ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-21662/20 от 17.03.2021 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решенияарбитражного суда

24 марта 2022 года                                                                                 Дело № А55-21662/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 17 марта 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2021 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,

судей Дегтярева Д.А., Коршиковой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2021 по делу № А55-21662/2020 (судья Михайлова М.В.),

принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Техпом" и индивидуального предпринимателя ФИО1

к Департаменту управления имуществом городского округа Самара

третье лицо – Министерство имущественных отношений Самарской области

о разрешении разногласий, возникших при заключении договора,

при участии представителей:

от истца - представитель ФИО2 по доверенности от 01.07.2020

от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,

от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Техпом" обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, в котором просило урегулировать разногласия, возникшие между ООО "Техпом", ФИО1. и департаментом управления имуществом городского округа Самара при заключении договора купли-продажи № 0012 Юкп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, с кадастровым номером 63:01:0502002:926, площадью 665.0 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д. 1, определив условия договора следующим образом:

1.Пункт 1.1 договора изложить в следующей редакции: "Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка....", далее по тексту договора.

2.Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена Участка составляет   99 878 (девяносто девять тысяч восемьсот семьдесят восемь) рублей 68 коп., без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации".

3.Пункт 2.4 договора изложить в следующей редакции: "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме путем: перевода, установленной п. 2.1 суммы в размере: для ООО «Техпом» - 99 878,68*0,4615633911 = 46100.34 руб.

для ФИО1- 99 878,68*0,538436089 = 53778.29 руб.

Приложение № 2 к договору таблица:

«кадастровая стоимость земельного участка (руб.) - 3 995 147, 39»

«цена выкупа земельного участка (руб.) - 99 878,68 руб.»

«Цена выкупа земельного участка:

для ООО «Техпом» - 99 878,68*0,4615633911 - 46100,34 руб.

для ФИО1.- 99 878.68*0,538436089 = 53778,29 руб. ».

(с учетом уточнения заявленных требований, принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением суда от 12.10.2021).

При рассмотрении дела в суде первой инстанции общество с ограниченной ответственностью "Техпом" заявило ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил урегулировать разногласия, возникшие между ООО «Техпом», ФИО1 и Департаментом управления имуществом городского округа Самара при заключении договора купли-продажи № 001210кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара с кадастровым номером 63:01:0502002:926. площадью 665,0 кв. м, расположенном по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Красноармейская, дом 1, определив условия договора следующим образом:

Пункт 1.1 договора изложить в следующей редакции: «Продавец обязуется передать в общую долевую собственность (доля ООО «Техпом» - 584/1168, доля ФИО1-584/1168), а Покупатели принять и оплатить по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка на условиях настоящего договора земельный участок из земель категории «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером 63:01:0502002:926...» далее по тексту договора.

Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: «Цена участка составляет   41 780,62 руб. (Сорок одна тысяча семьсот восемьдесят рублей 62 копейки) без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.»

Пункт 2.4 договора изложить в следующей редакции: «Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме путем перевода установленной в п. 2.1 договора суммы в размере:

- для ООО «Техпом» - 20 890.31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка):

- для ФИО1. - 20 890,31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка) на счет Управление Федерального казначейства по Самарской области ...». далее по тексту договора.

Приложение № 2 к договору пункт 2 таблицы «Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Ленинский район, Красноармейская, д.1» изложить в следующей редакции: «Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) -1 671 224.80».

Приложение № 2 к договору пункт 3 таблицы «Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская обл., г.Самара, Ленинский район. Красноармейская, д.1» изложить в следующей редакции: «Процент от кадастровой стоимости земельного участка - 2,5%».

Приложение № 2 к договору пункт 4 таблицы «Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская обл., г.Самара, Ленинский район. Красноармейская, д.1» изложить в следующей редакции: «Цена выкупа земельного участка (руб.) - 41 780,62 руб.».

Приложение № 2 к договору абзацы 3-6 изложить в следующей редакции:

«Цена выкупа земельного участка 1 671 224.80 (руб.) х 2.5% х 665 = 41 780.62 (руб.)

Цена выкупа земельного участка составляет 41 780,62 руб. (Сорок одна тысяча семьсот восемьдесят рублей 62 копейки) без учета НДС:

- для ООО «Техпом» - 20 890,31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка);

- для ФИО1. - 20 890,31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка)».

2.5% - процент от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 (в редакции от 12.01.2012) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.»

Цена выкупа определена на основании:

Земельного кодекса Российской Федерации;

- постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 (в редакции от 12.01.2012)».

Уточнение заявленных требований было принято судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Возражая против исковых требований, ответчик указал, что правовых оснований для выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:01:0502002:926 по льготной цене – 2,5 % от его кадастровой стоимости у истцов нет и считал, что выкупная стоимость земельного участка должна быть определена в размере 50% от его кадастровой стоимости в соответствии с пп. 3 п. 2 «Порядка определения цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли - продажи земельного участка без проведения торгов», утверждённого Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 № 618.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2021 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2021 по делу № А55-21662/2020 отменить, отменить и принять по делу новый судебный акт об утверждении условий договора купли-продажи №001210кп земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0502002:926, площадью 665 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, 1, с видом разрешенного использования «для размещения объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности» в редакции Департамента управления имуществом городского округа Самара.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что  уполномоченный орган выразил отсутствие намерения передавать испрашиваемый земельный участок в собственность за выкуп и у пользователей земельного участка отсутствовали и отсутствуют правовые основания получить земельный участок в собственность за выкуп. Кроме того, заявитель полагает, что в период с 29.06.2012 по 09.01.2020 (заявления Истцов о предоставлении спорного земельного участка) истцы утратили интерес к приобретению в собственность спорного земельного участка, а проявление действительной воли истцов было выражено в заявлении от 09.01.2020, на которое Департамент предложил заключить договор купли-продажи с приложением проекта договора. То есть, по мнению ответчика, настоящий спор об урегулировании разногласий о цене выкупаемого имущества возник по условиям договора купли-продажи, проект которого был подготовлен Департаментом, а именно по выкупной цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка на дату обращения Истцов с заявлением от 09.01.2020.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы и просил оставить в силе оспариваемое решение, как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

С апелляционной жалобой, ответчиком представлены дополнительные документы, а именно: копия заявления от 12.11.2015 вх. №15-01-22/14764; копия заявления от 12.11.2015 вх. №15-01-22/14764; копия распоряжения от 08.02.2016 №81.

Представитель истца не возражал против приобщения дополнительных документов к материалам дела, представленных с апелляционной жалобой, пояснил, что данные документы имеются в материалах дела.

Суд отказал в приобщении указанных документов, поскольку они уже имеются в материалах дела.

Поскольку дополнительные документы были представлены ответчиком в электронном виде, то фактическому возвращению они не подлежат.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить обжалуемый судебный акт.

Ответчик третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.

Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, истцам на праве общей долевой собственности принадлежит 2-х этажное нежилое здание (жестяная мастерская) общей площадью 1168.40 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Красноармейская, д.1, кадастровый номер 63:01:0502002:715.

Указанный объект недвижимости расположен на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 63:01:0502002:926 площадью 665.00 кв. м относящимся по категории к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием «для размещения объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг», по адресу: г.Самара. Ленинский район, ул.Красноармейская, д.1.

Истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, с целью реализации предусмотренного   ст. 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка.

Ответчиком был составлен и направлен истцу для подписания проект договора купли-продажи № 001210кп.

Указанный проект договора получен истцами 16.06.2019.

Согласно пунктам 1.1., 2.1., 2.4., приложения № 2 «Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара расположенного по адресу: Самарская обл., г.Самара, Ленинский район, Красноармейская, д. 1» проекта договора купли-продажи земельного участка № 001210 кп цена продажи земельного участка указана из расчета 50% от его кадастровой стоимости и составляет 1 997 573,70 рублей (Один миллион девятьсот девяносто семь тысяч пятьсот семьдесят три рубля 70 копеек) без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации:

для ООО «Техпом» - 998 786.85 рублей (Девятьсот девяносто восемь тысяч семьсот восемьдесят шесть рублей 85 копеек;

для ФИО1. - 998 786.85 рублей (Девятьсот девяносто восемь тысяч семьсот восемьдесят шесть рублей 85 копеек.

Ответчиком установлена ставка выкупа испрашиваемого земельного участка в размере 50% кадастровой стоимости, с чем истцы не согласились и направили ответчику Протокол разногласий.

Письмом № 15-07-10/22568 ответчик отклонил Протокол разногласий, отказался внести изменения в договор купли-продажи земельного участка № 00120 кп в части его выкупной цены, поскольку цена продажи земельного участка произведена в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с установленной ответчиком в проекте договора купли-продажи земельного участка № 00120 кп выкупной ценой, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое 2-х этажное здание (жестяная мастерская) общей площадью 1168.40 кв. м, расположенное по адресам) Самарская область, г.Самара. Ленинский район, ул.Красноармейская, д.1. кадастровый номер 63:01:0502002:715.

29.06.2012 истцами в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области направлен по почте в одном конверте (почтовая квитанция от 29.06.2012 от ООО «Техпом») пакет документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, с целью реализации исключительного права на приватизацию земельного участка.

Заявления получены и зарегистрированы Министерством имущественных отношений Самарской области за вх. № 12-4/0523/12-е от 10.07.2012.

Министерство имущественных отношений отказало истцам в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотивам расположения на нем сооружений гражданской обороны.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 19.11.2013 вступившим в законную силу, отказ Министерства имущественных отношений был признан незаконным.

Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть обращение истцов.

Как указал истец, Министерством имущественных отношений Самарской области никакого решения по заявлениям истцов от 29.06.2012 принято не было.

Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ (в редакции на день обращения с заявлениями) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Письмом от 11.06.2014 № 12-4/0523/12 Министерство имущественных отношений уведомило истцов о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с выявленными препятствиями в части наложения границ смежного земельного участка, а также, как следствие, отсутствием кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.

При этом Министерством имущественных отношений не было учтено, что ст. 36 ЗК РФ (в редакции на день обращения с заявлениями) не предусматривала обязательного предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка одновременно с подачей заявления, о чем прямо было указано в п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В числе первых документов истцами к заявлениям от 29.06.2012 была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также выписки из ЕГРП о здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке и принадлежащем истцам на праве общей долевой собственности и иные документы, предусмотренные действующим в спорный период «Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 2011.

Замечаний к перечню прилагаемых к заявлениям истцов документов от Министерства имущественных отношений не поступало.

Распоряжения об отказе в предоставлении в собственность истцов испрашиваемого земельного участка в адрес заявителей не направлялось.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ (действовавшей на день обращения), не вправе были требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.

Таким образом, истцы при подаче заявлений от 29.06.2012 выполнили все требования, предусмотренные нормами Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент обращения с заявлениями, тогда как Министерство имущественных отношений незаконно бездействовало и уклонялось от продажи истцам испрашиваемого земельного участка.

В абзаце 2 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 « 33 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Бездействие Министерства имущественных отношений с момента подачи заявлений истцами 29.06.2012 по 11.06.2014 и нарушение сроков для принятия решения о предоставлении земельного участка не могут налагать на истцов дополнительные обязанности, которые впоследствии могли быть установлены изменением действующего законодательства, принятым после истечения срока для административной процедуры такого предоставления.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2018 по делу № А55-26321/2016 и в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 1 7.12.2020 по делу № А65-27976/2019.

С 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства имущественных отношений Самарской области к Администрации городского округа Самары (Закон Самарской области от 26.02.2015 № 11 -ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и статью 5.1 Закона Самарской области «О земле»),

30.06.2015 Приказом № 262-П Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области утвержден Административный регламент министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».

В связи с тем что истцы не утратили интереса в приобретении спорного земельного участка, 29.10.2015, после устранения выявленных препятствий, они вновь обратились с заявлением о выкупе к Главе Администрации городского округа Самара ФИО3 по форме, установленной вышеуказанным Регламентом (вх. № 15-01-22/14764. № СП-9/7323/01 от 12.11.2015) с сопроводительным письмом о возобновлении рассмотрения ранее поданного в Министерство имущественных отношений заявления (вх.№ 12-4/0523/12 от 29.06.2012) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <...>. занимаемого нежилым зданием, находящимся в собственности, приложив к заявлению тот же пакет документов. Отказа в возобновлении вышеуказанного заявления не поступало.

На основании распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара от 11.07.2017 был сформирован испрашиваемый земельный участок и 26.12.2017 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0502002:926, площадью 665 кв. м.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поданные истцами заявления от 29.06.2012 и от 29.10.2015 свидетельствуют о едином волеизъявлении истцов на приобретение испрашиваемого земельного участка в определенных неизменных границах.

В п. 20 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2018). утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 было отмечено, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков в порядке приватизации является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012 при наличии проявления заявленной воли.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2017 № 14-КГ17-12 цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Следовательно, выкупная цена испрашиваемого земельного участка подлежит определению на дату подачи истцами заявления в уполномоченный орган с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ (в редакции на день подачи заявлений).

Поскольку надлежащие заявления были поданы истцами 29.06.2012, т.е. до 01.07.2012, то в силу п. 1 ст. 2 Федерального Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» истцы вправе выкупить испрашиваемый земельный участок по льготной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости участка.

На момент обращения истцов с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов была утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 (в редакции от 12.01.2012) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

В соответствии с приложением № 2 к Постановлению Правительства Самарской области № 473 от 10.12.2008 (в редакции от 12.01.2012) «Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области» в период с 01.01.2012 действовали удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе видов разрешенного использования (графа 11 «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок») в рублях за 1 кв. метр земли. Для кадастрового квартала 63:01:0502002, в котором расположен испрашиваемый истцами земельный участок под производственными зданиями такой показатель установлен в размере 2 513.12 руб. за 1 кв. метр земли.

Исходя из данного показателя кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка площадью 665 кв. м на день обращения истцов с заявлениями должна была составить 1 671 224.80 руб. (2513.12 руб. х 665 кв. м = 1 671 224.80 руб.).

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» для предусмотренных законодательством целей, например для определения арендной платы и выкупной цепы, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При таких обстоятельствах выкупная цена испрашиваемого земельною участка должна определяться из расчета 2.5% от кадастровой стоимости земельного участка на момент подачи заявления 29.06.2012.

Таким образом, выкупная ставка 2.5% должна быть исчислена от кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка 1 671 224,80 руб. и составляет 41 780.62 руб. (1 671 224.80 руб. х 2.5% =41 780.62 руб.).

Соответственно для ООО «Техпом» выкупная цена испрашиваемого земельного участка составляет 20 890.31 руб. (41780.62 руб. : 2 = 20 890.31 руб.), для ФИО1 20 890.31 руб. (41780.62 руб. : 2 - 20 890.31 руб.).

В соответствии с п. 4 с.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением, а сам договор должен соответствовать обязательным правилам, содержащимся в законе, действующем на момент подачи обращения за выкупом земельного участка.

В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

По мнению истцов, спорные пункты договора подлежат урегулированию и определению следующим образом:

Пункт 1.1 договора изложить в следующей редакции: «Продавец обязуется передать в общую долевую собственность (доля ООО «Техпом» - 584/1168. доля ФИО1-584/1168). а Покупатели принять и оплатить по цене 2.5% кадастровой стоимости земельного участка на условиях настоящего договора земельный участок из земель категории «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером 63:01:0502002:926...» далее по тексту договора.

Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: «Цена участка составляет 41 780,62 руб. (Сорок одна тысяча семьсот восемьдесят рублей 62 копейки) без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.»

Пункт 2.4 договора изложить в следующей редакции: «Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме путем перевода установленной в п. 2.1 договора суммы в размере:

-   для ООО «Техпом» - 20 890,31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка);

-   для ФИО1. - 20 890,31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка) на счет Управление Федерального казначейства по Самарской области ...». далее по тексту договора.

Приложение № 2 к договору пункт 2 таблицы «Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская обл.. г.Самара. Ленинский район. Красноармейская, д. 1» изложить в следующей редакции: «Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) -1 671 224,80».

Приложение № 2 к договору пункт 3 таблицы «Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская обл.. г.Самара. Ленинский район. Красноармейская, д.1» изложить в следующей редакции: «Процент от кадастровой стоимости земельного участка - 2.5%».

Приложение № 2 к договору пункт 4 таблицы «Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская обл., г.Самара, Ленинский район, Красноармейская, д.1» изложить в следующей редакции: «Цена выкупа земельного участка (руб.) - 41 780,62 руб.».

Приложение № 2 к договору абзацы 3-6 изложить в следующей редакции: «Цена выкупа земельного участка 1 671 224.80 (руб.) х 2.5% х 665 = 41 780.62 (руб.) Цена выкупа земельного участка составляет 41 780.62 руб. (Сорок одна тысяча семьсот восемьдесят рублей 62 копейки) без учета НДС:

для ООО «Техпом» - 20 890.31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка);

для ФИО1. - 20 890.31 руб. (Двадцать тысяч восемьсот девяносто рублей 31 копейка)».

2.5% - процент от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 (в редакции от 12.01.2012) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.»

Цена выкупа определена на основании: Земельного кодекса Российской Федерации;

-   постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 (в редакции от 12.01.2012)»

  Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.

   Доводы ответчика о том, что правовых оснований для выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:01:0502002:926 по льготной цене – 2,5 % от его кадастровой стоимости у истцов нет и, что выкупная стоимость земельного участка должна быть определена в размере 50% от его кадастровой стоимости в соответствии с пп. 3 п. 2 «Порядка определения цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли - продажи земельного участка без проведения торгов», утверждённого Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 № 618 обосновано отклонены судом первой инстанции.

Исходя из правовой позиции сформированной судебной практикой (Определением Верховного суда РФ по делу № 310 -ЭС 16-1609 от 07.07.2016), следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ, действовавшей до 30.10.2007) при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 ЗК РФ, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определялась в льготном порядке, установленном пунктами 2 и 3 данной статьи.

При этом Закон № 137-ФЗ не дифференцировал порядок определения размера выкупной цены за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, при его продаже любому собственнику зданий, строений, сооружений по правилам статьи 36 ЗК РФ.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ статья 2 Закона № 137-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в действие 30.10.2007.

Так, согласно абзацам 2 и 5 пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи земли, в соответствии с пунктом 1 до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения (абзац 2 пункта 1 статьи 2);

- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность (абзац 5 пункта 1 статьи 2).

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В силу пункта 2 статьи 2 закона № 137-ФЗ до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 № 14649/08 был сформулирован правовой подход к применению положений пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, согласно которому действие данной нормы распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что покупатель, получивший объекты недвижимости, ранее приватизированные иным лицом, относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены именно в процессе приватизации государственного имущества.

При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.

В Определении от 01.10.2009 № 1129-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Липецкой области о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Определение от 01.10.2009 № 1129-0-0) Конституционный Суд Российской Федерации указал, что критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости и отметил следующее.

Из содержания пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Сторонами не опровергается, что истцам принадлежат на праве собственности помещения в нежилом здании по адресу: <...>.

Согласно реестровой выписке здание представляет собой жестяную мастерскую, имеет площадь 1 168,4 м2, состоит из 3 помещений, первым собственником здания, чьё право было зарегистрировано, являлось ОАО «Средневолжский станкостроительный завод», приобретшее его 29.03.1994 в порядке приватизации одноимённого государственного предприятия.

Указанное нежилое здание приобретено ООО «Техпом» на основании договора купли-продажи нежилого здания № 18 от 05.03.2007 у ООО «Стройиноватор», которое в свою очередь 16.02.2007 приобрело указанное здание у ООО «Фирма «Соло», последнее приобрело указанное здание 27.12.2006 у ООО «Промцентр» которое в свою очередь 02.12.2005 приобрело указанное здание у ОАО «Средневолжский станкостроительный завод», последний право собственности на указанный объект приобрел в результате приватизации государственного предприятия Средневолжский станкостроительный завод путем преобразования в Открытое акционерное общество «Средневолжский станкостроительный завод» (Постановление Главы Администрации Ленинского района г.Самары № 2862 от 23.06.1993 г.).

Средневолжскому станкостроительному заводу принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования и фактически занимаемый заводом земельный участок общей площадью 4.82 га. на котором было расположено приобретенное истцами 2-х этажное нежилое здание (жестяная мастерская) площадью 1168.40 кв. м что подтверждается Свидетельством о праве собственности на землю № 64883 от 30.12.1992 г. Свидетельство не отменено и не признано в судебном порядке незаконным или недействительным.

26.09.2008 ООО «Техпом» продал ФИО1 1/2 долю в праве общей долевой собственности на указанный нежилой объект - 2-х этажное нежилое здание (жестяная мастерская) общей площадью 1168.40 кв. м расположенное по адресу: Самарская область. г.Самара, Ленинский район, ул.Красноармейская, д.1, кадастровый номер 63:01:0502002:715 ( Свидетельство о государственной регистрации права    серия 63-АГ № 157616 от 20.01.2009).

Согласно норм ст. 35 ЗК РФ, ст.ст. 217, 552 ГК РФ в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных отношений, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к покупателю переходит право на соответствующую часть земельного участка, занятую зданием, строением, сооружением и необходимую для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, истцы владели по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанное нежилое здание, отчужденное первым собственником ОАО «Средневолжский станкостроительный завод» в процессе приватизации государственного предприятия и, как к новым собственникам объекта, к ним в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2005 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» перешло и исключительное право выкупить испрашиваемый земельный участок по льготной цене.

В соответствии с абзацами 2 и 5 п. 1 ст. 2 ФЗ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 12.12.2011) до 01.07.2012 к в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках реконструированы здания, строения, сооружения :

- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек: 2.5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Испрашиваемый земельный участок находится в г.Самаре, Самарской области с населением менее 3 миллионов человек.

В п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. стороны должны руководствоваться Законом № 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 95-ГД (в редакции от 09.04.2012) «О земле», до 01.07.2012 в соответствии с настоящей частью осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений,если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка;

2) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, по смыслу п. 1 ст. 2 Ф3№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции на день подачи заявлений) определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков, являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 года.

При этом право на льготное приобретение земельного участка имеет любой собственник указанных объектов недвижимости независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 г.)

Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Заявление о выкупе земельного участка от 29 июня 2012 года направленное в Министерство имущественных отношений (вх. № 12-4/0523/12-е от 10.07.2012) имеется в материалах дела. Подано в сроках, установленных п. 1 ст. 2 ФЗ от 25.10.201г. № 137 -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Отказ министерства от 24.06.2013 № 12-4/0523/12-С в предоставлении спорного земельного участка признан незаконным решением Ленинского районного суда г. Самары от 19.11.13 по делу № 2-5240/13. Суд обязал министерство рассмотреть указанное заявление.

Следовательно, заявление ООО "Техпом" и ФИО1. должно было быть рассмотрено на основании норм права, действовавших до 01.07.2012.

Доводом для отказа в продаже земельного участка по льготному тарифу, не может являться тот факт, что на момент подачи Заявления (на 29 июня 2012 года), в отношении спорного земельного участка не произведен кадастровый учет.

Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа в Постановлении от 29 января 2019 года по делу № А55-14371/2018, где установлено, что участок не был поставлен на кадастровый учет.

Правилами пункта 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Таким образом, обязанность по формированию выкупаемого земельного участка и определения его границ с учетом площади, занятой объектами недвижимости, принадлежащими истцу, и площади необходимой для их использования, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства была возложена законом на орган местного самоуправления городского округа Самара.

Довод жалобы о том, что уполномоченный орган (ответчик) выразил отсутствие намерения передать в собственность за выкуп и у пользователей земельного участка отсутствовали правовые основания получить земельный участок в собственность за выкуп отклоняется судебной коллегией.

Ответчик в письме от 10.07.2020 № 15-07-10/22568 (вх. № 21 от 22.07.2020), а также в возражениях на уточненное исковое заявление, отклонил предложенный истцами протокол разногласий в связи с отсутствием оснований для применения льготной выкупной стоимости, так как Свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования № 64883 от 30.12.1992, выданное на основании Постановления Администрации г. Самара от 22.12.1992 № 1232 по мнению ответчика аннулировано. В качестве доказательства ответчик ссылается на Постановление Главы города Самара № 13 от 08.01.1997 года, пунктом 5, которого Постановление № 1232 «О предоставлении Средневолжскому станкостроительному заводу фактически занимаемого земельного участка в постоянное пользование»-считать утратившим силу.

30.12.1992 ОАО «Средневолжскому станкостроительному заводу» Комитетом по земельной реформе г. Самары было выдано свидетельство № 64883 о праве постоянного пользования на земельный участок площадью 4,82 га на ул. Красноармейской, 1, со ссылкой на постановление Администрации г. Самары от 22.12.1992 № 1232, целевое назначение земельного участка - завод.

В 1997 году правопреемник Средневолжского станкостроительного завода - АООТ «Средневолжский станкостроительный завод» переоформило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, скорректировав при этом его границы. Постановлением Главы г. Самары от 08.01.1997 № 13 АООТ «Средневолжский станкостроительный завод» был предоставлен в аренду на 3 года без права выкупа в собственность земельный участок на ул. Красноармейской, д. 1, площадью 4,6699 га. Границы земельного участка приведены в приложении к акту отвода от 15.01.1997 № 8146.

Заключением кадастрового инженера ООО «Поволжье» установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0502002:926, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленский район, ул. Красноармейская, 1, общей площадью 665,00 кв. м, являющийся предметом выкупа по договору купли продажи № 001210кп, располагается в границах отвода территории АО «Стредневолжский станкозавод».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.09.2007 по делу № А55-9349/2007-37, установлено, Постановление Главы администрации г. Самара № 13 от 08.01.1997 года признано недействительным. Соответственно вывода ответчика, о наличии арендных отношений между ответчиком и истцом не обоснован, кроме того, опровергается Решением Арбитражного суда по делу № А55-9349/2007-37.

Из чего следует, что право постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 4,82 га на ул. Красноармейской, 1, возникшее на основании постановления Администрации г. Самары от 22.12.1992 № 1232 и Свидетельства № 64888 от 30.12.1992 года не отменено и не оспорено, а также не прекращено.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2014 по делу № А55-12670/2012, также подтверждается факт наличия постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 4,82 га на ул. Красноармейской, 1, со ссылкой на Постановление Администрации г. Самары от 22.12.1992 № 1232 у ОАО «Средневолжский станкостроительный завод».

В соответствии с пунктом 1 статьи 552 ГК РФ, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.

Из пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № И "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление от 24.03.2005 № 11) следует, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Из Постановления Администрации г. Самары от 22.12.1992 № 1232 следует, что земельный участок на момент продажи и регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости находился у продавца - ОАО «Средневолжский станкостроительный завод» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, к ответчику как приобретателю объектов недвижимости в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на них уже перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего их собственника - ОАО «Средневолжский станкостроительный завод".

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 (в редакции от 12.12.2011) до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД (в редакции от 09.04.2012) "О земле" до 01.07.2012 в соответствии с настоящей частью осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 было отмечено, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков, в порядке приватизации является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе (либо переоформлении) земельного участка до 01.07.2012 при наличии проявления заявленной воли.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истцов.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно,  в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта  суда первой  инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2021 по делу № А55-21662/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                Л.Л. Ястремский

Судьи                                                                                                               Д.А. Дегтярев

                                                                                                                          Е.В. Коршикова