ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-24687/2017 от 12.07.2018 АС Поволжского округа

387/2018-27623(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-34846/2018

г. Казань Дело № А55-24687/2017  16 июля 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2018 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Петрушкина В.А., 

судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим  образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  акционерного общества «Акционерная лизинговая компания  «Энергопромлизинг» 

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2018 (судья  Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного  суда от 03.04.2018 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи  Бажан П.В., Корнилов А.Б.) 

по делу № А55-24687/2017


по заявлению акционерного общества «Акционерная лизинговая компания  «Энергопромлизинг» (ИНН 6315343130, ОГРН 1027739122443), г. Москва, к  территориальному управлению Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Самарской области, Самарская область,  г. Самара, при привлечении третьих лиц: Министерства транспорта и  автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Министерства  имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Правительства  Самарской области, г. Самара, Управления Росреестра по Самарской области,  г. Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара,  администрация городского округа Самара, общества с ограниченной  ответственностью «РБ Марин Групп», г. Самара, публичного акционерного  общества «АК Банк», г. Самара, о признании незаконным решения, 

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Акционерная лизинговая компания  «Энергопромлизинг» (далее – АО «АЛК «Энергопромлизинг», заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о  признании недействительным решения территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) об  отказе в предварительном согласовании предоставления земельного  участка, содержащемся в сообщении от 28.07.2017 № 8209, об обязании в  течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу  направить в адрес АО «АЛК «Энергопромлизинг» подготовленное в  соответствии с требованиями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской  Федерации (далее – ЗК РФ) решение о предварительном согласовании  предоставления земельного участка, содержащее указание на утверждение  схемы расположения земельного участка, представленной заявителем,  предполагающей образование земельного участка площадью 20 538 кв. м,  местоположение: Самарская область, г. Самара, Самарский район, на  молу реки Самары, путем раздела земельного участка с кадастровым 


номером 63:01:0000000:975. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке  статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее-АПК РФ), привлечены Министерство транспорта и автомобильных  дорог Самарской области, г. Самара, Министерство имущественных  отношений Самарской области, г. Самара, Правительство Самарской  области, г. Самара, Управления Росреестра по Самарской области,  г. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара,  г. Самара, Администрация городского округа Самара, г. Самара, общества  с ограниченной ответственностью «РБ Марин Групп», г. Самара,  Публичное акционерное общество «АК Банк», г. Самара. 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2018 в  удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 03.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе АО «АЛК «Энергопромлизинг», поданной в  Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается  отменить как принятые с нарушением норм действующего  законодательства. 

Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает,  что в оспариваемое решение не содержит указание на отказ в утверждении  схемы расположения земельного участка, кроме того, материалы дела не  содержат документы, подтверждающие действия, предпринятые для  рассмотрения заявления, более того, судом неправомерно отклонено  ходатайство общества об истребовании указанных документов. 

В отзыве на кассационную жалобу Министерство транспорта и  автомобильных дорог Самарской области возражает против изложенных в  ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. 


Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного  разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не  обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к  рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии  кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте  судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда  Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе  «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном  статьей 121 АПК РФ

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной  жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что  оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по  следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела и установлено судебными  инстанциями, АО «АЛК «Энергопромлизинг» является собственником  следующих объектов недвижимости: гараж для бульдозеров порт ЦГР,  площадью 165,6 кв. м с кадастровым номером 63:01:0806002:538;  мханическая мастерская с пристроем порт В. Мол., площадью 980,1 кв. м с  кадастровым номером 63:01:0806002:534; здание трансформаторной  подстанции 272 ПОРТ ЦГР, площадью 42,6 кв. м с кадастровым номером  63:01:0806002:537, что подтверждается выписками из Единого  государственного реестра недвижимости от 08.06.2017 № 63/116/723/2017- 1442, № 63/116/723/2017-1439, выпиской из Единого государственного  реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.12.2016. 

Указанные объекты недвижимости располагаются на земельном  участке с кадастровым номером 63:01:0000000:975, площадью 30 647 кв. м,  находящемся по адресу: г. Самара, на молу реки Самары. 

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости  от 08.06.2017 № 63/116/723/2017-1443 следует, что земельный участок с 


кадастровым номером 63:01:0000000:975, площадью 30 647 кв. м  находится в собственности Российской Федерации, имеется ограничение  (обременение) прав в пользу Самарской области, зарегистрированных на  основании распоряжения Правительства Самарской области от 28.01.2016   № 41-р; особые отметки - граница земельного участка пересекает границу  земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2239. 

Распоряжением Правительства Самарской области от 28.01.2016   № 41-р принято решение об изъятии для государственных нужд  Самарской области объектов недвижимого имущества в целях  обеспечения строительства мостового перехода «Фрунзенский» через  реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный  маршрут «Центр-Поволжьен-Урал» городского округа Самары (Iэтап  (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные  развязки). 

В перечне объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию  для государственных нужд Самарской области (приложении к  распоряжению) указан земельный участок с кадастровым номером  63:01:0000000:975. 

АО «АЛК «Энергопромлизинг» обратилось к ТУ Росимущества в  Самарской области с заявлением от 28.06.2017 о предварительном  согласовании предоставления земельного участка, образование которого  предусмотрено приложенной к настоящему заявлению схемой  расположения земельного участка на кадастровом плане территории,  путем раздела земельного участка с кадастровым номером  63:01:0000000:975, с сохранением в измененных границах. 

Письмом от 28.07.2017 № 8209 ТУ Росимущества в Самарской  области отказало обществу в предварительном согласовании  предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с изъятием  его для государственных нужд. 

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда 


Самарской области от 14.09.2016 по делу № А55-10281/2016 в иске  общества с ограниченной ответственностью «РБ Марин Групп» и  Федерального государственного унитарного предприятия «Экран» о  признании незаконным и отмене распоряжения Правительства Самарской  области от 28.01.2016 № 41-р «Об изъятии для государственных нужд  Самарской области объектов недвижимого имущества в целях обеспечения  строительства мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара  с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр -  Поволжье - Урал» городского округа Самара (I этап (очередь): от улицы  Фрунзе до улицы Шоссейной, включая транспортные развязки) отказано,  поскольку данные ненормативный акт соответствует закону, права и  законные интересы, за защитой которых по данному делу обратился  заявитель, не нарушает. 

АО «АЛК «Энергопромлизинг», полагая, что решение, оформленное  письмом ТУ Росимущества в Самарской области от 28.07.2017, не  соответствует действующему законодательству и нарушает его права и  законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением. 

Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам  дела, действующему законодательству и существующей  правоприменительной практике. 

Согласно пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено  настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное  право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду  имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий,  сооружений, расположенных на таких земельных участках. 

Процедура предоставления земельных участков, в том числе при  реализации исключительно права установлена земельным  законодательством. 

По общим положениям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 


статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа  земельных участков, на которых расположены здания, сооружения,  собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в  случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ

Правила статьи 39.6 ЗК РФ определяют случаи и условия  предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов. 

Предоставление земельного участка в собственность, в аренду без  проведения торгов допускается при соблюдении порядка,  регламентированного статьей 39.14 ЗК РФ, в частности: подготовка схемы  расположения земельного участка; подача в уполномоченный орган  заявление; в случае если земельный участок, на котором расположены  здания, предстоит образовать или границы такого земельного участка  подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании  предоставления земельного участка вправе обратиться любой  правообладатель здания; принятие решения о предварительном  согласовании; обеспечение заинтересованным лицам выполнения  кадастровых работ; осуществление государственного кадастрового учета  земельного участка; подача в уполномоченный орган лицом заявления о  предоставлении земельного участка; заключение соответствующего  договора. 

Статьей 39.15 ЗК РФ установлен порядок подачи заявления о  предварительном согласовании предоставления земельного участка и его  рассмотрение уполномоченным органом. 

В пункте 8 названной нормы предусмотрены основания для отказа в  предварительном согласовании предоставления земельного участка, в  частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в случае  если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть  предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13,  15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ


Положения подпункта 23 статьи 39.16 ЗК РФ в качестве  самостоятельного основания для отказа в предоставлении земельного  участка предусматривает случаи, если указанный земельный участок  изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в  заявлении цель предоставления такого земельного участка не  соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят. 

Системный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о  недопустимости предоставления земельного участка, в том числе  собственнику здания, сооружения, если испрашиваемый земельный  участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная  цель предоставления не соответствует целям, для которых он был изъят. 

В связи с чем применительно к спорному случаю предоставление  такого участка исключает проведение процедуры его предоставления,  включая и этап предварительного согласования, предусмотренный  статьей 39.15 ЗК РФ, который необходимо для образования земельного  участка либо уточнения его границ. 

Правовое регулирование таких ограничений в образовании для  последующего предоставления земельных участков, которые изъяты для  государственных или муниципальных нужд, направлено на исключение  учета прав (обременение прав) таких землепользователей при возмещении  рыночной стоимости участка, предоставленного после решения об изъятия  земельного участка. 

Следует отметить, что правила пунктов 4, 5 статьи 56.6 ЗК РФ  предусматривают принимать решения об изъятия, в том числе земельные  участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных  участках объекты недвижимого имущества, в этом случае к решению об  изъятии прилагается схема расположения. 

Согласно пункту 9 статьи 56.6 ЗК РФ переход прав на земельные  участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты  недвижимого имущества, а также образование из таких земельных 


участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных  участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой  необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков  или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии. 

Таким образом, исходя из системного толкования статьи 11.2,  пункта 8 статьи 39.15, подпункта 23 статьи 39.16 ЗК РФ исключается  необходимость принятия нового решения об изъятии земельного участка,  если раздел такого участка осуществляется его правообладателем,  владеющим им на праве собственности, по договору аренды либо  обладающим иным ограниченным вещным правом. После принятия  решения об изъятии земельного участка для государственных или  муниципальных нужд образование такого участка путем раздела, включая  этап принятия решения о предварительном согласовании, для целей его  предоставления не допускается. 

Из анализа имеющихся в деле доказательств и установленных  судебными инстанциями обстоятельств следует, что  АО «АЛК «Энергопромлизинг» является собственником здания,  расположенного на земельном участке с кадастровым номером  63:01:0000000:975, принадлежащем Российской Федерации, на основании  распоряжения Правительства Самарской области от 28.01.2016 № 41-р  земельный участок и объекты недвижимости, расположенные на нем  изъяты для государственных нужд Самары, о чем 08.02.2016 внесены  записи об ограничении (обременении) в Единый государственный реестр  недвижимости за № 63-63/001-63/001/870/2016-524/1. 

Согласно выписке из Единого государственного реестра  недвижимости от 08.06.2017 № 63/116/723/2017-1443 собственником  земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:975 является  Российская Федерация, имеются ограничения (обременения) прав в пользу  Самарской области, зарегистрированных на основании распоряжения  Правительства Самарской области от 28.01.2016 № 41-р, из сведений об 


основных характеристиках земельного участка от 08.06.2017 следует, что  границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:975  пересекают границы земельного участка с кадастровым номером  63:01:0000000:2239. 

Таким образом, права АО «АЛК «Энергопромлизинг» на  используемый земельный участок не зарегистрированы, доказательства  заключения договора аренды для его использования с ТУ Росимущества в  Самарской области не представлены, в связи с чем использование  спорного земельного участка при наличии объектов недвижимости могло  осуществляться только обществом на основании статьи 271 ГК РФ

Необходимо учесть, что АО «АЛК «Энергопромлизинг», не обладая  оформленным титулом, обратилось с заявлением о предварительном  согласовании именно с целью предоставления испрашиваемого участка в  аренду, однако в силу статей 39.6, 39.14 ЗК РФ не допускается образование  и предоставление земельного участка, изъятого для государственных  нужд, в том числе по заявлению правообладателя здания, в этом случае  образование осуществляется уполномоченным органом в соответствии с  решением об изъятии на основании схемы расположения земельного  участка, подготовленной в рамках соответствующей процедуры (пункт 5  статьи 56.6 ЗК РФ). 

С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь  статьями 39.6, 39.14, 39.15, 39.16, 56.6 ЗК РФ, установив, что общество не  является собственником, землепользователем либо арендатором  земельного участка и не вправе осуществлять мероприятия по его разделу  именно для целей предоставления его в аренду после решения об изъятии  земельного участка для государственных нужд, поскольку данная  процедура образования обеспечивается в рамках специальной процедуры  изъятия уполномоченным органом, отказали в удовлетворении требования. 

Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу  направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам 


дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35  АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2018 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 03.04.2018 по делу № А55-24687/2017 оставить без изменений,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки,  установленные законом. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Председательствующий судья В.А. Петрушкин
Судьи Р.В. Ананьев
 Ф.В. Хайруллина