АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-12667/2013
г. Казань Дело № А55-23973/2013
26 мая 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя :
заявителя – ФИО1 (доверенность от 05.05.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (председательствующий судья Рогалёва Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу № А55-23973/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство) от 19.09.2013 № 12-1/0382/13 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома № 385, площадью 78,20 кв.м, для использования под временный продуктовый магазин; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем рассмотрения по существу обращения о предоставлении в собственность земельного участка и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2014 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Предприниматель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменил предмет заявленных требований и просил признать незаконным решение Министерства от 19.09.2013 № 12-1/0382/13 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара. Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома № 385, площадью 78,20 кв.м, для использования под временный продуктовый магазин, а также обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения оценки земельного участка с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома № 385, площадью 78,20 кв.м, и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Министерства в предоставлении в собственность Предпринимателю земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара. Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома № 385, площадью 78,20 кв.м, для использования под временный продуктовый магазин, содержащийся в сообщении от 19.09.2013 № 12-1/0382/13, и обязал Министерство по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем совершения действий, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома № 385, площадью 78,20 кв.м. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 решение суда первой инстанции от 07.10.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что если арендодатель не намерен продавать земельный участок, то арендатор не вправе требовать такой продажи от арендодателя. В случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей.
В кассационной жалобе Министерство также просит в части требований об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя заменить заинтересованное лицо по делу – Министерство на Администрацию городского округа Самара, ссылаясь на то, что в связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 № 11-ГД полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, с 01.03.2015 осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
Судебная коллегия не находит оснований для замены Министерства на администрацию городского округа Самара, поскольку передача распорядительных функций иному лицу не влечет процессуального правопреемства в порядке статьи 48 АПК РФ. В данном случае предметом спора является законность действий именно Министерства, а перераспределение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления не меняют сторону публичного обязательства, чьи действия оспариваются в порядке главы 24 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 09.07.2012 № 2292а-2011/2016, по условиям которого Предпринимателю в аренду был предоставлен земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома № 385, площадью 78,20 кв.м., для использования под временный продуктовый магазин.
Заявлением от 07.02.2013 Предприниматель обратилась в Министерство о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Уведомлением от 19.09.2013 № 12-1/0382/13 Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на отсутствие волеизъявления на продажу земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы.
Предприниматель, ссылаясь на то, что ее заявление по существу не рассмотрено и возвращено без законных на то оснований, чем нарушены права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя частично заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством (далее – Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении № 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
При разрешении спора судебные инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности отказа Министерства со ссылкой на нецелесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку предоставление земель, находящихся в государственной собственности, гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность и лишение источника формирования бюджета в виде арендных платежей.
Пунктами 2.11-2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно пунктам 2.11 - 2.12. указанного Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка Министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
С учетом приведенных норм, действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, в том числе и под временными объектами, путем проведения торгов.
Судами установлено, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был предоставлен Предпринимателем в Министерство вместе с заявлением от 07.02.2013, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2.11 Порядка Министерство обязано было провести оценку земельного участка для целей дальнейшего принятия решения о проведении торгов в форме аукциона.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ основанием для отказа в его выкупе.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит пунктам 2.11 - 2.13 Порядка, статье 34 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Предпринимателя, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 201 АПК РФ, признали заявленные требования обоснованными и удовлетворили их, обязав Министерство совершить действия, предусмотренные Порядком, и необходимые для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу № А55-23973/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья М.В. Коноплева
Судьи В.А. Петрушкин
А.Ф. Фатхутдинова