АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-39754/2018
г. Казань Дело № А55-24598/2017
26 ноября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена – 22.11.2018.
Полный текст постановления изготовлен – 26.11.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца – акционерного общества «Волжско-Уральская транспортная компания» – ФИО1, доверенность, ФИО2, доверенность,
ответчика – акционерного общества «Железобетон» – ФИО3, доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Железобетон», г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2018 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу №А55-24598/2017
по иску акционерного общества «Волжско-Уральская транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара, к акционерному обществу «Железобетон» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара, о признании отсутствующим права собственности, встречному иску о признании отсутствующим права собственности, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Волжско-Уральская транспортная компания» (далее – АО «ВолгаУралТранс», компания) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании права акционерного общества «Железобетон» (далее – АО «Железобетон», общество) на сооружение железнодорожные пути протяженностью 1542,50 м, запись регистрации от 11.10.2001 № 63-01-3/2001-18235.1, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 65, в части: - железнодорожный путь № 1 от границы железнодорожного пути необщего пользования (ГПП АО «Железобетон» в сторону станции Средневолжская ОАО «РЖД», включая стрелочные переводы № 5 и № 4 до забора и ворот АО «Железобетон» протяженностью 150,9 м; железнодорожный путь № 2 от границы железнодорожного пути необщего пользования (ГПП) АО «Железобетон», в сторону станции Средневолжская ОАО «РЖД», до хвоста крестовины стрелки № 5 протяженностью 105,6м, железнодорожный путь № 4 от упора, в сторону станции Средневолжская ОАО «РЖД», до забора и ворот АО «Железобетон» протяженностью 320,1м отсутствующим, погасить запись регистрации ответчика на железнодорожный путь от 11.10.2001 63-01-3/2001-18235.1 путем прекращения регистрационной записи и внесения иной записи об отсутствии зарегистрированного права собственности.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2017 удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований, о признании право АО «Железобетон» на сооружение - железнодорожный путь протяженностью 1542,50 м, запись регистрации 63-01-3/2001-18235.1 от 11.10.2001, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 65 в части: железнодорожный путь № 1 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО «Железобетон», включая стрелочный перевод № 5 протяженностью 150,9 м; железнодорожный путь № 2 от хвоста крестовины стрелки № 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО «Железобетон» протяженностью 75 м., железнодорожный путь № 3 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон» до предельного столбика стрелки № 4 протяженностью 16 м; железнодорожный путь № 4 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м – отсутствующим, погасить запись регистрации ответчика на железнодорожный путь от 11.10.2001 63-01-3/2001-18235.1 путем прекращения регистрационной записи и внесения иной записи об отсутствии зарегистрированного права собственности.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2017 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором истец просил признать право АО «Железобетон» на сооружение - железнодорожный путь протяженностью 1542,50 м, запись регистрации 63-01-3/2001-18235.1 от 11.10.2001, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 65 в части: железнодорожный путь № 1 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО «Железобетон», включая стрелочный перевод №5 протяженностью 150,9 м; - железнодорожный путь № 2 от хвоста крестовины стрелки №5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО «Железобетон» протяженностью 75 м; - железнодорожный путь № 3 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон» до предельного столбика стрелки № 4 протяженностью 16м; - железнодорожный путь № 4 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1м - отсутствующим.
18.12.2017 АО «Железобетон» обратилось в арбитражный суд с встречным иском о признании права собственности компания на сооружение железнодорожный путь 50 лет Советской власти, протяженностью 947 м., литера IV, V, VI, VII, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский р-н, ул. Олимпийская, кадастровый пли условный номер: 63:01:00000000:4496, свидетельство о государственной регистрации права 63-АГ 094564, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 29.04.2009, отсутствующим.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2017 встречное исковое заявление АО «Железобетон» принято для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Представители ответчика возражали против удовлетворения первоначального иска, заявили ходатайство об уточнении встречных исковых требований, просили признать право собственности компании на сооружение железнодорожный путь 50 лет Советской власти, протяженностью 947 м., литера IV, V, VI, VII, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский р-н, ул. Олимпийская, кадастровый пли условный номер: 63:01:00000000:4496, свидетельство о государственной регистрации права 63-АГ 094564, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 29.04.2009, в части: - Железнодорожный путь № 1 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО «Железобетон», включая стрелочный перевод №5 протяженностью 150,9м; - железнодорожный путь № 2 от хвоста крестовины стрелки №5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО «Железобетон» протяженностью 75м; - железнодорожный путь № 3 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон» до предельного столбика стрелки №4 протяженностью 16м; - железнодорожный путь № 4 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1м отсутствующим.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение судом принято.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018, первоначальный иск удовлетворен. Суд первой инстанции признал отсутствующим право собственности АО «Железобетон» на сооружение - железнодорожный путь протяженностью 1542,50м, запись регистрации 63-01-3/2001-18235.1 от 11.10.2001, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, 65, в части: - железнодорожного пути № 1 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО «Железобетон», включая стрелочный перевод №5 протяженностью 150,9 м.; - железнодорожного пути №2 от хвоста крестовины стрелки №5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО «Железобетон» протяженностью 75 м.; - железнодорожного пути № 3 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до предельного столбика стрелки №4 протяженностью 16 м.; - железнодорожного пути № 4 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м. В удовлетворении встречного иска отказано.
АО «Железобетон», обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить в части удовлетворения первоначального иска, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование всех обстоятельств дела и их оценки.
В отзыве компания просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
АО «ВолгаУралТранс» на праве собственности принадлежит сооружение – железнодорожный путь 50 лет Советской власти с кадастровым номером 63:01:0257006:596 протяженностью 847 м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2017 сооружение построено в 1988 году и поставлено на кадастровый учет 27.10.2008. Право собственности АО «ВолгаУралТранс» на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость 29.04.2009 на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Самарской области от 16.12.1992 № 1027, договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 29.06.1994 № 129, свидетельства о праве собственности от 01.07.1994 № 592, выданного Фондом имущества Самарской области, решения Департамента управления государственным имуществом администрации Самарской области от 18.02.2002 № 117, решения Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области от 15.10.2003 № 1023.
АО «ВолгаУралТранс» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 16.12.1992 № 1027 государственное предприятие промышленного железнодорожного транспорта реорганизовано в акционерное общество открытого типа «Самарапромжелдортранс» (ныне АО «УралВолгатранс»), утверждены акты оценки стоимости имущества и план приватизации государственного предприятия.
Решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области от 18.02.2002 № 117 в указанное решение Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области внесены изменения, согласно которым пункт 1 решения после слов «Утвердить акты оценки стоимости имущества» дополнен словами «…и расшифровку акта оценки стоимости зданий и сооружений, акта общей стоимости основных средств по основным фондам, нормативный срок службы которых истек».
Согласно расшифровке акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Самарского государственного предприятия «Промжелдортранс» в состав оцениваемого имущества включены, в том числе: участок пути №1 от хвоста крестовины СП №5 до границы ПП АО «Железобетон», участок пути №2 от хвоста крестовины СП №5 до границы ПП АО «Железобетон», участок пути №3 от хвоста крестовины СП №4 до преджельного столбика, участок пути №4 от хвоста крестовины СП №3 до упора.
АО «ВолгаУралТранс» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.1992 администрацией Самарского района города Самары.
За АО «Железобетон» на праве собственности зарегистрировано сооружение железнодорожные пути общей протяженностью 1542,5 м. с площадью застройки 2375,5 кв. м с кадастровым номером 63:01:0225004:828, по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 65. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.08.2017 сооружение построено в 1988 году и поставлено на кадастровый учет 24.07.2013.
Право собственности АО «Железобетон» на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость 11.10.2001 на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 завода имени 50-летия Советской власти (дубликат), решения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Самарской области от 04.06.1993 № 538, решения Департамента управления государственным имуществом администрации Самарской области от 16.01.2001 № 16, договора передачи имущества в собственность акционерного общества открытого типа «Железобетон» от 14.10.1993 № 231, свидетельства о собственности от 14.10.1993 № 376, выданного Фондом имущества Самарской области.
АО «Железобетон» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 04.06.1993 № 538 государственное предприятие Завод ЖБИ имени 50-летия Советской Власти реорганизовано в акционерное общество открытого типа «Железобетон», утверждены акты оценки стоимости имущества и план приватизации государственного предприятия.
Как следует из акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, в состав приватизируемого имущества государственного предприятия включены железнодорожные пути 1986 года постройки.
Решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области от 16.01.2001 № 16 в указанное решение Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области внесены изменения, согласно которым пункт 1 решения после слов «Утвердить акты оценки стоимости имущества» дополнен словами «…и расшифровку акта оценки стоимости зданий и сооружений».
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Завода ЖБИ имени 50-летия Советской Власти в состав оцениваемого имущества включены, в том числе железнодорожные пути 1986 года постройки, расположенные по адресу: ул. Олимпийская, д. 65.
Акционерное общество открытого типа «Железобетон» (ныне АО «Железобетон») зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Кировского района города Самары от 23.06.1993 № 3765.
По первоначальному иску истец обратился в суд с требованием о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на часть сооружения с кадастровым номером 63:01:0225004:828 - железнодорожные пути общей протяженностью 1542,5 м с площадью застройки 2375,5 кв. м по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 65.
Ответчик обратился со встречным иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности истца на часть сооружения с кадастровым номером с кадастровым номером 63:01:0257006:596 - железнодорожный путь 50 лет Советской власти протяженностью 847 м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская.
Как следует из первоначальных требований истца и встречных требований ответчика, спорной является включенная как в сооружение с кадастровым номером 63:01:0225004:828, так и в сооружение с кадастровым номером 63:01:0257006:596, часть, расположенных по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, железнодорожных путей: часть железнодорожного пути №1 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО «Железобетон», включая стрелочный перевод №5 протяженностью 150,9 м.; - часть железнодорожного пути №2 от хвоста крестовины стрелки №5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО «Железобетон» протяженностью 75 м.; - часть железнодорожного пути №3 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до предельного столбика стрелки №4 протяженностью 16 м.; - часть железнодорожного пути №4 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м.
Удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды признали доказанным факт принадлежности спорного имущества компании в соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22) в случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Каждая из сторон в качестве основания возникновения права собственности на указанный участок железнодорожных путей указывает на приватизацию имущества государственного предприятия при преобразовании его в акционерное общество.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721, величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с данным Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 66 (за исключением пунктов 1.3, 2.4, 3.1.1, 3.4.1, первого и шестого абзацев пункта 5.1, пунктов 5.2, 5.3, 5.4, 5.5) по состоянию на 01.07.1992.
Статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 11 постановления № 10/22 разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
АО «ВолгаУралТранс» принадлежит на праве собственности сооружение железнодорожный путь 50 лет Советской власти протяженностью 947 м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, запись регистрации от 29.04.2009 № 63-63-01/030/2009-772.
Основанием к регистрации права послужили документы о приватизации, в том числе: решение Комитета по управлению государственным имуществом администрации Самарской области от 16.12.1992 № 1027 об утверждении плана приватизации, акт оценки стоимости зданий и сооружений, по состоянию на 01.07.1992, решение Департамента управления государственным имуществом администрации Самарской области от 18.02.2002 № 117 об утверждении расшифровки акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Самарского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта «Промжелдортранс», решение департамента от 15.10.2003 № 1023, договор передачи имущества в собственность акционерного имущества от 29.06.1994 № 129 в результате акционирования, свидетельство о собственности от 01.07.1994 №592, выданное Фондом имущества Самарской области. Приватизация осуществлялась при согласовании с Министерством путей сообщения Российской Федерации, в подчинении которого находилось наше предприятие.
Основанием регистрации права собственности АО «Железобетон» на железнодорожные пути послужили документы о приватизации, в том числе: решение Комитета по управлению государственным имуществом администрации Самарской области от 04.06.1993 № 538 об утверждении плана приватизации, акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, решение департамента управления государственным имуществом администрации Самарской области от 16.01.2001 № 16 об утверждении расшифровки акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1992, договор передачи имущества в собственность акционерного общества от 14.10.1993 № 231 в результате акционирования, свидетельство о собственности от 14.10.1993 № 376,выданное Фондом имущества Самарской области.
По утверждению компании, не опровергнутого кассатором, на баланс АО «Железобетон» перешло имущество в результате строительства Металлургического завода имени Ленина, которое осуществлялось в комплексе строительства, ряда других заводов, необходимых для снабжения основного завода. Пути возводились трестом «Металлургстрой», который осуществлял строительство двух очередей железнодорожных путей для всех предприятий, входящих в трест: это Зубчаниновский завод, комбинат строительных деталей треста № 11, три строительно-монтажных управления, контора механизации, контора материально-технического снабжения, контора подсобных предприятий треста «Металлургстрой». Ни в одном из архивных документов не указаны границы путей общества и их примыкание через стрелочные переводы. Строительство производилось за счет государственных централизованных средств.
На баланс Самарского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта перешло имущество в результате организации государственных предприятий промышленного железнодорожного транспорта на основании Постановления Совета Министров СССР от 20.04.1978 № 312, выделения всех фондов для развития, передачи в ведение зданий, строений, сооружений, подъездных путей, перевода с отделений железной дороги специалистов, разработки правил обслуживания, инструкций, технической документации, утверждение планов развития и организации в центральном аппарате Министерства путей сообщения Главного управления промышленного железнодорожного транспорта.
Ранее стороны были государственными предприятиями, цели, задачи и функции которых определялись государственными органами на уровне Правительства, таким образом, предприятия выкупали свое имущество, находящееся на балансе, с преобразованием затем в акционерные общества.
Согласно расшифровке, которая производилась в целях отражения пообъектного состава недвижимого имущества, включенного в акт оценки, у АО «ВолгаУралТранс», обозначены все технические характеристики железнодорожного пути, его протяженность, примыкания: от какой стрелки до какой стрелки идут участки пути, нахождение границ подъездного пути.
Согласно расшифровке объектов АО «Железобетон» технические характеристики железнодорожных путей не были обозначены, не указаны примыкания, границы пути, стрелки, не указана протяженность путей.
Имущество, в том числе, спорные железнодорожные пути, было приватизировано (выкуплено у государства) АО «ВолгаУралТранс» ранее, чем АО «Железобетон», а именно: в декабре 1992 года, тогда как у АО «Железобетон» приватизация произведена в июне 1993 года.
Кроме правоустанавливающих документов суды оценивали технические документы, что соответствует судебной практике, которая разъясняет о том, что суды при вынесении судебных актов оценивают Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, ведомственные технические паспорта, схемы расположения путей, заключенные договоры, которые подтверждают согласование сторонами границ примыкания путей обеих сторон (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2015 по делу № А65-20804/14).
Согласно пункту 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожный путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 на каждый железнодорожный путь необщего пользования составляется Инструкция о порядке обслуживания и организации движения.
Между сторонами разработана, утверждена и согласована Инструкция о порядке обслуживания и организации движения железнодорожного пути необщего пользования АО «Железобетон», в которой указано о примыкании на территории завода железнодорожных путей АО «ВолгаУралТранс» № 1, № 2, № 3 к железнодорожным путям АО «Железобетон».
Таким образом, совместно подписанная и согласованная инструкция документально подтверждает, что АО «Железобетон» принадлежит только часть путей, находящиеся на его территории.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно техническому паспорту, изготовленному БТИ для АО «Железобетон», послужившему основанием к регистрации права собственности на пути, железнодорожные пути АО «Железобетон» не примыкают ни к путям общего пользования, ни к путям необщего пользования, а согласно схеме заканчиваются у ворот и забора АО «Железобетон» без указания границ пути и примыкания, что противоречит вышеуказанным нормам закона.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт регистрации права собственности на спорное имущество и за истцом, и за ответчиком лицами, участвующими в деле, не оспаривается, суды пришли к выводу о том, что требование истца о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на часть сооружения с кадастровым номером 63:01:0225004:828 - железнодорожные пути общей протяженностью 1542,5 м. с площадью застройки 2375,5 кв.м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, д. 65, а именно: - часть железнодорожного пути № 1 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО «Железобетон», включая стрелочный перевод № 5 протяженностью 150,9 м.; часть железнодорожного пути № 2 от хвоста крестовины стрелки № 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО «Железобетон» протяженностью 75 м.; часть железнодорожного пути № 3 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до предельного столбика стрелки №4 протяженностью 16 м.; часть железнодорожного пути №4 от ограждения (забора и ворот АО «Железобетон») до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м. подлежит удовлетворению.
Встречные требования ответчика о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности истца на часть сооружения с кадастровым номером с кадастровым номером 63:01:0257006:596 - железнодорожный путь 50 лет Советской власти протяженностью 847 м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, в указанной части, при указанных обстоятельствах судами отклонены.
Требования кассатора об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение фактически направлено на иную оценку судами имеющихся в деле доказательств, что в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
К установленным судами обстоятельствам нормы права применены правильно.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 по делу № А55-24598/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Ю. Муравьев
Судьи Р.В. Ананьев
А.Ф. Фатхутдинова