ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-25299/2017 от 26.07.2018 АС Поволжского округа

388/2018-29442(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-35582/2018

г. Казань Дело № А55-25299/2017  27 июля 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2018 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Желаевой М.З., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителей:
истца – Петрушова А.А., доверенность от 15.01.2018 № 36/01-08-23,
ответчика – Джубандикова Н.А., доверенность от 01.10.2017 б/н,
в отсутствие: 
третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Н.Б.В.» 

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2018  (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.04.2018 (председательствующий судья Садило Г.М.,  судьи Радушева О.Н., Селиверстова Н.А.) 

по делу № А55-25299/2017

по исковому заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального  и дорожного хозяйства Оренбургской области к обществу с ограниченной 


ответственностью «Н.Б.В.» о взыскании 7 446 430 руб., с участием третьего лица:  Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, 

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного  хозяйства Оренбургской области (далее – Министерство, истец) обратилось  в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании  с общества с ограниченной ответственностью «Н.Б.В.» (далее - ООО «Н.Б.В.»,  Общество, ответчик) в доход бюджета Оренбургской области в лице  Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства  Оренбургской области субсидии в размере 7 446 430 руб. 

Суд к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований, привлек Департамент Оренбургской области  по ценам и регулированию тарифов. 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2018,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.04.2018, исковые требования удовлетворены. 

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось  в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые  судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым  в удовлетворении исковых требований отказать. 

Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм  материального и процессуального права. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),  изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия  не находит правовых оснований к их отмене. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Указом Губернатора  Оренбургской области от 05.07.2016 № 361-ук «О внесении изменений в указы  Губернатора Оренбургской области от 08.05.2009 № 88-ук, от 24.12.2012 № 932- ук» полномочия по осуществлению возмещения выпадающих доходов в связи  с реализацией населению сжиженного углеводородного газа и твердого топлива  по цене, не обеспечивающей возмещение издержек, в порядке, установленном  Правительством Оренбургской области, было передано Министерству. 


Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.05.2011   № 388-п утверждены Правила предоставления субсидии на возмещение  выпадающих доходов в связи с реализацией населению твердого топлива по цене,  не обеспечивающей возмещение издержек. 

Министерством экономического развития, промышленной политики  и торговли Оренбургской области и ООО «Н.Б.В.» 10.03.2016 было заключено  соглашение № 34 о предоставлении субсидии из областного бюджета на 2016 год  (далее - соглашение № 34). 

Между Министерством строительства, жилищно-коммунального  и дорожного хозяйства Оренбургской области и Обществом 02.09.2016 было  заключено соглашение № 216-С о предоставлении субсидии из областного  бюджета на 2016 год (далее - соглашение № 216-С). 

Предметом указанных соглашений является предоставление из областного  бюджета ООО «Н.Б.В.» субсидии для возмещения выпадающих доходов в связи  с реализацией ими населению твердого топлива по цене, установленной  Правительством Оренбургской области, и осуществление контроля за целевым  использованием предоставленных средств в соответствии с Правилами  предоставления субсидии из областного бюджета юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям, реализующим населению твердое топливо  (при отсутствии центрального отопления) для бытовых нужд по цене,  установленной Правительством Оренбургской области. 

Целевое назначение субсидии - возмещение выпадающих доходов в связи с  реализацией населению твердого топлива по цене, не обеспечивающей  возмещение издержек. 

Денежные средства в общей сумме 7 446 430 руб. были перечислены  ООО «Н.Б.В.», что подтверждается платежными поручениями, имеющимися  в материалах дела. 

В силу пунктов 2.2 соглашений № 34 и № 216-С ответчик обязуется:  осуществлять реализацию твердого топлива населению по цене, установленной  Правительством Оренбургской области, по спискам, заверенным  администрациями городских округов и поселений; осуществлять обслуживание  потребителей в соответствии с постановлением Правительства Российской  Федерации от 06.05.2011 № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг 


гражданам» в части продажи и доставки твердого топлива, постановлением  Правительства Оренбургской области от 07.12.2012 № 686-п «Об утверждении  нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской  области»; представлять отчеты ежемесячно в срок не позднее 10 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, предварительные за декабрь - не позднее 15  декабря текущего года по форме согласно приложениям № 1 и № 2. 

По окончании финансового года, но не позднее 15 мая года, следующего  за отчетным периодом: отчеты об объеме реализованного твердого топлива  населению по каждому муниципальному образованию, согласованные с органами  местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) по форме,  согласно приложению № 3; уточненный отчет о фактических доходах и расходах,  сложившихся за истекший финансовый год, с приложением заключения  департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов  о соответствии доходов и расходов фактическим по форме согласно приложению   № 4. 

Общество дает согласие на осуществление Министерством и органами  государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией  условий, целей и порядка предоставления субсидии. 

Согласно пункту 18 Правил по итогам отчетного финансового года  получатель представляет в Министерство в срок не позднее 15 мая года,  следующего за отчетным годом: а) отчет об объеме реализованного твердого  топлива гражданам, проживающим в домах с печным отоплением, по цене,  установленной Правительством Оренбургской области, по каждому  муниципальному образованию, согласованный с органами местного  самоуправления муниципальных районов (городских округов) Оренбургской  области (далее - органы местного самоуправления), по форме, установленной  министерством; б) уточненный отчет о фактических доходах и расходах,  сложившихся за отчетный финансовый год, по форме, установленной  министерством, с приложением заключения департамента Оренбургской области  по ценам и регулированию тарифов о соответствии показателей уточненного  отчета о доходах и расходах показателям годового бухгалтерского отчета (далее -  заключение). 


В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для подготовки заключения  получатель представляет в департамент Оренбургской области по ценам  и регулированию тарифов в срок не позднее 1 апреля года, следующего  за отчетным годом: а) отчеты, указанные в пункте 18 настоящих Правил; б)  пояснительную записку, обосновывающую необходимость предоставления  субсидии; в) заверенные руководителем копии: приказа об учетной политике  организации получателя и рабочего плана счетов; бухгалтерской отчетности за  предшествующий период и на последнюю отчетную дату: форму № 1 с отметкой  инспекции Федеральной налоговой службы и расшифровкой основных статей  (дебиторской, кредиторской задолженности, кредитов и займов, долгосрочных,  краткосрочных финансовых вложений, доходов и расходов будущих периодов,  вложений во внебюджетные активы); форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» с  расшифровкой выручки от реализации и себестоимости товарной продукции (стр.  010, 020), операционных доходов и расходов (стр. 090, 100), внереализационных  доходов и расходов (стр. 120, 130); г) сведения о реализации твердого топлива; д)  копии обосновывающих документов по закупочным ценам на твердое топливо  (договоры, счета-фактуры); е) расшифровки материальных, накладных, прочих  расходов и других статей затрат к калькуляции себестоимости; ж) расчет фонда  оплаты труда; з) действующие в организации получателя нормативные  и отраслевые акты (тарифное соглашение, положение об оплате труда, положение  о премировании, коллективный договор, штатное расписание, форма П-4  «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»); и) копии  договоров со сторонними предприятиями (организациями) на оказание услуг (за  пользование тепловой и электрической энергией, за водоснабжение  и водоотведение, услуги телефонной связи, услуги по охране помещений и иные). 

Расшифровки статей затрат, не предусмотренные прилагаемыми  к приложениям таблицами, представляются в произвольной форме. 

Документы подписываются руководителем и (или) главным бухгалтером  организации получателя, представляются на бумажных и электронных носителях. 

Документы, имеющие коммерческую и служебную тайну, должны иметь  соответствующую отметку. 

Пунктами 20, 21 Правил установлено, что Департамент Оренбургской  области по ценам и регулированию тарифов в течение 30 дней со дня 


представления полного комплекта документов, указанных в пункте 19 настоящих  Правил, готовит заключение. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня  поступления документов, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил,  принимает решение о возврате получателем излишне полученной субсидии  за отчетный финансовый год или о предоставлении получателю доначисленной  суммы субсидии за отчетный финансовый год. 

Поскольку ответчик не представил Министерству в установленный срок  отчетность, Министерством было принято решение о возврате Обществом  (получателем) полученной субсидии за отчетный финансовый год (2016 год)  и направлено в адрес ответчика требование о возврате в областной бюджет  излишне уплаченной суммы субсидии в размере 7 446 430 руб. 

Однако требования Министерства добровольно Обществом не исполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца  в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями. 

Разрешая спор, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее по тексту - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ,  услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях  возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения  (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров  (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых  и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. 

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты,  регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ,  услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий  в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их  предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ). 

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата  субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены 


в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих  предоставление субсидий. 

Согласно материалам дела, Обществу надлежало представить  в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в срок  не позднее 01.04.2017 надлежащие отчеты, указанные в пункте 18 Правил  предоставления субсидии, для получения заключения Департамента  о соответствии показателей уточненного отчета о доходах и расходах показателям  годового бухгалтерского отчета, и в Министерство не позднее 15.05.2017 отчет  об объеме реализованного твердого топлива населению по каждому  муниципальному образованию, согласованные с органами местного  самоуправления муниципальных районов (городских округов) по форме, согласно  Приложению № 3; уточненный отчет о фактических доходах и расходах,  сложившихся за истекший финансовый год, с приложением заключения  департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов  о соответствии доходов и расходов фактическим по форме согласно Приложению   № 4. 

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, Департамент  Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов указал, что 18.04.2017  Общество в нарушение срока, указанного в пункте 19 Правил, обратилось  в Департамент с просьбой согласовать уточненный отчет о фактических доходах  и расходах, сложившихся за 2016 год, в связи с реализацией населению твердого  топлива по цене, не обеспечивающей возмещение издержек. 

В связи с тем, что Обществом предоставлен неполный пакет документов,  указанных в пункте 19 Правил, Департаментом были запрошены недостающие  документы (письма от 24.04.2017 № 37/01-13/485, от 04.05.2017 № 37/01-13/608). 

Поскольку при рассмотрении представленных материалов возникли  сомнения в достоверности представленных документов (не заверенными  надлежащим образом), Департамент проинформировал Общество  о необходимости устранения указанных замечаний (письмо от 05.09.2017 № 37/01- 13/1322). 

В связи с обращением Министерства с иском в Арбитражный суд  Самарской области о взыскании денежных средств, Общество 20.11.2017 повторно 


обратилось в Департамент с заявлением, в котором просило принять отчеты  за 2016 год для подготовки Департаментом заключения. 

Однако, по результатами предварительного рассмотрения представленных  Обществом 20.11.2017 документов выявлено, что часть представленных  документов (отчеты об объеме реализованного твердого топлива гражданам,  проживающим в домах с печным отоплением, по цене, установленной  Правительством Оренбургской области, по каждому муниципальному  образованию, согласованные с органами местного самоуправления  муниципальных районов (городских округов) Оренбургской области, договоры на  аренды автомобилей и иные) не соответствуют документам, которые были  представлены Обществом ранее. 

Данные отчеты были направлены ответчиком для согласования истцу  и Департаменту со ссылкой на направленные 14.11.2017 заявления в Департамент  о принятии отчета за 2016 год и подготовки заключения и Министерство  о принятии отчета за 2016 год с приложением документов. 

Из представленного Министерством в материалах дела возражения следует,  что пакет документов, поступивший 21.11.2017 и заявленный ответчиком как  отчет об объеме реализованного твердого топлива гражданам, проживающим в  домах с печным отоплением, установленной правительство Оренбургской  области, по каждому муниципальному образованию, согласованный с органами  местного самоуправления муниципальных районов, округов Оренбургской  области, а так же сводный список граждан, получивших твердое топливо имеют  нарушения. 

При этом судами отмечено, что предоставление отдельных фрагментов  отчетов (разрозненных документов) не свидетельствует об исполнении ответчиком  своих обязанностей по предоставлению надлежащей отчетности. 

Доказательств направления или получения Министерством отчетов в апреле  2017 года ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется. 

Таким образом, принимая во внимание, что согласно условиям,  установленных в пунктах 2.2 соглашений № 34 и № 216-С и Правил  предоставления субсидии срок предоставлении получателем субсидии отчетов  за 2016 год истек 15.05.2017, тогда как документы были представлены ответчиком  лишь 14.11.2017, суды, придя к выводу о невыполнении ответчиком обязательств 


по предоставлению выше указанных отчетов, признали исковые требования  обоснованными и подлежащими удовлетворению. 

Содержащиеся в кассационной жалобе доводы проверены судом  кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку являлись предметом  исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую  правовую оценку. 

Доводов, опровергающих выводы судов, кассационная жалоба не содержит. 

Поскольку сделанные судами первой и апелляционной инстанций выводы  соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального  права применены судами правильно, нарушений процессуального  законодательства не допущено, принятые по делу судебные акты в обжалуемой  части подлежат оставлению без изменения. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,  статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2018  и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018  по делу № А55-25299/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу –  без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в  порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Э.Г. Гильманова

Судьи М.З. Желаева

 Н.Ю. Мельникова