ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-25031/2016 от 29.05.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23248/2017

г. Казань                                                 Дело № А55-25031/2016

05 июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,

при участии представителей:

акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат» -

ФИО1 (доверенность от 28.03.2018), ФИО2 (доверенность от 31.01.2018),

в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Кузнецов В.В.)

по делу № А55-25031/2016

по заявлению акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Башкортостан, г. Учалы, к Средневолжскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, г. Самара, третьи лица: Федеральное агентство по рыболовству, г. Москва, министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Республика Башкортостан, г. Уфа, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Пермь, о признании недействительным акта от 25.08.2015 №20,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (далее - АО «Учалинский ГОК», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), о признании недействительным акта Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - Средневолжское ТУ Росрыболовства, Управление) от 25.08.2015 №20 определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства (с приложениями) комиссии по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства в части признания реки Бюйды водным объектом первой категории рыбохозяйственного значения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2017 оставленным без изменений Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 оставленным без изменений Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО «Учалинский ГОК» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты нижестоящих инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Общество полагает, что суды необоснованно исходили из того, что Средневолжским ТУ Росрыболовства соблюден установленный действующим законодательством порядок определения категорий водных объектов, необоснованно отклонены доказательства, согласно которым река Бюйды отнесена к «загрязненным» и «Очень загрязненным», ввиду чего ей не может быть присвоена какая-либо рыбохозяйственная категория, кроме того судами необоснованно отклонено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы.

В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Средневолжское ТУ Росрыболовства и Федеральное агентство по рыболовству просят оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на полное и всестороннее исследование судами обстоятельств дела.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.

Как следует из материалов дела, на основании решения министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 24.09.2014 №02-14.01.05.002-Р-РСБХ-С-2014-01974/00 АО «Учалинский ГОК» осуществляет пользование водным объектом - рекой Бюйды, расположенной в Учалинском районе Республики Башкортостан, которым установлены срок водопользования и нормативы максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах.

АО «Учалинский ГОК» 05.06.2015 обратилось в Управление с заявлением о выдаче заключения о категории водного объекта.

ФИО3 Росрыболовства была создана Комиссия по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, которая на заседании 25.08.2015 отнесла реку Бюйды к водным объектам первой категории рыбохозяйственного значения, что зафиксировано в протоколе заседания Комиссии от 25.08.2015.

По результатам заседания составлен акт от 25.08.2015 № 20 по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства. Указанными документами река Бюйды отнесена к первой категории водного объекта рыбохозяйственного значения.

Не согласившись с указанным протоколом и актом, общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявленными требованиями, пологая, что река Бюйда не является объектом рыбохозяйственного значения, определение категории проведено без соблюдения установленной процедуры, оспариваемый акт ущемляет права и законные интересы комбината, поскольку влечет установление предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения.

Судом первой и апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований отказано, поскольку учитывая наличие биоресурсов в реке Бюйды, суды пришли к выводу, что признание реки Бюйды водным объектом, не имеющим рыбохозяйственного значения недопустимо.

Арбитражный суд Поволжского округа признает выводы, содержащиеся в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными в силу следующего.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Законом о рыболовстве, статьей 17 которого предусмотрено, что к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов. При этом категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 №444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» (далее - Постановление №444) функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

Росрыболовство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, представительства и представителей за рубежом и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Постановления №444).

В соответствии с Положением о Средневолжском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013а № 684 (далее - Положение), Управление осуществляет функции по контролю (надзору) в области рыболовства, охране, рациональному использованию водных биологических ресурсов и среды их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения.

В соответствии с пунктом 8.1.12 Положения Управление осуществляет определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них.

В компетенцию Управления не входит оценка наличия или утраты водным объектом рыбохозяйственного значения, а также принятие решения об утрате каким-либо объектом экологии статуса природного водного (иного) объекта вследствие производственной деятельности или по иным причинам.

Приказом Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» определены критерии отнесения водных объектов к той, или иной категории рыбохозяйственного значения.

Так, в приказе установлено, что первая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам, и являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, искусственного воспроизводства, путями миграций.

Внесение документированной информации в государственный рыбохозяйственный реестр осуществляется в соответствии с Инструкцией по внесению информации в государственный рыбохозяйственный реестр, утвержденной приказом Росрыболовства от 23.04.2009 №346.

Приказом Управления от 15.10.2014 №532 «О комиссии по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» создана комиссия и утверждено Положение о порядке формирования и работы комиссии.

Комиссия рассматривает подготовленные научно-исследовательскими организациями и территориальными государственными учреждениями - бассейновыми  управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства на основании данных государственного мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания материалы, по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства.

По результатам рассмотрения комиссией указанных материалов составляется акт определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства.

Из материалов дела следует, что комиссией на заседании 25.08.2015, рассмотрены подготовленные научно-исследовательскими организациями и территориальными государственными учреждениями - бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства на основании данных государственного мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания материалы (ФГБУ «Камуралрыбвод» от 10.08.2015 №4-2/1374) и экспертные оценки (ФГБНУ «ГосНИОРХ» Пермского отделения от 15.07.2015 №487/1, ФГБУ «Камуралрыбвод» от 29.07.2015 №4-2/1457).

По результатам рассмотрения Комиссией указанных материалов составлен акт от 25.08.2015 №20 определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, на основании акта №20 информация была внесена в государственный рыбохозяйственный реестр.

В ходе судебного разбирательства установлено, что при определении категории водного объекта комиссия исходила из результатов исследований Пермского отделения ФГБНУ «ГосНИОРХ», которые изложены в письме от 07.08.2015 №540/1. Данный документ свидетельствует о том, что согласно исследованиям Пермского отделения ФГБНУ «ГосНИОРХ» 2003 года реку Бюйды следует отнести к водным объектам рыбохозяйственного значения первой категории.

Управление для определения категорий водных объектов в отношении реки Бюйды использовало табличные материалы, представленные с письмом ФГБУ «Камуралрыбвод» от 10.08.2015 №4-2/1374.

Названные документы позволили Управлению с достаточной степенью достоверности и в пределах предоставленной компетенции определить, что река Бюйды является водным объектом первой категории рыбохозяйственного значения.

Согласно анализу результатов исследований, проведенных ФГУП «РосНИИВХ» в 2014 году и Уральским филиалом ФГУП «Госрыбцентр» в 2014 году, установлено, что вследствие превышения показателей БПК в реке в настоящее время нет условий для существования каких-либо рыб. Вода в реке колеблется от сильно загрязненной до весьма грязной.

Однако данные результаты противоречат письму директора Пермского отделения ФГБНУ «ГосНИОРХ» от 07.08.2015 №540/1, в котором указано, что согласно исследованиям Пермского отделения ФГБНУ «ГосНИОРХ» 2003 года реку Бюйды следует отнести к водным объектам рыбохозяйственного значения первой категории.

Указанное также не соответствует выводам ФГБНУ «ГосНИОРХ», изложенным в письме от 07.08.2015 № 540/1, решению министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 24.09.2014 № 02-14.01.05.002-Р-РСБХ-С-2014-01974/00 и Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 14.04.2015 № 148.

Предоставленные по делу обществом письма от 05.06.2015 отчеты ФГУП «РосНИИВХ» в 2014 году и Уральским филиалом ФГУП «Госрыбцентр» исходя из относимости, допустимости и достоверности доказательства (пункт 2 статьи 71 АПК РФ) судами правомерно отклонены. В соответствии с Постановлением кабинета министров Республики Башкортостан от 07.09.1998 (в ред. от 27.12.2002), река Бюйды была включена в «Перечень водных объектов важнейшего водохозяйственного и рыбохозяйственного значения» (утратило силу постановлением от 27.09.2007 №268). Следовательно, в период 1998-2007 река Бюйды являлась важнейшим водным объектом водохозяйственного и рыбохозяйственного значения на основании нормативного акта исполнительного органа республики.

Согласно пункту 1 статьи 47 Закона о рыболовстве нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 №20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Нормирование содержащихся в сбросах сточных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды водных объектов.

Как установлено судами, на момент составления отчета АО «Учалинский ГОК» осуществляло пользование водным объектом, рекой Бюйды, на основании решения министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, о предоставлении водных объектов в пользование, от 24.09.2014 №02-14.01.05.002-Р-РСБХ-С-2014-01974/00 на срок от 06.10.2014 по 31.10.2019. В отношении общества установлены нормы, предельно допустимые концентрации химических веществ в сточных водах, факт установления данных нормативов свидетельствует о том, что соответствующий водный объект носит рыбохозяйственное значение.

Так, приказом Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 14.04.2015 №148 были утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р.Бюйды для АО «Учалинский ГОК» на срок до 14.04.2020, которые соответствуют значениям, установленным в приказе Росрыболовства от 18.01.2010 №20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», то есть для объектов рыбохозяйственного значения.

Порядок утверждения данных нормативов установлен приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.082009 №695 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее - Методические указания) (зарегистрирован Минюстом России 03.09.2009, регистрационный №14702).

Методические указания разработаны в соответствии с Законом о рыболовстве; статьями 20, 21 Федерального закона от 10.01.2002  №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).

В статье 3 Закона об охране окружающей среды установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, то есть всякая планируемая деятельность является экологически опасной, способна нанести вред окружающей среде.

В соответствие с частью 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Из положений части 2 статьи 55 ВК РФ следует, что при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Под охраной водных объектов в силу пункта 17 статьи 1 ВК РФ понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. В соответствии с частью 1 статьи 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов осуществляются лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом. Таким образом, по истечении срока пользования заявитель обязан возвратить собственнику водный объект в том же состоянии, в котором он был получен.

Судебными инстанциями правомерно отклонены выводы отчета, изложенные в письмах, поскольку, отчет не содержит результатов отбора проб на каждой из 4 станций в течение зимы, весны и лета 2014 года. Показатели качества воды в 2013-2014 получены от заказчика, тогда как эти данные должны быть объективно подтверждены непосредственно в ходе исследования, поскольку именно степень загрязненности воды позволила сделать вывод о том, что водоток не соответствует требованиям, предъявляемым к водным объектам второй рыбохозяйственной категории.

Суды, исходя из указанного количества места сбора и периодичности, пришли к выводу, что отчет должен был содержать результаты анализа, как минимум, 12 проб, однако к отчету приложены 8 фотографий, из которых только на 3-х содержится указание на дату фото фиксации объекта.

Учитывая состояние водного объекта реки Бюды, суды правомерно отказали в заявленных требованиях общества, поскольку наличие биоресурсов подтверждается материалами дела. Признание реки Бюйды водным объектом, не имеющим рыбохозяйственного значения, и ее использование в качестве сбросного канала неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод обществом необоснованно.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судами нижестоящих инстанций правомерно было принято во внимание, что ранее заявитель обращался в Росрыболовство с заявлением об исключении водного объекта - реки Бюйды из государственного рыбохозяйственного реестра ввиду несоответствия данного водного объекта критериям, предъявляемым к водным объектам рыбохозяйственного значения первой категории, которое было оставлено без удовлетворения. А вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.07.2016 по делу № А40-118618/16, в удовлетворении заявления АО «Учалинский ГОК» о признании незаконным указанного отказа Росрыболовства было отказано.

Суд указал, что устьевой зоне реки Бюйды в период половодья могут формироваться временные небольшие разновозрастные скопления рыб из видов, обитающих в р.Кидыш. ФГБНИ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» установлено, что после прекращения отрицательного антропогенного воздействия водные экосистемы достаточно быстро восстанавливаются и деградация ихтиофауны в реке Бюйды в районе горнообогатительного комбината является обратимым явлением.

Доводы кассационной жалобы, согласно которым категория для реки Бюды установлена впервые, только актом от 25.08.2015 №20, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку материалами дела подтверждается, что река Бюды ранее входила в перечень водных объектов важнейшего водохозяйственного и рыбохозяйственного значения. Кроме того, признания реки Бюйды водным объектом первой категории рыбохозяйственного значения основано на исследованиях ФГУП «РосНИИВХ» и Уральским филиалом ФГУП «Госрыбцентр» в 2014 году, Пермским отделением ФГБНУ «ГосНИОРХ» 2003 году.

Оспаривая выводы акта от 25.08.2015 №20, общество не предоставило конкретных доказательств о нарушении своих прав отнесением реки Бюды к водным объектам первой категории.

На основании изложенного, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по делу №А55-25031/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Э.Г. Баширов

Судьи                                                                                    А.В. Топоров

                                                                                              М.А. Савкина