ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
21 мая 2018 года Дело № А55-23487/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 мая 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 мая 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Департамента градостроительства городского округа Самара - представитель ФИО1.(доверенность от 09.01.2018),
от общества с ограниченной ответственностью «И-Куб» - представители ФИО2.(доверенность от 23.08.2017), ФИО3.(доверенность от 02.02.2018),
от Администрации г.о. Самара - представитель ФИО1.(доверенность от 16.01.2018),
от ООО «ОГК-САМАРА» - представитель не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель ФИО4.(доверенность от 09.01.2018),
от ГКУ СО «Самарские лесничества» - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 февраля 2018 года по делу № А55-23487/2017 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «И-Куб»,
к Департаменту градостроительства городского округа Самара,
к Администрации г.о. Самара,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
ООО «ОГК-САМАРА»,
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
ГКУ СО «Самарские лесничества»,
о признании незаконным действия Департамента градостроительства городского округа Самара по отклонению от согласования и не направлению на публичные слушания проектной документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) для размещения линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе городского округа Самара, по основаниям, изложенным в письме Департамента № Д05-01-01/6957-6-1 от 05.07.2017г.,
об обязании Департамента градостроительства городского округа Самара согласовать и направить в уполномоченный орган для организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории представленную ООО «ОГК - Самара» на основании писем № 65 от 22.05.2017г. и № 101 от 29.06.2017г. проектную документацию по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта дорожного хозяйства – автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе городского округа Самара»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «И-Куб» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара, Администрации г.о. Самара, (далее - ответчик) о признании незаконными действий Департамента градостроительства городского округа Самара по отклонению от согласования и не направлению на публичные слушания проектной документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) для размещения линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе городского округа Самара, по основаниям, изложенным в письме Департамента № Д05-01-01/6957-6-1 от 05.07.2017г., об обязании Департамента градостроительства городского округа Самара согласовать и направить в уполномоченный орган для организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории представленную ООО «ОГК - Самара» на основании писем № 65 от 22.05.2017г. и № 101 от 29.06.2017г. проектную документацию по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта дорожного хозяйства – автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе городского округа Самара».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ОГК-САМАРА», Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ГКУ СО «Самарские лесничества» (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 февраля 2018 года заявленные требования к Департаменту градостроительства городского округа Самара удовлетворены. На Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – в месячный срок с даты вступления настоящего решения в силу согласовать и направить в уполномоченный орган для организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории представленную ООО «ОГК - Самара» на основании писем № 65 от 22.05.2017г. и № 101 от 29.06.2017г. проектную документацию по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе городского округа Самара». С Департамента градостроительства городского округа Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью «И-Куб» взысканы расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб. В удовлетворении заявленных требований к Администрации городского округа Самара отказано. Обществу с ограниченной ответственностью «И-Куб» из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная по платежному поручению № 350574 от 04.08.2017г. госпошлина в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с выводами суда, Департамент градостроительства городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Принять по делу А55-23487/2017 новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что в случае размещения объектов капитального строительства на лесных участках требуется разработка документации по планировке территории. Однако, в этом случае проект межевания территории не является основанием для образования земельного участка, поскольку определение границ такого участка осуществляется в соответствии с проектной документацией.
По мнению подателя жалобы в целях строительства автомобильной дороги земельный участок необходимо образовать в соответствии с действующим законодательством на основании проектной документации лесных участков.
Общество с ограниченной ответственностью «И-Куб» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований ООО «И-Куб».
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Администрации г.о. Самара в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «И-Куб» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований ООО «И-Куб».
В судебное заседание представители ООО «ОГК-САМАРА», ГКУ СО «Самарские лесничества» не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
19.05.2016г. ООО «И-Куб» обратилось в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением (вх.№ СП-9/2705) о выдаче разрешения на подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе г.о. Самара.
Распоряжением от 08.06.2016г. № РД-505 Департамент разрешил заявителю подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе г.о. Самара.
10.01.2017г. заявитель, в связи с получением технических условий из Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, обратился в Департамент с заявлением (вх.№ СПИ-1/76) об увеличении границ проектирования вышеуказанной автомобильной дороги с учётом ее примыкания к отрезку автомобильной дороги общего пользования, расположенной на Волжском шоссе между ул. Демократической и Московским шоссе.
Департамент Распоряжением от 22.02.2017г. № РД-598 внёс соответствующие изменения в Приложение № 2 к Распоряжению от 08.06.2016г. № РД-505, увеличив площадь проекта планировки территории до 8,23 га.
Для подготовки документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) между заявителем и ООО «ОКГ-Самара» заключен договор по которому ООО «ОГК-САМАРА» поручено осуществить разработку документации по планировке территории и направить её на согласование в уполномоченный орган местного самоуправления.
22.05.2017г. ООО «ОГК-САМАРА», в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение № 2 к Распоряжению Департамента градостроительства г.о. Самара от 08.06.2016г. № РД-505), направило заявление (исх№ 65 от 22.05.2017г.) Главе администрации г.о. Самара документацию по планировке территории для согласования и утверждения.
Департамент 23.06.2017г. письмом № 38-Д05-01-01/6626 возвратил представленную документацию по планировке территории в ООО «ОГК-САМАРА» для устранения замечаний, указанных в прилагающемся к письму Заключении о результатах проверки проекта планировки и проекта межевания территории.
29.06.2017г. после устранения всех замечаний ООО «ОГК-САМАРА» повторно направило документацию по планировке территории в Департамент (вх.№Д05-01-01/6957) для согласования и направления на публичные слушания.
Департамент 05.07.2017г. письмом № Д05-01-01/6957-6-1 по результатам рассмотрения представленной проектной документации отказал в её согласовании и направлении на публичные слушания.
В обоснование отказа Департамент сослался на то, что вид разрешенного использования образуемого проектом межевания территории земельного участка с условным номером 63:01:0000000:СРЗУ1, площадью 19278 кв.м. «для размещения линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе г.о. Самара» не соответствует виду разрешенного использования, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.01.2017г. № РД - 180 (адрес земельного участка: Самарская область, городской округ Самара, Кировский район) с видом разрешенного использования: «озелененные территории общего пользования». Поэтому, в настоящее время, представленная проектная документация не может быть согласована.
Заявитель в обоснование правомерности заявленных доводов сослался на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:653, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Кировский район, Московское шоссе, 18 км, площадью 19027 кв.м.
На территории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:653, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Кировский район, Московское шоссе, 18 км, площадью 19027 кв.м, а также расположенных в его контуре других земельных участках, находятся следующие объекты:
- защитное сооружение гражданской обороны, убежище № 259, реестровый номер федерального имущества П13630002940,
- крупнейший фармацевтический склад ООО «Фармперпектива» с количеством более 1000 человек, с которого в постоянном режиме осуществляется отгрузка лекарственных средств и приемка товара поставщиков - дистрибьюторов,
- логистическая компания ООО «Эльбрус», обладающее крупнотоннажным и малотоннажным транспортом около 150 единиц, осуществляющее деятельность по автомобильным перевозкам,
- автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Поволжский фармацевтический техникум», оборудованный учебными классами, в среднем 500 учащихся в год,
- спортивно-развлекательный объект «Аэротренажер», который посещает около 760 человек в месяц,
- офисно-административные здания с количеством более 2000 сотрудников.
В настоящее время, в связи с реконструкцией Московского и Волжского шоссе, строительством стадиона к ЧМ по футболу 2018г., доступ к земельному участку заявителя и вышеперечисленным объектам затруднен.
У заявителя нет в собственности или аренде подъездных путей и (или) дороги к своему земельному участку.
Земельный участок заявителя (кадастровый номер 63:01:0212002:653) с западной, южной и восточной стороны окружен земельными участками других правообладателей, а с северной стороны находится неиспользуемые (незастроенные) озелененные территории общего пользования, свободные от прав третьих лиц.
На земельном участке (территории) под линейный объект отсутствуют лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты определением параметров планируемого развития территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Департамент с заявлением о согласовании документации по планировке территории линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги к своему участку, подготовленной на основании разрешения выданного тем же Департаментом.
По мнению заявителя отказ Департамента явно создаёт препятствия в осуществлении ООО «И-Куб» предпринимательской деятельности, действия Департамента по отказу от согласования документации по планировке территории линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе г.о. Самара, выраженные в письме от 05.07.2017г. с исх. № Д05-01 -01/6957-6-1 незаконны и необоснованны, а также нарушают права заявителя и создают ему препятствия в осуществлении экономической деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса подготовка и утверждение документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования предшествуют принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Следовательно, изменить в предусмотренном законом порядке вид разрешенного использования «озелененные территории общего пользования» на части земельного участка запланированного для размещения линейного объекта возможно только после соответствующего согласования и утверждения документации по планировке территории.
Частью 4 ст. 46 Градостроительного кодекса, установлено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 ст.45 Градостроительного кодекса.
В части 10 ст. 45 Градостроительного кодекса указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о согласовании и направлении документации по планировке территории на публичные слушания и последующее утверждение главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (п.4 ст.46 Градостроительного кодекса).
Согласно материалам дела, Департамент в письме от 05.07.2017г. № Д05-01-01/6957-6-1 по результатам рассмотрения представленной проектной документации не привел оснований для ее отклонения и доработки, несоответствии требованиям, установленным частью 10 ст.45 Градостроительного кодекса.
Как установлено судом, ООО «ОГК-САМАРА» 29.06.2017г. устранило все замечания Департамента от 23.06.2017г., указанные в прилагающемся к письму Заключении о результатах проверки проекта планировки и проекта межевания территории.
Кроме того, в Заключении о результатах проверки проекта планировки и проекта межевания территории Департамент указал, что проект планировки и проект межевания территории не противоречат Генеральному плану г.о. Самара и Правилам застройки и землепользования в городе Самаре (пункты 3.3. и 3.4.).
Заявитель полагает, что поскольку доказательств наличия оснований для доработки проекта планировки территории не приводится, Департамент обязан был, в соответствии с пунктом 5 ст.46 Градостроительного кодекса, направить проект планировки территории и проект межевания территории на публичные слушания.
Департамент, возражая против указанных требований указал, что по результатам проверки представленной ООО «И-Куб» документации выявлено, что, согласно представленному проекту межевания территории документацией предусмотрено образование земельного участка с условным номером 63:01:0000000:СРЗУ1 площадью 19278 кв.м «для размещения линейного объекта дорожного хозяйства - автомобильной дороги от Волжского шоссе вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0212001:693, 63:01:0212002:653 до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0212002:649 в Кировском районе городского округа Самара» из части земельного участка, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 18.01.2017 № РД - 180 (адрес земельного участка: Самарская область, городской округ Самара, Кировский район) с видом разрешенного использования: «озелененные территории общего пользования».
Согласно сведениям Государственного лесного реестра проектируемый земельный участок частично (площадью 8,2 га) расположен в границах лесного участка на землях иных категорий в квартале 13 Самарского лесничества.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным кодексом.
В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.
Так, в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ проект межевания территории является документом, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, требуется разработка документации по планировке территории.
Однако подпунктом 2 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектной документации лесных участков.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае размещения объектов капитального строительства на лесных участках требуется разработка документации по планировке территории.
Однако в этом случае проект межевания территории не является основанием для образования земельного участка, поскольку определение границ такого участка осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков (пп. 2 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Так, согласно положениям статьи 71 Лесного кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями статьи 68.1, 69 Лесного кодекса (в предыдущей редакции), частей II и III Лесоустроительной инструкции, проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
После 01.01.2009, в силу статьи 14.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса РФ в лесохозяйственном регламенте устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 02.02.2018 разрешенным видом использования указанного земельного участка является, в том числе, строительство дорог.
Однако, как указал Департамент, в целях строительства автомобильной дороги, земельный участок необходимо образовать, в соответствии с действующим законодательством на основании проектной документации лесных участков.
ООО «И-Куб», возражая против указанных доводов Департамента, сослалось на то, что Департамент подтверждает факт принятия им распоряжения № РД-598 от № 22.02.2017г. о разрешении ООО «И-Куб» подготовки проектной документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта - автомобильной дороги.
Ссылаясь на п. 2.4. и п. 2.5. Постановления Администрации городского округа Самара № 80 от 01.02.2010г. Департамент указал, что в распорядительном документе должно содержаться определение территории, в границах которой будет разрабатываться документация по планировке территории. Такое указание на конкретную территорию было сделано Департаментом в распоряжениях № РД-505 от 08.06.2016г. и № РД-598 от 22.02.2017г., в которых Департамент путем указания координат, закрепил местоположение линейного объекта - автомобильной дороги на отведенной под проектирование территории.
Судом правомерно отклонен довод Департамента о том, что на него не возложена обязанность по проверке обременения проектируемой территории на стадии принятия распоряжения, поскольку в обязанность Департамента входит исполнение муниципальной услуги по выдаче сведений ИСОГД, на основании которых Департамент обладает полной информацией в отношении всей территории г.о. Самара.
В письме Департамента № Д05-01-01/3856-0-1 от 19.04.2017г. указано, что в ИСОГД отсутствует информация об утвержденных проектах планировки территории в отношении испрашиваемого объекта, что подтверждает тот факт, что распоряжения № РД-505 от 08.06.2016г. и № РД-598 от 22.02.2017г. о разрешении на планировку и межевание территории под размещение линейного объекта - автомобильной дороги были выданы ООО «И-Куб» на территории, свободной от обременений.
Данное обстоятельство подтверждается и распоряжением Департамента № РД-180 от 18.01.2017г., в котором определена категория земли спорной территории, а именно ее отнесение к «землям населенных пунктов».
Департамент ссылался также на наложение образуемого земельного участка под размещение линейного объекта - автомобильной дороги на земельный участок, указанный в распоряжении № РД-180.
Указанный довод документально не подтвержден, поскольку распоряжение № РД-180 от 18.01.2017г. принято департаментом после принятия распоряжения № РД-505 от 08.06.2016г. о размещении линейного объекта - автомобильной дороги. Кроме того, после принятия распоряжения № РД-180 от 18.01.2017г., департамент принял второе распоряжение о размещении линейного объекта № РД-598 от22.02.2018г., которым закрепил местоположение его на местности.
Таким образом, департамент не вправе был принимать распоряжение № РД-180 от 18.01.2017г., поскольку в отношении спорной территории уже имелось распоряжение № РД-505 от 08.06.2016г. и принятие распоряжения № РД-180, которым создавалось наложение земельных участков, фактически порождало конфликт интересов и нарушало законные права и интересы заявителя.
В пунктах 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 своего заключения о проверке проектной документации заявителя, департамент подтвердил, что проекты планировки и межевания территории заявителя не противоречат Генеральному плану г. о. Самара, утвержденному решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008г. № 539 и Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, соответствуют требованиям инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной приказом Госстроя России от 29.10.2002г. № 150, инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998г. № 18-30, выполнены в соответствии со Сводом Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод об отсутствии у Департамента правовых оснований для отклонения проектной документации заявителя.
Суд правомерно указал на отсутствие наложения, на которое ссылается департамент в своем отзыве, поскольку департамент не сформировал земельный участок, указанный в распоряжении № РД-180 от 18.01.2017г., а в отсутствие участка, отсутствует и его наложение.
В статье 11.2 ч. 2 Земельного Кодекса РФ установлено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки) прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений № 63/116/734/2017-5260 от 13.11.2017г., выданном Управлением Росреестра по Самарской области подтверждается, что сведения об объекте, утвержденном распоряжением № РД-180 от 18.01.2017г. отсутствуют, из чего следует, что данное распоряжение не может являться препятствием в согласовании проектной документации по размещению линейного объекта - автомобильной дороги.
Таким образом, доводы о наложении проектируемого линейного объекта на объект, указанный в распоряжении № РД-180 являются необоснованными, они не могут быть положены в основу отклонения проектной документации по планировке территории в силу прямого запрета на подобные действия, установленного ст. 13.1. статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ.
В своем дополнительном пояснении департамент также сослался на нахождение на спорной территории лесного участка, принадлежащего Самарскому лесничеству.
Однако, указанное утверждение опровергается самим распоряжением № РД-180 от 18.01.2017г., в котором лесные земли не упоминаются, а указана категория данной земли установлена как земли населенных пунктов общего пользования.
Департаментом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что спорная территория относится к лесным землям.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 09.11.2017г. за № 63-00-102/17-1114160, на кадастровом плане территории кадастрового квартала № 63:01:0212001, на котором находится испрашиваемый под размещение линейного объекта земельный участок, имеется лишь один лесной участок, площадью 4000 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 13, с кадастровым номером 63:01:0212001:1. Данный лесной участок не соприкасается с испрашиваемым земельным участком под размещение линейного объекта - автомобильной дороги.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 16.11.2015г. по гражданскому делу № 2-3879/2015, рассмотренному по иску прокурора города Самары к Администрации г.о Самара установлено, что в городском округе Самара имеются земельные участки, занятые лесами, местоположение и границы которых не установлены, в муниципальную собственность данные земельные участки, занятые лесами не оформлены, в реестре муниципальной собственности городского округа Самары эти участки не значатся, кадастровый учет в отношении земельных участков, занятых лесами не проводился, земельные участки на которых расположены леса на территории городского округа Самара не индивидуализированы (не сформированы); до настоящего времени лесничество и лесопарки на землях городских лесов, расположенных в границах г.о. Самара не образованы, лесоустроительная документация не разработана.
Кроме того, выпиской из государственного лесного реестра от 02.02.2018г., в которой указано, что у лесного участка 13 квартала Самарского лесничества нет ни учетного номера в государственном лесном реестре, нет ни кадастрового или иного условного номера, его площадь не определена, за исключением одного лесного участка, который имеет кадастровый номер № 63:01:0212001:1 в кадастровом квартале № 63:01:0212001, подтверждается недоказанность факта того, что лесные участки на территории г.о. Самара не сформированы (выписка из государственного кадастра недвижимости № 63-00-102/17-1114160 от 09.11.2017г. кадастрового плана территории кадастрового квартала № 63:01:0212001).
Из указанной выписки также видно, что на указанной территории отсутствуют сведения о лесных участках, а, напротив, указаны иные расположенные объекты, не относящиеся к лесным участкам - садовые участки, земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, гаражное строительство, занятые административными зданиями, магазинами, стоянками и т.д. Также указанные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера, в котором указано, что, согласно сведениям ЕГРН, в кадастровом квартале № 63:01:0212001, где находится испрашиваемый земельный участок, отсутствуют земли лесного фонда и леса на землях иных категорий.
В пункте 12 Федерального закона № 280-ФЗ закреплено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Согласно пункту 13 Федерального Закона № 280-ФЗ, если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации.
В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого v государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.
В Письме Минэкономразвития РФ № 26268/д23и от 15.09.2017г. «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017г. № 280-ФЗ» отмечено, что «...принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведении государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В Федеральных законах № 280-ФЗ и № 172-ФЗ закреплено, а в пункте 5 упомянутого письма отмечено, что «...если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок...Земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона № 172-ФЗ).
Как отмечено в указанном письме Минэкономразвития РФ № 26268/д23и от 15.09.2017г., в силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ правил, сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переходу земельного участка из одной категории в другую».
Таким образом, в силу прямого указания закона, спорная территория относится к «землями населенных пунктов» независимо от того, что имеются сведения в государственном лесном реестре, в силу прямого указания Закона (ст. 12 ФЗ № 280-ФЗ, ст. 14 ФЗ № 127-ФЗ).
При таких обстоятельствах у департамента не было права отклонять проектную документацию заявителя.
Суд, не соглашаясь с доводом департамента, основанном на статье 36 ч. 6.1. Градостроительного Кодекса РФ, в которой предусмотрено, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным кодексом, правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 5.1. статьи 105 Лесного Кодекса РФ, в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1-5 части 3 настоящей статьи, а именно запрещается - использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Указанные запреты не относятся к линейным объектам, поскольку использование линейных объектов, в данном случае, автомобильных дорог с указанными запрещенными видами деятельности не связано.
Кроме того, Лесной Кодекс РФ разрешает размещение линейных объектов на лесных участках, что установлено статьей 21 Лесного Кодекса РФ, в которой указано, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на землях лесного фонда допускается для использования линий передачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (п. 4 ч.1 ст. 21 ЛК РФ).
В части 13 статьи 25 Лесного Кодекса РФ закреплен вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В статье 45 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов для - строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 JIK РФ для строительства линейных объектов. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Из вышеизложенного следует, что в лесном законодательстве не содержится запретов на размещение линейных объектов - дороги при использовании городских лесов, следовательно, ст. 36 ч. 6.1. Градостроительного Кодекса РФ в данном случае не применяется.
Не могут являться городские леса препятствием для размещения линейного объекта вследствие изменения законодательства, происшедшего в связи с принятием Федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017г., поскольку спорная территория на основании ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ теперь является не землями лесного фонда, а землями населенных пунктов.
Согласно статье 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 013.07.2015г. введенной Федеральным законом № 280-ФЗ от 29.07.2017г., сведения о землях лесного фонда, расположенных на землях иных категорий, в случае их нахождения в черте населенных пунктов, подлежат приведению в соответствие и отнесению к землям населенных пунктов с отражением указанных сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 14 Ф3№ 172-ФЗ.
Также не состоятелен и довод департамента, основанный на ст. 14.1. Федерального Закона № 201-ФЗ от 04.12.2006г. «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» о том, что запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
В Приложении № 5 Лесохозяйственного регламента Самарского лесничества, утвержденного Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 215 от 17.08.2012г. (в ред. Приказа № 229 от 16.06.2014г.) установлены виды разрешенного использования лесов, расположенных в 13 квартале Самарского лесничества - строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, что подтверждается также и выпиской из государственного лесного реестра от 02.02.2018г.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о неправомерном отклонении департаментом проектной документации заявителя, действия департамента являются незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, поскольку дорога необходима для осуществления предприятием своей производственной деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные к Департаменту градостроительства городского округа Самара требования правомерно удовлетворены судом, тогда как в удовлетворении заявленных требований к Администрации городского округа Самара надлежит отказать.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм права и оценка доказательств, отличная от оценки их судом, не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23 февраля 2018 года по делу №А55-23487/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С.Драгоценнова
Судьи А.А.Юдкин
Е.Г.Попова