ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-22179/14 от 09.07.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-25089/2015

г. Казань Дело № А55-22179/2014

09 июля 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Кормакова Г.А., Сафина Н.Н.,

при участии представителей:

заявителя – Фишмана А.Л. (доверенность от 14.10.2014),

третьего лица – Пициной Н.В. (доверенность от 13.01.2015 №27-07/29),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)

по делу № А55-22179/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приволжское «ПЖРП», г. Самара, к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, г. Самара, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица – Администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным уведомления,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Приволжское «ПЖРП» (далее – ООО «Приволжское «ПЖРП», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 (далее - АПК РФ), к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара (далее – Департамент ЖКХ, ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица – администрации городского округа Самара (далее – администрация, третье лицо), о признании незаконным уведомления Департамента ЖКХ администрации г.о. Самара от 25.12.2013 №27-07/8463 об отказе в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 07.02.2012 № 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 годы;

- признании незаконными действий Департамента ЖКХ администрации г.о. Самара по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 годы;

- об обязании Департамента ЖКХ администрации г.о. Самара заключить с заявителем договоры на предоставление субсидий в размере 8 977 455,92 рублей из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 года по расчетам, представленным заявителем.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015, заявление удовлетворено частично. Признано незаконным уведомление Департамента ЖКХ администрации г.о. Самара от 25.12.2013 №27-07/8463 об отказе в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012 и 2013 годы. Признаны незаконными действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012 и 2013 годы. На Департамент ЖКХ администрации г.о Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления по вопросу заключения договора на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012 и 2013 годы по существу.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представители заявителя и третьего лица с доводами кассационной жалобы не согласились, просили оставить судебные акты без изменения.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель обратился в Департамент ЖКХ с заявлением о заключении договора о предоставлении субсидий в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек» (далее – Порядок).

Уведомлением от 25.12.2013 №27-07/8463 заявителю отказано в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара.

Основанием для принятия данного решения послужило несоблюдение заявителем требований, содержащихся в пунктах 4, 5, 7 Порядка.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из данной нормы следует, что основанием для принятия решения судом о признании незаконными решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, являются одновременно как их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушением ими прав и законных интересов гражданина, организации и иных лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок, в соответствии с условия которого должны предоставляться субсидии, разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает механизм предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 5 установлены виды жилищных услуг, при которых предоставляются субсидии в целях возмещения недополученных доходов.

ООО «Приволжское «ПЖРП» обратилось с заявлением о предоставлении субсидии в связи с тем, что оно собственными силами осуществляло организацию действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 годы.

Основанием отказа послужило несоблюдение заявителем требований, содержащихся в пункте 5 Порядка предоставлении субсидий, в виде отсутствия заключенного агентского договора с МП «ЕИРЦ».

Однако договор с МП «ЕИРЦ» не заключался, поскольку заявитель самостоятельно осуществлял организацию действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги.

Из анализа приложения № 2 к договору на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 09.06.2008, заключенного между заявителем и Департаментом управления имуществом городского округа Самара, следует, что в стоимость жилищных услуг, оплачиваемых собственником (нанимателем), включены расходы по управлению домом в виде общего руководства, начисление, сбор, ведение бухгалтерской статистики и другой документации, подготовка экономических расчетов по планируемым работам, налоги (цена на 1 кв.м. общей площади – 2,57 рублей), сведения о включении в стоимость жилищных услуг действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 годы отсутствуют.

Исходя из всего вышеизложенного в совокупности, суд кассационной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что требование ООО «Приволжское «ПЖРП» о заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 годы заинтересованным лицом фактически не рассмотрено и у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований в части обязания Департамента ЖКХ Администрации г.о. Самара заключить с заявителем договоры на предоставление субсидий в размере 8 977 455,92 рублей из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учёту, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 года по расчетам, представленным заявителем.

Таким образом, в качестве способа устранения нарушенного права заявителя судом правомерно указано на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления по вопросу заключения договора на предоставление субсидий из бюджета городского Самара в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 №80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012 и 2013 годы по существу.

Довод кассационной жалобы относительно пропуска срока обращения в суд с заявлением на решение об отказе в предоставлении субсидий отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку при принятии заявления к производству суд не усмотрел нарушений сроков на обжалование.

Иные доводы кассационной жалобы, изученные судом, подлежат отклонению как несостоятельные, направленные на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.

Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу № А55-22179/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи Г.А. Кормаков

Н.Н. Сафин