ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-23846/17 от 09.08.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-35397/2018

г. Казань                                                 Дело № А55-23846/2017

15 августа 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,

при участии:

заявителя – Драчинской М.В., представитель по доверенности от 25.04.2018 № 17,

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Сызранская теплоэнергетическая компания»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2018 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Корнилов А.Б., Кузнецов В.В.)

по делу № А55-23846/2017

по заявлению акционерного общества «Сызранская теплоэнергетическая компания» к администрации городского округа Сызрань Самарской области о признании недействительным постановления от 23.06.2017 № 1853 «Об утверждении проекта актуализации схемы теплоснабжения г.о. Сызрань на 2018 год», с привлечением в качестве третьего лица муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная служба»,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Сызранская теплоэнергетическая компания» (далее – заявитель, общество, АО «Сызранская теплоэнергетическая компания») обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 23.06.2017 № 1853 «Об утверждении проекта актуализации схемы теплоснабжения г.о. Сызрань на 2018 год».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на кассационную жалобу, поступивший от администрации после рассмотрения дела, не может быть принят судом кассационной инстанции ввиду отсутствия доказательств соблюдения ответчиком требований части 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку отзыв подан в электронном виде через систему «Мой арбитр», то в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» возврат документов на бумажном носителе не производится.

Администрация и муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационная служба» о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления администрации и муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная служба», основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя, судебная коллегия установила следующее.

По делу оспаривается постановление администрации от 23.06.2017 № 1853 «Об утверждении проекта актуализации схемы теплоснабжения г.о. Сызрань на 2018», которое, по мнению заявителя, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Требования).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соблюдения заинтересованным лицом процедуры, предусмотренной Требованиями к порядку разработки схем теплоснабжения.

Как указано в судебных актах, в ходе публичных слушаний предложений и замечаний по актуализации схемы теплоснабжения не поступало, информация о проведении публичных слушаний размещена в печатном издании «Вестник местного самоуправления», а также на официальном сайте муниципального образования городского округа Сызрань. В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательства несоответствия оспариваемого постановления закону, а также нарушения его прав и законных интересов.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы судов преждевременными, сделанными при неполном выяснении обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения настоящего спора в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем.

Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (пункт 2 Требований).

Согласно пункту 22 данных Требований схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, включая требования к порядку их актуализации, определены в Требованиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154.

В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении в 2014 году администрацией была разработана и утверждена постановлением от 16.06.2014 № 1766 Схема теплоснабжения городского округа Сызрань.

Постановлением от 23.06.2017 № 1853 администрация утвердила проект актуализации Схемы теплоснабжения г.о. Сызрань на 2018 год, который оспаривается заявителем в рамках настоящего дела.

Суды, установив предмет спора, правильно применили к данным правоотношениям Требования к порядку разработки схем теплоснабжения.

Между тем, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, в мотивировочной части не в полной мере исследовали вопрос соответствия утвержденного проекта схемы теплоснабжения требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, не указали мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций отвергли доводы, приведенные обществом в заявлении в арбитражный суд, чем были нарушены положения статей 71, 168 и 170 АПК РФ.

Обращаясь в Арбитражный суд Самарской области АО «Сызранская теплоэнергетическая компания» указывало на следующие нарушения, допущенные администрацией при принятии постановления об актуализации схемы теплоснабжения г.о. Сызрань -проект опубликован по истечении срока, установленного пунктом 11 Требований; администрацией при установлении срока сбора замечаний и предложения по проекту нарушен пункт 12 Требований; нарушены сроки, установленные пунктом 24 Требований.

Надлежащая оценка доводам заявителя судами не дана.

Вышеуказанные нарушения, как считает АО «Сызранская теплоэнергетическая компания», не дали возможность представить свои замечания и предложения по схеме теплоснабжения городского округа Сызрань. Являясь теплоснабжающей организацией, общество заключало и исполняло договора о подключении объектов к системе теплоснабжения, расположенные как раз именно в тех участках схемы теплоснабжения, которые согласно схеме перестали относиться к зоне теплоснабжения котельной № 15 общества.

При этом, содержание актуализированной схемы теплоснабжения не позволяет сделать вывод об обоснованности и основаниях такого перераспределения тепловой нагрузки между источниками теплоснабжения и корректировки их зон теплоснабжения.

Таким образом, как указывает заявитель, оспариваемое постановление заинтересованного лица непосредственно нарушает права общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как в сравнении с ранее утвержденной схемой теплоснабжения значительно уменьшена зона эксплуатационной ответственности общества, что подтверждается самим проектом схемы теплоснабжения.

В кассационной жалобе заявитель настаивает на свое позиции, ссылаясь на несоответствие оспариваемого постановления закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с заявителем жалобы считает, что судебные акты не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм материального и процессуального права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств

Поскольку полномочия суда кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств ограничены статьей 286 АПК РФ, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрению в Арбитражный суд Самарской области.

При новом рассмотрении устранить нарушения и недостатки, изложенные в ранее принятых судебных актах с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать исчерпывающую правовую оценку доводам участников спора относительно обстоятельств спора, после чего разрешить его в соответствии с нормами материального и процессуального права, поскольку порядок разработки схем теплоснабжения а также их актуализация в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 по делу № А55-23846/2017 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            И.Ш. Закирова

Судьи                                                                                    С.В. Мосунов

                                                                                              М.А. Савкина