ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
29 августа 2019 года Дело № А55-23967/2018
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с участием:
от общества с ограниченной ответственностью «УК №1 ЖКХ» - представителя ФИО2 (доверенность от 09.01.2019),
от государственной жилищной инспекции Самарской области – представителя ФИО3 (доверенность от 25.02.2019),
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью УК «Уютный дом» - представителя Агафоновой О.А. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2019 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019 года по делу №А55-23967/2018 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК №1 ЖКХ», к государственной жилищной инспекции Самарской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью УК «Уютный дом»,
о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания №1 жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ООО «УК №1 ЖКХ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, заинтересованное лицо), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ, о признании решения жилищной инспекции, оформленного заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018, об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК №1 ЖКХ» многоквартирного дома № 14 по ул. ФИО7 в г. Тольятти, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7, оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018 ,недействительным с момента его принятия; об обязании жилищной инспекции внести изменения в реестр многоквартирных домов, в отношении которых ООО «УК №1 ЖКХ» осуществляет деятельность по управлению, включив в реестр многоквартирный дом № 14 по ул. ФИО7 г. Тольятти с 01.08.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью УК «Уютный дом» (далее - ООО УК «Уютный дом»).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены, решение жилищной инспекции, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018, об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК №1 ЖКХ» многоквартирного дома № 14 по ул. ФИО7 в г. Тольятти, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7, оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018, признано недействительным. На жилищную инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - внести изменения в реестр многоквартирных домов, в отношении которых ООО «УК №1 ЖКХ» осуществляет деятельность по управлению, включив в реестр многоквартирный дом № 14 по ул. ФИО7 г. Тольятти с 01.08.2018. С жилищной инспекции в пользу ООО «УК №1 ЖКХ» взысканы расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.
В апелляционной жалобе жилищная инспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что жилищным законодательством не предусмотрен порядок продления заочного голосования. По мнению жилищной инспекции, отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие размещение уведомлений (видео - фотофиксация) в десяти подъездах многоквартирного дома; данная видео-фотофиксация является распространенной практикой при подготовке и проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах Самарской области. Единственный акт о размещении уведомления от 01.05.2018 о продлении сроков общего собрания составлен заинтересованными лицами без указания конкретного места размещения уведомлений в подъездах и конкретного времени их размещения. Допрошенные в судебном заседании собственники помещений в многоквартирном доме указали, что не видели размещенного уведомления о продлении сроков голосования общего собрания.
В подсчет кворума жилищной инспекцией допущены решения собственников, составившие 4177,25 кв.м, что составило 21,92 % голосов от общего числа 19055,2 кв.м. При отсутствии кворума собрание не правомочно принимать решения. Соответственно, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов послужило несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 52 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок). Никаких иных документов, связанных с подтверждением участия собственников в обозначенный период голосования не представлено во время проверочных мероприятий.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «УК №1 ЖКХ» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель жилищной инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО УК «Уютный дом» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО «УК №1 ЖКХ» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.04.2018 в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 ФИО4, ФИО5, ФИО6, как инициаторами общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, было размещено уведомление о проведении внеочередного общего собрания собственников в форме совместного присутствия 23 апреля 2018 года в 18 час 00 мин, а в случае отсутствия кворума, то о проведении собрания в форме заочного голосования в период с 24.04.2018 по 10.05.2018. Данное уведомление было вывешено на первых этажах подъездов жилого дома №14 по ул. ФИО7.
Способ извещения о проведении внеочередных общих собраний собственников МКД был установлен решением собственников помещений МКД № 14 по ул. ФИО7, оформленным протоколом № 2 от 03.08.2017.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме 23.04.2018 было проведено путем совместного присутствия (очное голосование) для принятия решений, по вопросам повестку дня общего собрания. При подсчете голосов собственников помещений в данном было установлено, данное собрание, проведенное в форме совместного присутствия (очное голосование) не правомочно, т.к. отсутствует кворум.
Согласно уведомлению от 11.04.2018, размещенному на первых этажах подъездов жилого дома, в случае отсутствия кворума на общем собрании, проведенного в форме совместного присутствия, период проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 в форме заочного голосования определен с 24.04.2018 по 10.05.2018.
Для предоставления дополнительной возможности большинству собственников помещений в данном доме реализовать свое право на участие в общем собрании, 01.05.2018 собственники помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 были уведомлены о продлении срока голосования до 15.06.2018 путем вывешивания соответствующего уведомления на первом этаже подъезда жилого дома.
В силу п. 2 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Р принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Все решения собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 были получены в период проведения голосования, а именно: с 24.04.2018 по 15.06.2018. Итоги голосования подводились единожды по окончании голосования, а именно после 15.06.2018.
По результатам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7, проведенного в форме заочного голосования в период с 24.04.2018 по 15.06.2018, был составлен протокол № 2 от 16.06.2018.
Заявление от 19.06.2018 о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК № 1 ЖКХ» с приложением копии лицензии ООО «УК № 1 ЖКХ», копии договора управления многоквартирным домом № 14 по ул. ФИО7, с оригиналами решений собственников помещений по заочному голосованию с 24.04.2018 по 15.06.2018, реестра собственников помещений в многоквартирном доме №14 по ул. ФИО7, реестра собственников и заключенных договоров, оригинала уведомления о проведении общего собрания от 11.04.2018, оригинала протокола № 1 от 23.04.2018 с реестром проголосовавших собственников, протокола № 2 от 16.06.2018, оригинала уведомления о продлении срока голосования до 15.06.2018; оригиналом уведомления о результатах собрания, копии протокола № 2 от 03.08.2017 о способе размещения уведомлений о собраниях было направлено в жилищную инспекцию.
Жилищной инспекцией в соответствие с распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки № ТАвз-59982 от 02.07.2018 проведена внеплановая документарная проверка правомерности осуществления деятельности ООО «УК № 1 ЖКХ» по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу: <...>. Жилищной инспекцией в ходе проверки исследованы материалы, приобщенные к заявлению ООО «УК № 1 ЖКХ» вх. № 16869-ул от 19.06.2018, такие как: сообщение о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 11.04.2018; протокол № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 16.06.2018; решения собственников помещений, принявших участие в голосовании; копия договора управления МКД от 16.06.2018.
Жилищной инспекцией 09.08.2018 принято решение, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018, об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК № 1 ЖКХ», многоквартирного дома № 14 по ул. ФИО7 в г. Тольятти, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7, оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018. В данном заключении указано, что при обозрении решений собственников помещений, принявших участие в голосовании не вошли в подсчет: решения собственников проголосовавших после 10.05.2018 (срок окончания проведения заочной части голосования, согласно представленного уведомления) и решения собственников, в которых отсутствует дата голосования (невозможно определить по указанным решениям наличие участия собственников в обозначенный период проведения голосования).
Жилищной инспекцией при подсчете кворума приняты во внимание решения собственников, составившие 4177,25 кв.м - 21,92 % голосов от общего числа 19055,2 кв.м.
По результатам подсчета кворума жилищная инспекция посчитала, что определить наличие кворума и правомочность указанного собрания собственников на принятие решений не представляется возможным.
ООО «УК №1 ЖКХ» ссылается на наличие кворума и отсутствие прямого запрета на изменение сроков голосования на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, если не подводились итоги голосования.
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд первой инстанции требования ООО «УК №1 ЖКХ» удовлетворил, исходя при этом из следующих мотивов.
Разделом VIII ЖК РФ закреплено, что право выбора управления в многоквартирных домах принадлежит собственникам помещений в данном доме.
Как следует из статьи 44 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В силу части 9 названной статьи многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ и пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
После получения указанных сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Исходя из части 1 статьи 46 ЖК РФ, подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива! иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 года №150 (далее - Положение о ГЖИ), жилищная инспекция не наделена полномочиями по оценке и признанию недействительными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
В силу положений части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.
Действующим законодательством Российской Федерации также не исключена возможность обжалования самими собственниками помещений в судебном порядке принятых на общих собраниях таких собственников решений по различным основаниям.
Частью 5 статьи 181.4 ГК РФ предусмотрено, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, или при не поступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом; заявления о внесении изменений в реестр, содержащего, в т.ч. основания для заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункта), копия заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращений договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия (подпункт ж).
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах; указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственной жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в т.ч: несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 Порядка.
В силу пункта 11 Порядка копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю по адресу, указанному им в заявлении.
Подпунктом «а» пункта 15 Порядка закреплено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
Арбитражный суд первой инстанции признал доводы заявителя обоснованными по следующим мотивам.
В соответствии с п. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Согласно п. 3 ст. 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Протоколом № 2 от 03.08.2017 был определен способ оповещения собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 о проведении общих собраний и принятых ими решение путем размещения письменного объявления на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома.
Уведомление о проведении внеочередного общего собрания собственников от 11.04.2018 было размещено на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома № 14 по ул. ФИО7.
Уведомление о продлении срока голосования до 15.06.2018 было также размещено на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома № 14 по ул. ФИО7 01.05.2018.
Уведомление о результатах проведения заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 было также размещено на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома 16.06.2018.
Указанные обстоятельства подтверждаются тем, что в тексте уведомления прямо указывается, что оно размещено собственниками помещений ФИО4, ФИО5, ФИО6 на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома 16.06.2018 в присутствии собственника квартиры № 115 ФИО8.
Ссылка жилищной инспекции на то, что уведомление от 01.05.2018 о продлении срока заочного голосования до 15.06.2018 не содержит номер приложения к протоколу №2 от 16.06.2018; не пронумеровано; в приложениях к протоколу №2 от 16.06.2018 не указан; принято в период проведения заочного голосования и до его окончания; возможность продления заочного голосования в уведомлении от 11.04.2018 о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 23.04.2018 (очное голосование) и заочного голосования с 24.04.2018 по 10.05.2018, не отмечено, не опровергает факт размещения указанного уведомления.
Жилищная инспекция и ООО УК «Уютный дом» заявление о фальсификации доказательств в порядке ст.161 АПК РФ не представляли, о вызове лиц, участвовавших в составлении письменного доказательства, в качестве свидетелей не заявляли, доказательства, опровергающие факт размещения указанного уведомления, в материалы дела не представили.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9, ФИО10 и ФИО11 не подтвердили факт того, что уведомления от 01.05.2018 не вывешивалось на всех подъездах многоквартирного дома № 14 по ул. ФИО7, а лишь указали, что они его не видели. Также они указали, на то, что в многоквартирном доме бывают случаи, когда информация, вывешенная на досках объявлений, а также на дверях подъездов, т.е. в местах доступных для всех собственников помещений в доме, срывается неустановленными лицами, что препятствует ознакомлению с ней.
При этом суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что в оспариваемом заключении указывается, что жилищная инспекция при подсчете кворума учла решения собственников, составившие 4177,25 кв.м, что составило 21,92 % голосов от общего числа 19055,2 кв.м, тогда как не вошли в подсчет: решения собственников, проголосовавших после 10.05.2018 (срок окончания проведения заочной части голосования, согласно представленного уведомления).
Между тем согласно представленному протоколу от 16.06.2018 в общем собрании собственников помещений в МКД приняли участие в голосовании собственники помещений в данном доме, обладающие 10274,25 кв.м голосов, что составило 53,9 % голосов от общего числа 19055,2 кв.м.
Следовательно, сам факт представления бюллетеней (решений) собственниками помещений после размещения 01 мая 2018 года уведомления свидетельствует о том, что они имели возможность с ним ознакомиться и реализовать право на участие в собрании и голосовании.
Таким образом, доказательств нарушения порядка и способа оповещения собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренных ч. 4 ст. 45, ч. 3 ст. 46 ЖК РФ, в материалы дела не представлено.
Дата окончания приема бюллетеней (решений) собственников помещений в многоквартирном доме установлена - 15.06.2018.
Итоги голосования подводились единожды, после даты окончания приема бюллетеней (решений) собственников помещений вы многоквартирном доме 16.06.2018.
Все решения собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 были получены в период проведения голосования, а именно: с 24.04.2018 по 15.06.2018.
Действующим жилищным и гражданским законодательством РФ не установлен прямой запрет на изменение сроков голосования на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, если не подводились итоги голосования, а также положения ст. 47 ЖК РФ не предусматривают ограничений в сроках проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собственникам помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания закон предписывает только установить дату окончания приема бюллетеней (решений) собственников, что и было сделано в данном случае.
Целью продления сроков голосования было обеспечение возможности принятия важных решений для нормальной жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирном доме. Продление сроков голосования не влечет нарушение прав других собственников помещений в доме, а напротив, им предоставляется дополнительная возможность реализовать свое право на участие в общем собрании.
Права лиц, которые не приняли участие в голосовании, также не были нарушены, поскольку продление сроков голосования не создало препятствий в реализации каких-либо прав.
Таким образом, продление срока голосования не только не ограничило право собственников помещений в многоквартирном доме на участие, а наоборот, предоставило им больше возможностей для участия в голосовании.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в апелляционном определении Самарского областного суда от 06.08.2014 по делу № 33-7640/2014, апелляционном определении Челябинского областного суда от 21.04.2016 по делу № 11-4684/2016, апелляционном определении Самарского областного суда по делу 2-12558/2016 от 05.04.2017, определением Московского городского суда от 26.11.2018 № 4г/7-14901/18, определением Московского городского суда от 03.08.2018 № 4г/7-9610/18.
Кроме того, решением Автозаводского районного суда г. Тольятти по делу № 2-26558/2018 от 23.10.2018, вступившим в законную силу 17.01.2019 решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7, в том числе о выборе управляющей организации ООО УК «Уютный дом», оформленные протоколом № 1 от 14.05.2018, признаны недействительными.
В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 от 17.11.2018 отсутствует вопрос о выборе управляющей организации.
По результатам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7, проведенного в форме заочного голосования в период с 24.04.2018 по 15.06.2018 был составлен протокол № 2 от 16.06.2018.
В настоящее время только в протоколе № 2 от 16.06.2018 имеется решение о выборе управляющей организации - ООО «УК № 1 ЖКХ».
Довод жилищной инспекции о недействительности протокола № 2 необоснован, поскольку указанное решение общего собрания собственников помещений в МКД формально соответствует установленным требованиям, собрание было проведено при наличии необходимого кворума, данное решение недействительным судом не признано.
В соответствии с ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Определением Автозаводского районного суда г. Тольятти по делу № 2-8074/2018 исковое заявление ФИО12 к ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. ФИО7 № 2 от 16.06.2018 оставлено без рассмотрения, вы связи с неявкой сторон.
Следовательно, собственники уже воспользовались своим правом на обжалование решений общего собрания, однако в суд дважды не явились.
В данном арбитражном деле оспаривается решение жилищной инспекции, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018, а не законность самого протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В своем отзыве жилищная инспекция указала только на то, что изменение сроков голосования на общем собрании недопустимо.
Между тем данные обстоятельства уже были предметами рассмотрений в судах различных уровней и им была дана правовая оценка, которая изложена в апелляционном определении Самарского областного суда от 06.08.2014 по делу № 33-7640/2014, апелляционном определении Челябинского областного суда от 21.04.2016 по делу № 11-4684/2016, апелляционном определении Самарского областного суда по делу 2- 12558/2016 от 05.04.2017, определением Московского городского суда от 26.11.2018 № 4г/7-14901/18, определением Московского городского суда от 03.08.2018 № 4г/7-9610/18.
Арбитражный суд первой инстанции на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение жилищной инспекции является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и удовлетворил заявленные требования, возложив на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии представленных заявителем в жилищную инспекцию заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 52 Порядка, несостоятельны, не подтверждаются материалами дела. Доказательств признания недействительным решения о выборе управляющей организации - ООО «УК № 1 ЖКХ», оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018, в материалы дела не представлено. В этой связи, учитывая, что в рамках имеющихся полномочий жилищная инспекция не оспорила его, она не имела права не принимать его во внимание.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 24 июня 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу жилищной инспекции - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина жилищной инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019 года по делу №А55-23967/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Филиппова
Судьи П.В. Бажан
О.А. Лихоманенко