ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления оглашена 22 апреля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» - представитель ФИО1 (доверенность от 02.10.2018),
от Департамента управления имуществом городского округа Самара – представитель не явился, извещено,
от Департамента градостроительства городского округа Самара – представитель не явился, извещено,
от третьего лица Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара – представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2019 года по делу № А55-22614/2018 (судья Степанова И.К.)
по заявлению Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика»
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара,
Департаменту градостроительства городского округа Самара
о признании недействительным распоряжения в части, признании незаконными действий,
с участием третьего лица - Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Самаранефтегеофизика" (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, в котором просит:
1) признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 08.05.2018 № 312 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» недействительным в части указания расположения предоставляемого в аренду земельного участка, площадью 5683 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, на территории кадастрового квартала № 63:01:01:19003, на территории общего пользования;
2) обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара внести изменения в п. 1 распоряжения от 08.05.2018г. № 312, исключив слова «(часть объекта расположена на территории общего пользования»)»;
3) признать не соответствующим закону действие Департамента градостроительства г.о. Самара по отображению в ИСОГД г.о. Самара сведений об отнесении части земельного участка площадью 5683 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, на территории кадастрового квартала № 63:01:01:19003, к территории общего пользовании;
4) обязать Департамент градостроительства г.о. Самара исключить из ИСОГД г.о. Самара сведения об отнесении части земельного участка, площадью 5683 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, на территории кадастрового квартала № 63:01:01:19003, к территории общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе публичное акционерное общество «Самаранефтегеофизика» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика».
В обосновании доводов апелляционной жалобы указало, что считают оспариваемое решение незаконным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права. Считают, что суд не дал правовую оценку действию департамента градостроительства г.о. Самара, выражающемуся в отображении в ИСОГД сведений о нахождении на части спорного земельного участка территории общего пользования в отсутствие документов, подтверждающих правомерность внесения таких сведений в ИСОГД. Также считают, что судом не установлены основания для отображения в ИСОГД спорной информации о территории общего пользования. Также указывает на то, что заинтересованными лицами и третьим лицом не представлены доказательства того, что указанный ими объект благоустройства (дорога) относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Представитель публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов, обществу принадлежат на праве собственности следующие объекты:
- нежилое здание (материальный склад), общей площадью 497,9 кв.м., кадастровый номер объекта: 63:01:0119001:2544, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный р-н, ул. Аврора, д.114а;
- нежилое здание (гараж № 1), общей площадью 210,8 кв.м., кадастровый номер объекта: 63:01:0119001:2545, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный р-н, ул. Аврора, д.114а;
- нежилое здание (гараж № 2), общей площадью 215,8 кв.м., кадастровый номер объекта: 63:01:0119001:2546, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный р-н, ул. Аврора, д.114а;
- нежилое здание (склад химикатов), общей площадью 35,4 кв.м., кадастровый номер объекта: 63:01:0119001:2547, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный р-н, ул. Аврора, д.114а;
- нежилое здание (гараж на 24 автомашины), общей площадью 842,9 кв.м., кадастровый номер объекта: 63:01:0119001:2552, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный р-н, ул. Аврора, д.114а (выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 04.12.2017 № 2017/41605391, от 04.12.2017 № 99/2017/41607029, от 04.12.2017 №99/2017/41606923, от 04.12.2017 № 99/2017/41607130, от 04.12.2017 № 99/2017/41606868.
Общество обратилось в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением № Д05-01-01/7207 от 22.06.2018 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 5683, кв.м., государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара №312 от 08.05.2018 предварительно согласовано обществу предоставление в аренду земельного участка площадью 5683, кв.м (часть объекта расположена на территории общего пользования), с видом разрешенного использования – объекты гаражного назначения, склады, относящегося к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, на территории кадастрового квартала №63:01:01:19003.
В обоснование заявления общество считает оспариваемое распоряжение в части указания на расположение части земельного участка на территории общего пользования нарушающим законодательство РФ и законные интересы заявителя, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
Схема земельного участка была подготовлена ООО «Кадастровое бюро» с учетом предоставленного МП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро» чертежа красных линий. Границы земельного участка были сформированы за пределами красных линий, в приложенной к оспариваемому распоряжению схеме земельного участка красные линии или иные обозначения территорий общего пользования отсутствуют. Наличие территорий общего пользования общество считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Общество ссылается на обращение в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлениями № Д05-01-01/5533 от 14.05.2018, №Д05-01-01/7207 от 22.06.2018 о предоставлении сведений о наличии ограничений на спорном земельном участке с приложением схемы красных линий и документов, на основании которых установлены территории общего пользования. На указанные заявления Департаментом градостроительства г.о. Самара были предоставлены выписки из ИСОГД (исх. № Д05-01-01/5533-0-1 от 25.05.2018 и №Д05-01-01/7207-0-1 от 29.06.2018), содержащие указание на территории общего пользования, без приложения схем красных линий и документов, на основании которых установлены территории общего пользования. Общество считает нарушением его прав то, что в случае аренды данного земельного участка с ограничениями в виде отнесения части земельного участка к территории общего пользования, обладая исключительным правом па приобретение в собственность земельного участка, заявитель не сможет переоформить право аренды на право собственности посредством выкупа данного земельного участка, поскольку данный участок будет считаться ограниченным в обороте. Кроме того, поскольку право пользования находящимся в государственной собственности земельным участком на территории кадастрового квартала № 63:01:01:19003, общей площадью 5683 кв.м., на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, возникли у общества в силу прямого указания закона (части 1 статьи 35 ЗК РФ и части 3 статьи 552 ГК РФ) в момент государственной регистрации права собственности на приобретенные объекты недвижимости, то в силу абзаца 2 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» заявитель приобрел право пользования данным земельным участком независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между ним как покупателем недвижимости и собственником земельного участка. Общество отмечает также, что нарушением его прав является сам факт нахождения на территории испрашиваемого земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности (частной собственности), территории общего пользования.
В обоснование возражений Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент градостроительства г.о. Самара, ссылаясь на выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД), предоставленную Департаментом градостроительства городского округа Самара (от 29.03.2018 № 6МУ-38-Д05-0101/3726), согласно которой часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования, считают содержание в оспариваемом распоряжении основного объема градостроительной информации в отсутствие государственного кадастрового учета всего комплекса ограничений в использовании объекта никаким образом не направленным на не нарушение прав и интересов общества при использовании земельного участка. Поскольку не все обременения регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (в частности, принадлежность земельного участка к территории общего пользования запрашивается только в Департаменте градостроительства городского округа Самара путем предоставления сведений из ИСОГД), то содержание в оспариваемом распоряжении основного объема градостроительной информации в отсутствие государственного кадастрового учета всего комплекса ограничений в использовании земельного участка обеспечивает полноту сведений о земельном участке.
По объяснениям третьего лица, на спорном земельном участке находится объект благоустройства (дорога) и третье лицо соответственно подтверждает факт нахождения части спорного земельного участка на территории общего пользования.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ следует, что для предоставления гражданину или юридическому лицу в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов необходимо подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если его предстоит образовать.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
Согласно распоряжению от 08.05.2018 № 312 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры» ПАО «Самаранефтегеофизика» предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 5683,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, на территории кадастрового квартала № 63:01:0119003 (часть объекта расположена на территории общего пользования), с видом разрешенного использования - объекты гаражного назначения, склады, относящиеся по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре.
Частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3 статьи 56 ГрК РФ).
Полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, наделен Департамент градостроительства городского округа Самара (часть 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Самарской области).
Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, предоставленной Департаментом градостроительства городского округа Самара, от 29.03.2018 № 6МУ-38-Д05-0101/3726 часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
Содержание в оспариваемом распоряжении Департамента основного объема градостроительной информации в отсутствие государственного кадастрового учета всего комплекса ограничений в использовании объекта, по мнению суда апелляционной инстанции, не направлено на ущемление прав и интересов заявителя при использовании земельного участка.
Поскольку не все обременения регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (в частности, принадлежность земельного участка к территории общего пользования запрашивается только в Департаменте градостроительства г.о.Самара путем предоставления сведений из ИСОГД) содержание в оспариваемом распоряжении Департамента основного объема градостроительной информации в отсутствие государственного кадастрового учета всего комплекса ограничений в использовании земельного участка обеспечивает полноту сведений о земельном участке и не ущемляет интересов ПАО "Самаранефтегеофизика" при использовании земельного участка.
Сведения, содержащиеся в указанной выписке, являются достоверными. Доказательств обратного заявителем представлено не было. Не подтверждаются доводы заявителя и представленным экспертным заключением кадастрового инженера ФИО2
Довод заявителя о том, что по результатам постановки спорного земельного участка на кадастровый учет информация о нахождении данного земельного участка или его части на территории общего пользования в государственном кадастре отсутствует со ссылкой на выписку из ЕГРН от 31.08.2018 № 99/2018/157241362, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку не все ограничения регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости, о чем изложено выше.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным ненормативного правового акта в его оспариваемой части.
В соответствии с картой правового зонирования Правил застройки и землепользования спорный участок отнесен к зоне ПК-1 - зона предприятий и складов У-1У классов вредности.
Судом установлено, что на части испрашиваемого земельного участка находится объект благоустройства (дорога), которая является территорией общего пользования, обеспечивающая проезд смежных землепользователей.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-0).
Частью 1 статьи 56 ГрК РФ предусмотрено создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3 статьи 56 ГрК РФ). Частью 4 статьи 56 ГрК РФ установлено, что информационная система включает в себя сведения, к которым относит сведения об определенных документах (пункт 1), дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2), иные документы и материалы (пункт 3).
Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе (часть 4 статьи 57 ГрК РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара; полномочиями по утверждению либо изменению красных линий Департамент не наделен.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания несоответствующим закону действие Департамента градостроительства г.о.Самара по отображению в ИСОГД г.о.Самара сведений об отнесении части земельного участка к территории общего пользования и обязании исключить указанные сведения из ИСОГД.
В силу положений ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика».
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы излишне в размере 1500 руб. оплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, она подлежит возврату ПАО «Самаранефтегеофизика» из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2019 года по делу № А55-22614/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу «Самаранефтегеофизика» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 22 февраля 2019 года № 7876 в размере 1500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи А.А. Юдкин
В.Е. Кувшинов