 495», «Самарская ГРЭС, Волжский проспект, 8», «Самарская ГРЭС, ЦОК, Блюхера, 26», «Самарская ГРЭС, ПОК, Клиническая, 160» от ГРС-16 (поз. 156) и от ГРС-18, его транспортировка осуществляется по газораспределительным сетям двух ГРО – ООО «СВГК» и ООО «Газпром газораспределение Самара».
В остальных случаях транспортировка газа осуществляется только по газораспределительным сетям ООО «СВГК», без участия других ГРО.
Судами установлено и не оспаривалось сторонами, что все точки подключения ПАО «Т Плюс», указанные в спорном дополнительном соглашении к договору, относятся к 1-й (объем потребления – свыше 500 млн. куб.м газа в год) и 2-й (объем потребления – от 100 млн. куб.м до 500 млн. куб.м газа в год включительно) группам конечных потребителей.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «СВГК» на территории Самарской области утверждены приказом ФСТ РФ от 21.04.2015 № 98-э/3.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Самара» на территории Самарской области утверждены приказом ФСТ РФ от 29.05.2015 № 193-э/6.
Из указанных приказов следует, что органом тарифного регулирования утверждены тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям ООО «СВГК» на территории Самарской области для 1-й и 2-й групп конечных потребителей. Соответствующие тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Самара» на территории Самарской области не утверждены в связи с отсутствием в зоне обслуживания данной ГРО конечных потребителей 1-й и 2-й групп.
Вышеназванные приказы, принятые ФСТ РФ, являются действующими и подлежат применению вплоть до их пересмотра либо утверждения новых тарифов федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 ФСТ РФ была упразднена, ее функции переданы ФАС России.
В соответствии с Положением о ФАС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 № 941), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
К полномочиям ФАС России в установленной сфере деятельности относятся принятие методических указаний по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа (пункт 5.2.9(22).5 Положения), а также установление (утверждение, регистрация) тарифов на транспортировку газа по трубопроводам (пункт 5.3.21.16 Положения).
Как следует из пояснений, представленных ФАС России в материалы дела, в случаях, когда транспортировка газа на объекты, относящиеся к 1-й и 2-й группам конечных потребителей, осуществляется по газораспределительным сетям двух газораспределительных организаций – ООО «СВГК» и ООО «Газпром газораспределение Самара», оплата услуг ООО «СВГК» по транспортировке газа должна производиться исходя из утвержденных для данной ГРО тарифов на транспортировку до конечных потребителей, дифференцированных по группам конечных потребителей; оплата услуг ООО «Газпром газораспределение Самара» по транспортировке газа в транзитном потоке должна производиться исходя из утвержденного для данной ГРО транзитного тарифа. Данное тарифное решение может быть пересмотрено только федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в установленном порядке.
Таким образом, ФАС России подтверждена действительность тарифного решения, указанного в приказах ФСТ РФ от 21.04.2015 № 98-э/3 и от 29.05.2015 № 193-э/6. Данное тарифное решение является действующим вплоть до его отмены или пересмотра уполномоченным органом государственной власти.
С учетом указанных обстоятельств, суды пришли к правомерному выводу о том, что стоимость услуг истца по транспортировке газа на все точки подключения ответчика, указанные в спорном дополнительном соглашении, независимо от того, транспортируется ли газ в транзитном потоке по газораспределительным сетям другой ГРО – ООО «Газпром газораспределение Самара», должна определяться исходя из установленных для истца приказом ФСТ РФ от 21.04.2015 № 98-э/3 тарифов на транспортировку газа до конечных потребителей, дифференцированных по группам конечных потребителей, и специальной надбавки к указанным тарифам, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 07.04.2015 № 84.
Расчет размера тарифных ставок, указанных истцом в проекте спорного дополнительного соглашения, судами проверен и признан верным. Отнесение точек подключения к группам конечных потребителей в проекте дополнительного соглашения произведено в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что пункт 2 спорного дополнительного соглашения подлежит определению в редакции истца, и правомерно удовлетворили требования истца в полном объеме.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу № А55-2164/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
И.В. Арукаева