ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-23744/14 от 17.09.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-27294/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-23744/2014

23 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,

при участии представителей:

заявителя – Чуйкова А.Г., доверенность от 16.09.2015, № 640,

ответчика – Балага П.С., доверенность от 05.02.2015 № ПБ-8-252/10,

третьих лиц – государственного казенного учреждения «Поисково‑спасательная служба Самарской области» – Моцаря О.П., руководитель учреждения, решение от 24.12.2002 № 1213, Хмелевской Т.А., доверенность от 19.01.2015 № 08,

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области – Бойко О.В., выписка из приказа от 11.03.2014 № 41-НС,

Прокуратуры  РФ– Ахметзянова Р.К., удостоверение № 134475,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле– извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения «Поисково-спасательная служба Самарской области»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2015 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)

по делу № А55-23744/2014

по заявлению Федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области» к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области о признании незаконным распоряжения от 03.10.2014, при участии третьих лиц: главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области по Самарской области, некоммерческого партнерства «Общество и безопасность», государственного казенного учреждения «Поисково-спасательная служба Самарской области», Федерального агентства водных ресурсов, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, Тверская область, г. Тверь,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» (далее – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), изменения предмета заявленных требований, о признании незаконным распоряжения от 14.03.2013  № 1-Р, изданного отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов; обязании Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в лице отдела водных ресурсов по Самарской области восстановить лицензию на водопользование (поверхностные водные объекты) государственной инспекции по маломерным судам Самарской области от 20.04.2005  СМР № 00001 БВТБВ, зарегистрированной в государственном водном реестре за № 1 и внести соответствующую запись в государственный водный реестр».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Самарской области, некоммерческое партнерство «Общество и безопасность», государственное казенное учреждение «Поисково-спасательная служба Самарской области» (далее – ГКУ «ПСС СО»), Федеральное агентство водных ресурсов (далее -Росводресурсы), Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2015, оставленным без изменении постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015, заявление удовлетворено, оспариваемое распоряжение от 14.03.2013 № 1-Р признано незаконным. На Нижне-Волжское бассейновое водное управление Росводресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» путем внесения в государственный водный реестр соответствующей записи о восстановлении лицензии «На водопользование (поверхностные водные объекты)» от 20.04.2005  СМР № 00001 БВТБВ.

Третье лицо – государственное казенное учреждение «Поисково-спасательная служба Самарской области», не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В своих отзывах ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», Нижне-Волжское бассейновое водное управление Росводресурсов, Главное управление МЧС России по Самарской области, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», однако некоммерческое партнерство «Общество и безопасность» и Росводресурсы явку своих представителей в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя,   Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов, Главного управления МЧС России по Самарской области, ГКУ «ПСС СО», прокуратуры,  проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России) была образована постановлением Совета Министров РСФСР от 15.06.1984 № 259,  и до февраля 2004 года находилась в ведении Минжилкомхоза РСФСР, Минархстроя России, Минэкологии России, Минприроды России, Госкомэкологии России и МПР России соответственно. В состав ГИМС России входили инспекторские (отделения, участки, группы) и спасательные подразделения (спасательные станции, спасательные посты, маневренные (водолазные) поисковые группы).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2003 № 991, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 47 ГИМС России была передана из ведения МПР России в ведение МЧС России. Правительство Российской Федерации постановлением от 23.12.2004 № 835 утвердило новое Положение о ГИМС МЧС России, в соответствии с которым в систему ГИМС МЧС России входили: Управление ГИМС МЧС России в центральном аппарате Министерства (начальник Управления является Главным государственным инспектором по маломерным судам); отделы ГИМС в составе региональных центров МЧС России; отделы ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (начальники отделов являются главными государственными инспекторами по маломерным судам субъектов Российской Федерации); центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации, в состав которых входят инспекторские отделения, инспекторские участки, группы; государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности ГИМС МЧС России».

В 2004 году при передаче структуры ГИМС в ведение Главного управления МЧС России по Самарской области за вновь созданной структурой был закреплен земельный участок на левом берегу реки Волга в границах города Самара по адресу: Волжский проспект, 2 А, со всеми строениями (свидетельство о государственной регистрации 63-АВ 840555). При этом земельный участок и расположенные на нём строения являются основными фондами Главного управления МЧС России по Самарской области и его подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», используемыми для осуществления федеральных функций.

Согласно информации, размещенной на официальных Internet сайтах – https://alfa.arbitr.ru и http://egrul.nalog.ru государственное учреждение – ГИМС Самарской области было зарегистрировано в качестве юридического лица 18.11.2002, с присвоением ему ОРГН – 1026301516592, и прекратило свою деятельность в качестве юридического лица только  28.09.2010.

В соответствии с приказом МЧС России от 31.03.2005 № 189 «О создании Центров государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации» следовало реорганизовать государственные инспекции по маломерным судам по субъектам Российской Федерации, содержащиеся за счет федерального бюджета, в центры государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации и создать, в том числе, центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области (пункт 27 приложения № 2 к данному приказу (т. 2, л.д. 155).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.09.2014 № 10461 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» было зарегистрировано в качестве юридического лица – 25.04.2005, с присвоением ему ОГРН - 1056318024454.

Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области ГИМС Самарской области в установленном законом порядке для выполнения возложенных на данное учреждение функций была выдана лицензия от 20.04.2005 серия СМР № 00001 вид БВТБВ «На водопользование (поверхностные водные объекты)» относительно водного объекта – Саратовское водохранилище на реке Волга, нормальный подпорный уровень (НПУ) 28,0 м, минимальный допустимый уровень – летом 27,5 м БС, зимой 27,0 – 77,1 м БС, минимальный расход – 800 м³, площадь зеркала при НПУ 1 831 м², с местонахождением: Самарская область, границы река Волга (Саратовское водохранилище), водохозяйственный участок 47072, код водного объекта КАС ВОЛГА, площадь акватории 0,005 км², на 1 402 км от устья в черте г. Самара. При этом срок действия указанной лицензии установлен – 01.04.2015.

Отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов 14.03.2013  было издано Распоряжение № 1-Р, согласно пункту 1-му которого было досрочно прекращено действие ранее выданной Государственному учреждению – ГИМС Самарской области Лицензии «На водопользование (поверхностные водные объекты)» от 20.04.2005  СМР № 00001 БВТБВ.

В пункте 2-ом данного Распоряжения указано, что основанием является письменное обращение (Письмо) Главного управления МЧС России по Самарской области от 28.02.2013  исходящий номер 1869‑12.

Прекращение действия указанной Лицензии было зарегистрировано в Государственном водном реестре регистрации лицензий на водопользование, о чем Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов  письмом от 14.03.2013 исходящий номер КЕ-12/635 уведомил Главное управление МЧС России по Самарской области, а не заявителя по настоящему делу - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», что прямо подтверждается Федеральным агентством водных ресурсов в представленном суду первой инстанции отзыве (том 2 л.д. 126‑128).

В последующем произведена регистрация спорной водной акватории за НП «Общество и безопасность» и ГКУ «ПСС СО».

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в арбитражный суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением, при этом в суде первой инстанции было заявлено, что в результате превышения полномочий руководителем Главного управления МЧС России по Самарской области в 2013 году произведена регистрация водной акватории на Волжском проспекте 2А за НП «Общество и безопасность» и ГКУ «ПСС СО», и тем самым Главному управлению МЧС России по Самарской области, а также заявителю (ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» как учреждению, входящему в структуру ГУ МЧС России по Самарской области) были созданы препятствия для осуществления федеральных полномочий.

Судом первой инстанции установлено, что  о факте издания Отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов Распоряжения от 14.03. 2013 № 1-Р ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» не было поставлено в известность.

До внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи ГРН – 2106318068998 о прекращении деятельности государственного учреждения – ГИМС Самарской области (28.09.2010) распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1536‑р  было создано ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области» путем изменения типа государственного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области».

В соответствии с пунктами 2 и 3 данного распоряжения Правительства Российской Федерации определено, что федеральные казенные учреждения, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, создаются с сохранением основных целей деятельности и предельной штатной численности. МЧС России обязано осуществлять функции и полномочия учредителя федеральных казенных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим распоряжением, и обеспечить до 31.12.2011  внесение изменений в их учредительные документы.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.09.2011  №1536-р, было создано именно путем изменения типа государственного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС Российской Федерации по Самарской области», созданного приказом МЧС России от 31.03.2005 № 246 «Об утверждении Положения о Центре государственной инспекции по маломерным судам МЧС Российской Федерации по Самарской области», что нашло свое отражение в подпункте 1.1 пункта 1 устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области». При этом учредителем ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» является Российская Федерация (подпункт 1.2 пункта 1 устава).

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пояснения представителей заявителя и Главного управления МЧС России по Самарской области, установил, что имело место правопреемство между ГИМС Самарской области и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» как по правам, обязанностям (функциям), так и по передаче имущества в целях выполнения одной из основных и важнейших для государства функций – реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, в поиске и спасании людей на водных объектах.

Судом первой инстанции установлено, что отсутствуют доказательства обращения самого лицензиата – государственного учреждения – ГИМС Самарской области в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов по вопросу о досрочном прекращении действия спорной лицензии.

Судом первой инстанции установлено, что единственным основанием издания оспариваемого  распоряжения от 14.03.2013 № 1-Р послужило  письмо от 28.02.2013, подписанное начальником Главного управления МЧС России по Самарской области – Ивановым Ю.Е. (т. 1, л. д. 15, 16).

Однако, как установил суд первой инстанции,  у данного должностного лица не имелось соответствующих полномочий на осуществление такого действия, МЧС России не предоставляло права и полномочия начальнику Главного управления МЧС России по Самарской области для совершения таких действий, доказательством чего служит письмо МЧС России от 09.12.2014  исходящий номер 43-5893-29, подписанное статс-секретарем – заместителем министра МЧС России – Артамоновым В.С. (т. 2, л.д.130, 131), что в ходе рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела было также однозначно подтверждено представителем – руководителем Главного управления МЧС России по Самарской области – Бойко О.В. (приказ о назначении руководителем от 11.03.2014 года № 41-НС) и также нашло свое отражение в представленном в суд отзыве Росводресурсов.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, руководствуясь частью 3 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006  № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», статьей 10 Водного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» доказало неправомерность издания оспариваемого распоряжения от 14.03.2013 № 1-Р, то есть несоответствие данного ненормативного правового акта закону, в связи с чем заявленные требования суд удовлетворил, и, приняв во внимание требования пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, возложил на Нижне-Волжское бассейновое водное управление Росводресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем внесения в государственный водный реестр соответствующей записи о восстановлении лицензии «На водопользование (поверхносные водные объекты)» от 20.04.2005  СМР № 00001 БВТБВ.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе  ГКУ «ПСС СО» оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Доводы кассационной жалобы  были заявлены в судах первой и  апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. Как видно из мотивировочной части обжалуемых судебных актов, суды дали полную оценку всем доводам сторон, рассмотрев заявленные требования по существу.

Так, судом апелляционной инстанции отклонены доводы об использовании ГКУ «ПСС СО» с августа 2005 года на праве безвозмездного пользования недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, по адресу: г.Самара, Волжский пр., 2А, поскольку данное обстоятельство не влечет возникновения у ГКУ «ПСС СО» прав на земельный участок, занимаемый этим недвижимым имуществом, и примыкающую к нему водную акваторию только на этом лишь основании.

Суд апелляционной инстанции мотивированно указал, что нарушение прав и законных интересов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области»  изданием оспариваемого распоряжения подтверждено, поскольку аннулирование лицензии ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области» на водопользование и последовавшее вслед за этим оформление права водопользования за ГКУ «ПСС СО» лишили данной водной акватории федеральное государственное учреждение, специально созданное для выполнения полномочий по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Причем на момент издания оспариваемого распоряжения ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области» уже было ликвидировано, однако его функции перешли к вновь созданному учреждению - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», и для осуществления возложенных на него полномочий последнему необходима водная акватория.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что согласно дислокационной ведомости, утверждённой заместителем председателя Правительства Самарской области – руководителем департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, в январе 2014 года ГКУ «ПСС СО» размещается на 7-ми участках, два из которых являются территорией Главного управления МЧС России по Самарской области. Однако, ни указанный документ, ни само использование ГКУ «ПСС СО» территории Главного управления МЧС России по Самарской области с последним не согласовывались. При этом с Территориальным управлением Росимущества по Самарской области договоров не было заключено. 

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств  и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся  самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу № А55-23744/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                     Э.Г. Баширов

Судьи                                                                                    С.В. Мосунов

                                                                                              Н.Н. Сафин