ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-24835/20 от 19.01.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13208/2021

г. Казань Дело № А55-24835/2020

20 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 19.01.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 20.01.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание» – ФИО1, доверенность,

Департамента градостроительства городского округа Самара – ФИО2, доверенность,

в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связикассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционный суда от 20.10.2021

по делу № А55-24835/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергобытобслуживание», к Департаменту градостроительства городского округа Самара, с участием третьих лиц, Управления Росреестра по Самарской области, главы городского округа Самара, ФИО3, ФИО4, Департамента управления имуществом городского округа Самара, о признании недействительным распоряжения, обязании,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Энергобытобслуживание» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее – департамент) о признании недействительным распоряжения от 02.09.2020 № РД-1025, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешения на использование земель площадью 341 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута по заявлению от 19.08.2020 № 430.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра по Самарской области, Глава городского округа Самара, ФИО3, ФИО4, Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционный суда от 20.10.2021, требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение департамента от 02.09.2020 № РД-1025 «Об отказе ООО «Энергобытобслуживание» в выдаче разрешения на использование земель площадью 341 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута». Суд обязал департамент в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ООО«Энергобытобслуживание» разрешения на использование земель площадью 341 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута по заявлению заявителя от 19.08.2020 № 430.

Департамент, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Общество обратилось к главе городского округа Самара ФИО5 с заявлением от 19.08.2020 № 430 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута о выдаче разрешения для размещения линии электропередач классом напряжения до 35 кВ включительно (ВЛИ-0,4 кВ кВ, по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. 41 км, СНТ «Старая Жила» в связи с новым технологическим присоединением, о выдаче разрешение на использование двух частей земельного участка с общей площадью 341 кв. м, приложив к заявлению: схему границ, предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане, технические условия к договорам на технологическое присоединение от 25.06.2019 № 39/19, технические условия к договорам на технологическое присоединение от 27.06.19 № 42/19, технические условия к договорам на технологическое присоединение от 29.11.2019 № 71/19.

В соответствии с вышеуказанными техническими условиями, общество обязано осуществить технологическое присоединение следующих энергопринимающих устройств: земельный участок под ИЖС по адресу: г. Самара, <...> км Красноглинского шоссе, № 33, кадастровый номер 63:01:0304004:685; земельный участок для садоводства по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. 41 км., тов. "Старая Жила", кадастровый номер 63:01:0304004:175; земельный участок для садоводства по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. 41 км., тов. "Старая Жила", кадастровый номер 63:01:0304004:1291; земельный участок под ИЖС по адресу: г. Самара, <...> км Красноглинского шоссе, № 23, кадастровый номер 63:01:03004004:686. Для выполнения технологического присоединения вышеуказанных энергопринимающих устройств требуется монтаж приемных опор и монтаж ЛЭП-0,4 кВ. Общая площадь земельного участка необходимого для размещения линии электропередач 341 кв. м.

Главой городского округа Самара заявление общества направлено на рассмотрение в соответствии с его компетенцией департаменту.

Распоряжением от 02.09.2020 № РД-1025 департамента обществу отказано в выдаче разрешения на размещение испрашиваемых объектов на земельных участках без его предоставления и установления сервитута.

Полагая распоряжение департамента противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявление общества, исходили из наличия оснований для признания действий департамента противоречащими закону.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень № 1300, в который включены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, определены постановлением Правительства Российской Федерации которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Порядок № 595).

Согласно пункту 5 порядка № 595 без проведения аукциона и взимания платы размещаются линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Основаниями для принятия Распоряжения от 02.09.2020№ РД-1025 об отказе в выдаче разрешения на использование земель площадью 341 кв.м, являются: 1) неуказание в заявлении реквизитов выданного заявителю разрешения на строительство объекта капитального строительства, который обеспечивается объектом электросетевого хозяйства, согласно пункту 3 части 1 статьи 3.1. Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» (далее – Закон № 90-ГД) и (или) уведомления о планируем строительстве параметров объекта ИЖС; 2) указанный в заявлении объект в силу пункта 1 Порядка и условий не может быть объектом, входящим в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, поскольку: в отношении объекта ИЖС или садового дома, с кадастровым номером 63:01:03004004:686 уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома не поступало и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров вышеуказанного объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта не выдавалось; в отношении объекта ИЖС или садового дома, с кадастровым номером 63:01:0304004:1291 уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома не поступало и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров вышеуказанного объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта не выдавалось; в отношении объекта ИЖС или садового дома, с кадастровым номером 63:01:0304004:175 уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома не поступало и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров вышеуказанного объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта не выдавалось; в отношении объекта ИЖС или садового дома, с кадастровым номером 63:01:0304004:685 главой городского округа Самара направлено уведомление от 12.04.2019 № 38-Д05-09/2558 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров вышеуказанного объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта. 3) Из представленной схемы границ планируемого к размещению линейного сооружения (линейного объекта) следует, что планируемая к строительству линия электропередач не имеет место присоединения к домам, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами: 63:01:0304004:1291,63:01:0304004:685. 4.) Заявителем предоставлены недостоверные сведения: в заявлении указаны координаты, соответствующие землям площадью 296 кв.м., и 45 кв., согласно схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории.

Отклоняя данные доводы, суды пришли к верному выводу, что для размещения указанных выше линейных объектов не требуется разрешение на строительство.

Опоры электропередач - являются линейными сооружениями, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, так как опора не является объектом капитального строительства.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

При выполнении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, общество руководствуется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в пункте 2 которых дано определение «энергопринимающие устройства потребителя» - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Также в пункте 10 Правил технологического присоединения указан исчерпывающий перечень документов, которые потребитель обязан приложить к заявке на технологическое присоединение.

В рассматриваемом перечне отсутствует обязанность предоставления такого документа как Разрешение на строительство или уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома. Кроме того, заявитель имеет право для заключения договора технологического присоединения предоставить копию документа, подтверждающего право собственности на земельный участок или на энергопринимающее устройство.

В связи с чем присоединяться к электрической сети сетевой организации имеют право не только владельцы объектов капитального строительства и ИЖС, но и владельцы земельных участков, хозяйственных построек, сараев и других энергопринимающих устройств.

В суде кассационной инстанции представители сторон подтвердили, что вышеназванное садоводческое товарищество создано в 90 годах прошлого века, указанная линия электропередачи возведена в целях нового технологического присоединения названного товарищества и в настоящее время эксплуатируется (о чем свидетельствуют проверки Росреестра от 19.03.2020 (л.д. 37-41), сведений о строительстве новых объектов недвижимости требующих получение разрешения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, требование департамента предоставить Разрешение на строительство объекта капитального строительства или уведомления о планируемом строительстве ИЖС противоречит Правилам технологического присоединения, в той части, что правом на технологическое присоединение обладают не только объекты капитального строительства на садовом участке и ИЖС, но и другие объекты, в том числе земельные участки.

Кроме того, по мнению департамента обществом предоставлены недостоверные сведения: в заявлении указаны координаты, соответствующие землям площадью 296 кв.м., и 45 кв., согласно схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории.

Вместе с тем указанная схема содержит координаты земель площадью 341 кв. м, которые в заявлении не указаны.

Однако в самом заявлении от 19.08.2020 № 430 указаны две части земельного участка с разными координатами. И в самой схеме границ предполагаемых к использованию земель указаны два участка с указанием площади 341 кв.м. При сложении площади двух земельных участков 296 кв.м., и 45 кв.м, общая площадь равна 341 кв.м. Эта площадь указана в схеме границ предполагаемых к использованию земель.

Предоставление недостоверных данных отсутствует.

Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям, являющимися приложениям № 1 к договорам от 29.11.2019 № 70/19, от 29.11.2019 № 71/19, от 25.06.2019 № 39/19, от 27.06.2019 № 42/19 предусмотрено, что размещение ВЛИ -0,4 кВ необходимо для технологического присоединения земельных участков, предназначенных для садоводства и ИЖС, принадлежащим физическим лицам: ФИО4, ФИО6, ФИО3

Таким образом, технологическое присоединение требуется для объектов, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и для строительства которых не требуется разрешение на строительство.

При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу о незаконности Распоряжения департамента градостроительства городского округа Самара от 02.09.2020 № РД-1025, и возложили обязанность в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи обществу разрешения на использование земель площадью 341 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута по заявлению заявителя от 19.08.2020 № 430.

Ошибочная ссылка судов на постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» не привело к принятию по существу верного решения.

Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2021 № 306-ЭС21-10841.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассатора в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционный суда от 20.10.2021 по делу № А55-24835/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

Ф.В. Хайруллина