АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-8764/2023
г. Казань Дело № А55-23889/2022
18 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Замятиной Н.И.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 01.03.2021),
ответчика – ФИО2 (адвокат, удостоверение), ФИО3 (директор, решение от 26.05.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр торговли «Безымянский»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023
по делу № А55-23889/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Центр торговли «Безымянский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании денежных средств,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр торговли «Безымянский» к обществу с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» (далее – истец, ООО «СКС») в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Центр торговли «Безымянский» (далее – ответчик, ООО «ЦТ «Безымянский») о взыскании 684 736,78 руб., в том числе задолженность по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за период: апрель-май 2022 года в размере 51 298,82 руб. и задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период: апрель-май 2022 года в размере 633 437,96 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2023 принят к рассмотрению совместно с первоначальным иском встречный иск ООО «ЦТ «Безымянский» о взыскании с ООО «СКС» неосновательного обогащения в размере 228 665,64 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказать в удовлетворении первоначального иска, удовлетворить встречный иск.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимали участие представители сторон.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела,между МП г. Самары «Самараводоканал» и ООО «ЦТ «Безымянский» заключен договор от 21.05.2007 № 777/07 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения).
Пунктом 1 соглашения от 01.07.2012 о замене стороны к договору установлено, что ООО «СКС» становится стороной по договору, принимает все права и обязанности МП г. Самары «Самараводоканал» по договору за исключением прав (требований) по оплате обязательств, возникших на основании договора до 01.07.2012.
Согласно пункту 2.10 договора качество отводимых стоков от абонента в систему канализации предприятия ВКХ, порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями — абонентами города Самары, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными актами.
Истец и ответчик произвели отбор проб из контрольных колодцев в марте 2022 года, о чем свидетельствует акт отбора проб сточных вод от 15.03.2022 № 1636.
По результатам протоколов от 18.03.2022 № 296/8-22, от 18.03.2022 № 296/24-22 анализов отбора проб сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, зафиксировано превышение отдельных ингредиентов в сточных водах, а также превышение загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Истец выставил ответчику к оплате счета-фактуры от 30.04.2022 № 25/59, от 31.05.2022 № 25/87, от 30.04.2022 № 37/1085, от 31.05.2022 № 37/1383 на общую сумму 684 736,78 руб., однако оплата произведена не была.
По данным истца задолженность за апрель-май 2022 года по плате за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод составляет 51 298,82 руб., по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения - 633 437,96 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца по первоначальному иску в суд с рассматриваемыми требованиями.
ООО «ЦТ «Безымянский» предъявило встречный иск о взыскании с ООО «СКС» неосновательного обогащения в размере 228 665,64 руб., полагая, что в результате внесения им платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2022 года, исчисленной на основании показателей, которые ООО «ЦТ «Безымянский» ставит по сомнение при рассмотрении первоначального иска, излишне оплаченная сумма является неосновательным обогащением на стороне ООО «СКС».
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались положениями статей 8, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 728) и, оценив представленные доказательства в их совокупности, по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что истцом анализ проб сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения по отбору проб сточных вод и отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за апрель-май 2022 года произведен в соответствии с нормами действующего законодательства.
Так, в силу части 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент, в частности, обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Пунктом 25 Правил № 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством РФ об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по общему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Положениями подпунктов «в», «г» пункта 36 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение (пункт 2 статьи 30.1. Закона № 416-ФЗ).
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 30.2 Закона № 416-ФЗ).
Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов) (пункт 111 Правил № 644).
В силу пункт 113 Правил № 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4 1; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
03 июня 2020 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в Правила № 644.
Так, в Правила № 644 включен раздел XV, устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Согласно пункту 194 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
При этом в формуле применяется значение фактической концентрации с начала календарного месяца, в котором в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, до следующего отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если он был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца) (пункт 198 Правил № 644).
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 – 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 195 Правил № 644).
Разделом VII Правил № 644, установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Положениями пункта 118 Правил № 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Пунктом 119 Правил № 644 (в редакции постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728) установлено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями — Абонентами города Самары, установлен договором в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее – Правила № 728).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил № 728 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем отбора проб сточных вод.
Согласно пункту 15 Правил № 728 визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Пунктом 22 Правил № 728 установлено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте их отбора организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента. В акте отбора проб сточных вод указываются номера пломб контрольной, параллельной и резервной проб.
При несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения (пункт 25 Правил № 728).
Пунктом 29 Правил № 728 установлено, что пробы сточных вод пломбируются одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение, либо осуществляется общая пломбировка тары, в которую складируются емкости с отобранными пробами.
Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несет лицо, осуществляющее транспортировку проб (организация, осуществляющая водоотведение, или абонент).
В случае если отбор проб сточных был осуществлен аккредитованной лабораторией, ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несет аккредитованная лаборатория, отобравшая пробу.
Судами установлено, что отбор проб сточных вод произведен совместно истцом и ответчиком в соответствии со схемой расположения контрольного колодца из контрольных колодцев КК-8, КК24 расположенных по адресу ул. Калинина, 23, о чем составлен акт отбора проб сточных вод от 15.03.2022 № 1636, в котором указаны место отбора и идентификация контрольного колодца: КК-28 (№ 26), КК-24 (№ 27); шифр пробы/№ пломбы контрольной пробы: № 26/09896677, № 27/09896678.
В соответствии с пунктом 33 Правил № 728 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод, при этом абонент обязан обеспечить наличие емкостей для параллельной пробы, соответствующих требованиям нормативных документов, регулирующих методы определения конкретных показателей, и осуществить анализ параллельной пробы в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Пунктом 34 Правил № 728 при параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, на месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную.
Между тем, в данном случае при отборе проб ответчик правом на отбор параллельной пробы сточной воды не воспользовался.
В соответствии с протоколом исследования сточных вод от 18.03.2022 № 296/8-22, выполненным испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод ООО «Самарские коммунальные системы», у ответчика были зафиксированы превышения нормативов водоотведения по Постановлению № 708 по иону аммония - 8,2 мг/л (норма 4,2 мг/л), свинцу - 0,012 мг/л (норма 0,0073 мг/л), цинку - 11,3 мг/л (норма 0,055 мг/л).
Согласно протоколу исследования сточной воды от 18.03.2022 № 296/24-22 обнаружены нарушения норматива водоотведения по Постановлению № 708 по иону аммония -7,5 мг/л (норма 4,2 мг/ли цинку - 7,7 мг/л (норма 0,055 мг/л).
Согласно протоколам исследования сточной воды от 18.03.2022 № 296/8-22, от 18.03.2022 № 296/24-22 превышение нормативов, установленных приложением № 5 Правил № 644, по цинку составило 11,3 мг/л (норма 1 мг/л) и 7,7 мг/л соответственно.
Ответчиком достоверность результатов анализа проб, проведенных аккредитованной лабораторией истца, надлежащими доказательствами не опровергнута.
Таким образом, факт превышения нормативов по объему сточных вод и нормативов по составу сточных вод подтвержден протоколами исследования сточных вод исследования сточных вод от 18.03.2022 № 296/8-22, от 18.03.2022 № 296/24-22.
Ответчиком не представлены доказательства отсутствия превышения нормативов по объему сточных вод и нормативов по составу сточных вод.
Довод ответчика о несогласии с примененной истцом методикой расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и необходимости, по мнению ответчика, применения пункта 123(4) Правил № 644 правомерно отклонен судами.
Как указано судами, законодательство предусматривает возможность расчета платы за НВС по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, без проведения контроля состава к свойству сточных вод абонентов и подтверждения превышения нормативов состава сточных вод в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, согласно абзацу 12 пункта 123(4) в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
По смыслу данного пункта, упрощенный порядок указанный в пункте 123(4) Правил № 644 применяется, когда обычный контроль невозможен, либо в случае незначительного среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта не целесообразен.
Порядок предусматривает презумпцию наличия в стоках вредных веществ, вне зависимости от того, находятся они там на самом деле или нет, с внесением абонентом соответствующей объему сброса минимальной неоспариваемой платы, без осуществления соответствующего фактического контроля над стоком.
В случае же когда контроль возможен, и уж тем более, проведен и им зафиксировано превышения концентрации вредных веществ в стоках, то расчет осуществляется обычным порядком, на основании установленной концентрации вредных веществ в стоках, что и сделал истец в своих расчетах.
Таким образом, ООО «СКС» произвело анализ проб сточных вод за период апрель-май 2022 года в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Также судами правомерно отклонен довод ответчика о том, что акт от 15.03.2022 № 1636, на основании которого истцом произведен анализ проб сточных вод, не содержит сведений об условиях и способе консервации взятых проб.
Согласно акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о. Самара от 15.03.2022 № 1636, пробы отобраны представителями Испытательной химико-бактериалогической лабораторией сточных вод ООО «СКС» в соответствии с требованиями методик измерений ПНД Ф 14.1:2:3.1-95 и ПНД Ф 14.1:2:4.128-98, ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб».
По показателям «цинк», «свинец» исследование проводилось ИХБЛСВ ООО «Самарские коммунальные системы» по ПНД Ф 14.1:2:4.135-98.
В соответствии с пунктом 4 ПНД Ф 14.1:2:4.135-98 пробы воды отбирают в емкости из полимерного материала, объем пробы не менее 100 смЗ . Если пробы не законсервированы при отборе и измерение проводят более чем через 24 часа после отбора, пробы консервируют, добавляя по 0,1 дмЗ воды 2 смЗ концентрированной азотной кислоты. Законсервированные пробы могут храниться в течение 1 месяца при температуре не выше 10° С. Пробы должны быть упакованы в специальные контейнеры или полиэтиленовые мешки и доставлены в лабораторию для проведения анализа в оптимально короткие сроки.
Следовательно, по показателю «цинк» проводилось исследование проб ИХБЛСВ ООО «Самарские коммунальные системы» в строгом соответствии с ПНД Ф 14.1:2:4.135- 98.
Для определения показателя «ион аммония» используется полимерный материал, предварительно ополоснув отбираемой водой. Если отбор «ион аммония» производят в день отбора пробы, то консервирование не производится. Максимальный срок хранения пробы при температуре 2- градусов составляет 24 часа.
Если проба не будет проанализирована в день отбора, то ее консервируют добавлением 1 смЗ концентрированной серной кислотой. Консервированная проба может хранится не более 48 часов при температуре 2-5 градусов Цельсия.
Таким образом, ИХБЛ СВ ООО «Самарские коммунальные системы» пробоподготовка выполнена в строгом соответствии с методикой ПНД Ф 14.1:2:3.1-95, внесение в Акт отбора проб от 15.03.2022г. отметок о «подкислении данной пробы» не предусмотрено.
На основании совокупности имеющихся доказательств, в том числе, сведений, отраженные в журнале результатов анализов стоков абонентов, судами установлено, что пробы сточных вод были проанализированы истцом в этот же день, хранение не осуществлялось.
В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТа 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5, с соблюдением условий хранения. Выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в НД. При этом если в НД на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюдают условия хранения проб, регламентированные в этом НД.
Методы консервации и хранения проб, приведенные в пункте 5.5 ГОСТ 31861-2012 являются рекомендуемыми. Максимальный срок хранения пробы при температуре (2-5) градусов Цельсия составляет 24 часа.
Как было указано выше, согласно Акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о. Самара от 15.03.2022г. № 1636, пробы отобраны представителями Испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод ООО «Самарские коммунальные системы» в соответствии с требованиями методик измерений, ГОСТ 31861-2012. Пробы были проанализированы истцом в этот же день, хранение не осуществлялось.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что отбор проб сточных вод в контрольных колодцах осуществлялся в соответствии с методиками по ПНД Ф 14.1:2:3.1-95 и ПНД Ф 14.1:2:4.128-98.
Доказательства, опровергающие результаты проведенного лабораторией ООО «СКС» анализа проб сточных вод, ООО "Центр торговли «Безымянский» не представлены.
Утверждение ответчика о том, что он не получал результаты исследования проб противоречит имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 50 Правил № 728 организация, осуществляющая водоотведение, не позднее 3 рабочих дней со дня получения от аккредитованной лаборатории протокола исследований проб сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.
22 марта 2022 года истец направил на электронную почту ответчика forre9@omail.com «Журнал контроля состава и свойств сточных вод абонента».
Кроме того, указанный журнал получен ответчиком нарочно 05.04.2022.
Довод ответчика об отсутствии аккредитации лаборатории истца был предметом исследования судов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» к полномочиям Федеральной службы по аккредитации относятся в том числе:
- проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;
- федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
- подтверждение компетентности аккредитованных лиц.
Согласно данным полномочиям Федеральной службой по аккредитации 25.01.2018 в отношении ООО «Самарские коммунальные системы» была проведена выездная проверка деятельности испытательной лаборатории организации.
В соответствии с актом экспертизы от 25.01.2018, проведенной специалистами Федеральной службы управления Росаккредитации деятельность испытательной лаборатории ООО «Самарские коммунальные системы» соответствует критериям аккредитации, утвержденным Приказом Минэкономразвития № 326 и требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об аккредитации, аккредитация - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Следовательно, акт экспертизы является документом, подтверждающим соответствие системы менеджмента качества требованиям действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом судов об обоснованности требований истца, расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения по отбору проб сточных вод и отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод за апрель-май 2022 года произведен истцом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Как следствие, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по делу № А55-23889/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Х. Хисамов
Судьи И.В. Арукаева
Н.А. Тюрина