АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-21439/2022
г. Казань Дело № А55-23415/2021
16 августа 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Зеленстрой»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022
по делу № А55-23415/2021
по заявлению муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Зеленстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Тольятти Самарской области, к административной комиссии Автозаводского района городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области, третьи лица: отдел развития потребительского рынка Администрации городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области, Администрацию городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области, прокуратура Автозаводского района города Тольятти, г.Тольятти Самарской области, Прокуратура Самарской области, г.Самара, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение «Зеленстрой» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Автозаводского района городского округа Тольятти (далее – административная комиссия) от 23.07.2021 № 993 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (далее – Закон № 115-ГД), в виде 45 000 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: отдел развития потребительского рынка администрации городского округа Тольятти, администрация г.о. Тольятти, прокуратура Автозаводского района г.о. Тольятти, Прокуратура Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти в рамках исполнения задания прокуратуры Самарской области от 15.04.2021 № 07-04-2021/4012-21-20360001 «О проверке исполнения законодательства в сфере землепользования» осуществлен мониторинг сети «интернет», в том числе публичной кадастровой карты на сайте https://pkk5.rosreestr.ru, с целью выявления фактов незаконного использования земельных участков.
В ходе мониторинга выявлено, что на территории Автозаводского района г. Тольятти располагается «сквер в честь 50-летия АвтоВАЗа и выпуска первого легкового автомобиля со сквером, игровыми площадками и фонтаном». Территория сквера находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:0101177:6; 63:09:0101177:3, находящихся в собственности органов местного самоуправления. Вид разрешенного использования земельных участков: культурное развитие, земельные участки (территории) общего пользования.
Решением Думы г.о. Тольятти от 23.09.2016 № 807 на Карте градостроительного зонирования г.о. Тольятти (утв. решением Думы г.о.Тольятти от 24.12.2008 № 1059 «О Правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти») установлена территориальная зона Р-1А (зона культуры и отдыха) по границам земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0101177:6 и 63:09:0101177:3.
Размещение торговых объектов на указанных земельных участках не предусмотрено.
Между тем, в ходе мониторинга сети «интернет» установлено, что на территории сквера расположены торговые объекты.
Прокуратурой района совместно со специалистами администрации г.о. Тольятти осуществлен мониторинг территории сквера на предмет нецелевого использования и самовольного захвата земель, в ходе которого установлено, что учреждение заключило договор субаренды от 30.12.2020 № 50 движимого имущества (торгового павильона) на территории «сквера в честь 50-летия АвтоВАЗа и выпуска первого легкового автомобиля с игровыми площадками и фонтаном», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101177:3, организовало розничную торговлю кофе на территории общего пользования вне мест, установленных органами местного самоуправления или органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с их компетенцией (акт проверки от 15.06.2021).
По факту выявленных нарушений административная комиссия в отношении учреждения составила протокол от 29.06.2021 № АЮ10/17 об административном правонарушении и вынесла постановление от 23.07.2021 по делу № 993 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.1 Закона № 115-ГД, в виде 45 000 руб. штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Закона № 115-ГД организация розничной торговли или оказания бытовых услуг на территории общего пользования вне мест, установленных органами местного самоуправления или органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с их компетенцией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона № 115-ГД, Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления административной комиссии. Признавая вину учреждения в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) исходили из того, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства.
Судами установлено, что на территории сквера располагался торговый павильон по продаже кофе «VANDAL», рядом с которым размещены холодильник с мороженным и оборудование по изготовлению сладкой ваты. Указанные объекты эксплуатируются ИП ФИО1 (субарендатор).
Данное обстоятельство подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2021 по делу № А55- 24000/2021.
Как следует из объяснений прокуратуры, в адрес ИП ФИО1 внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен, нарушения устранены путем демонтажа указанных объектов. По материалам проверки 21.07.2021 административный орган привлек ИП ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 6.1 Закона № 115-ГД в виде штрафа в сумме 7500 руб.
В Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации г.о.Тольятти от 14.05.2021 №1859-п/1, нестационарные торговые объекты, расположенные на указанном земельном участке, не включены.
Предоставление учреждению земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101177:3 на праве постоянного (бессрочного) пользования в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку этот земельный участок находится в собственности муниципального образования г.о. Тольятти и имеет вид разрешенного использования - культурное развитие, земельные участки (территории) общего пользования.
Указанные факты совершения учреждением вменяемого административного правонарушения подтверждаются материалами дела и учреждением не опровергнуты.
Кроме того, факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами, направленными в административную комиссию из прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти.
По факту правонарушения административной комиссией направлен запрос в адрес отдела развития потребительского рынка администрации г.о. Тольятти, в ответ на который поступила информация о необходимости включения нестационарных торговых объектов, размещенных на указанном земельном участке, в Схему размещения нестационарных торговых объектов, что в данном случае не сделано. В адрес главы городского округа Тольятти прокуратурой г. Тольятти вынесено представление об устранении нарушений законодательства, а именно, размещение нестационарных торговых объектов на указанном земельном участке в нарушение градостроительных норм, нарушение вида разрешенного использования земельных участков, законодательства о торговой деятельности.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.1 Закона № 115-ГД.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено. Оснований для применения положений статей 2.9, 3.4 4.1, 4.1.1 КоАП РФ судами не выявлено.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Доводы кассационной жалобы были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства. Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по делу № А55-23415/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Л.Ф. Хабибуллин