ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-25387/2021 от 03.08.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20079/2022

г. Казань Дело № А55-25387/2021

08 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей: Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафроновой Т.В.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя ответчика – ФИО1.(доверенность),

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022

по делу № А55-25387/2021

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №12 имени Героя Советского Союза ФИО2» городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самары, г. Самара, о признании незаконным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 23.07.2021 № КУВД-001/2021-14436316/3; от 20.07.2021 № КУВД-001/2021-14405003/3 об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – пристрой к школе № 12, площадью 4365,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А, а также государственной регистрации прекращения прав на незавершённый строительством объект (пристрой к школе № 12) готовность 38%, площадью 882,40 кв. м по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области) в месячный срок по вступлению в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав Департамента, произвести государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости – пристрой к школе № 12 в Ленинском районе, площадью 4365,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент градостроительства городского округа Самара, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 12 имени Героя Советского Союза ФИО2» городского округа Самара, администрация городского округа Самары.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, заявленные требования удовлетворены. Решения Управления Росреестра по Самарской области от 23.07.2021 № КУВД-001/2021-14436316/3 и от 20.07.2021 № КУВД-001/2021-14405003/3 об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – пристрой к школе №12, площадью 4365,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А, а также государственной регистрации прекращения прав на незавершённый строительством объект (пристрой к школе №12) готовность 38%, площадью 882,40 кв. м по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А признаны незаконными.

На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность в месячный срок по вступлению в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав заявителя, произвести государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости – пристрой к школе № 12 в Ленинском районе, площадью 4365,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А.

В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, 13.04.2021 Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области в целях осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – нежилой пристрой к школе, площадью 4365,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А.

Одновременно Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учёта объекта незавершённого строительства и государственной регистрации прекращения прав на незавершённый строительством объект (пристрой к школе № 12) готовностью 38%, площадью 882,40 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская д. 93А.

По итогам рассмотрения данных заявление, уведомлениями от 23.07.2021 № КУВД-001/2021-14436316/3 и от 20.07.2021 № КУВД-001/2021-14405003/3 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации права на указанный объект недвижимости и прекращении права на незавершённый строительством объект (пристрой к школе № 12) готовностью 38%. Основанием для отказа послужили разночтения по площади пристроя в документах, представленных на государственную регистрацию, а именно в техническом плане от 25.03.2020 и разрешении на ввод в эксплуатацию пристроя.

Не согласившись с отказом, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 1, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости), удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в разрешении от 29.08.2014 № RU 63301000-047э на ввод объекта в эксплуатацию содержится опечатка в площади здания, поскольку его техническая инвентаризация была проведена позже, чем объект был введён в эксплуатацию.

Суды исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

В силу положений части 3 статьей 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, следующие документы: разрешение на строительство (пункт 3); технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом о регистрации недвижимости (пункт 12).

Согласно пункту 3 части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, во внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи.

В свою очередь частью 6.2 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что различие данных об указанной в техническом плане площади объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, не более чем на пять процентов по отношению к данным о площади такого объекта капитального строительства, указанной в проектной документации и (или) разрешении на строительство, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при условии соответствия указанных в техническом плане количества этажей, помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии) проектной документации и (или) разрешению на строительство.

Таким образом, статьей 55 ГрК РФ прямо предусмотрено, что площадь объекта капитального строительства указанная в техническом плане может отличаться от площади этого же объекта указанной в разрешении на строительство и если указанное расхождение в площади не превышает 5 процентов, то это не является основанием к отказу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Материалами дела установлено, что при выдаче разрешения на строительство площадь пристроя к школе № 12 в Ленинском районе была указана 4581,51 кв. м. При этом, в техническом плане на пристрой от 25.03.2020, а также в техническом плане на этот же пристрой от 21.05.2021 указана фактическая площадь пристроя равная 4365,1 кв. м.

Суды пришли к выводу, что поскольку разность указанных площадей составляет менее 5 %, то в силу прямого указания части 6.2 статьи 55 ГрК РФ указанное обстоятельство не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

С учетом изложенного, 29.08.2014 главой городского округа Самара Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара на законных основаниях было выдано разрешение № RU 63301000-047э на ввод объекта в эксплуатацию «пристроя к школе № 12 в Ленинском районе», расположенного по адресу: <...>, площадью 4581,51 кв. м.

При этом суды исходили из того, что не имеют правового значения доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что кадастровый инженер при обосновании расхождений в площади в техническом плане от 21.05.2021 сослался на Приказ № 90 Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016, который утратил законную силу с 01.01.2021. Новый Приказ Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 по сравнению с предыдущим Приказом № 90 Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016 ничего по сути не меняет, поскольку содержание документа осталось прежним.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ.

В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 11 статьи 55 ГрК РФ в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом о регистрации недвижимости требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

В силу статьи 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В свою очередь пункт 7.3 части 2 статьи 14 Закона о регистрации предусматривает, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства).

Судами установлено, что постановлением главы города Самары от 21.06.1999 № 373 администрации Ленинского района г. Самары предоставлен земельный участок для организации строительной площадки «пристроя к школе № 12 в Ленинском районе» по улице Красноармейская, 93А.

Согласно акту обследования МП БТИ на 17.03.2003 проектной документации предусматривается возведение пристроя к школе № 12 с бассейном и актовым залом общей площадью 4526 кв. м На дату проведения обследования процент готовности объекта составлял 38%.

Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации от 28.05.2003 за муниципальным образованием г. Самары было зарегистрировано право собственности на незавершенный объект «пристроя к школе № 12 в Ленинском районе», площадью 882,40 кв. м, готовностью 38%.

Впоследствии 29.12.2012 глава городского округа Самара выдал Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара разрешение на строительство № RU 63301000-127 «пристроя к школе № 12 в Ленинском районе» площадью 4581,51 кв. м

29 августа 2014 года главой городского округа Самара Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара выдано разрешение № RU 63301000-047э на ввод объекта в эксплуатацию «пристроя к школе № 12 в Ленинском районе», расположенного по адресу: <...>, площадью 4581,51 кв. м

Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 25.08.2016 № 15-07-16/38563 объект недвижимого имущества – пристрой к школе № 12 в Ленинском районе, расположенного по адресу: <...>, площадью 4365,1 кв. м введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию № RU 63301000-47э.

Обращаясь в Управление Росреестра по Самарской области в целях регистрации права собственности и постановки пристроя на государственный кадастровый учёт, Департаментом были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учёта объекта недвижимости и государственной регистрации прав, в частности: технический план здания от 25.03.2020 и от 21.05.2021; разрешение на ввод в эксплуатацию пристроя от 29.08.2014.

При этом в техническом план от 21.05.2021, в разделе «Заключение кадастрового инженера» кадастровым инженером ФИО3 констатируется расхождение адреса земельного участка и здания. Также констатируется о расхождении общей площади здания в настоящем техническом плане и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию № RU 63301000-047э от 29.08.2014 в связи с тем, что площадь в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указана по данным проекта. Техническая инвентаризация и кадастровые работы были проведены позже (после получения разрешения на ввод в эксплуатацию). Площадь в техническом плане отличается от площади в проектной документации и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию более чем на 5 % в результате подсчета площади согласно Приказа № 90 Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016.

Принимая во внимание характер выполненных работ, учитывая, что фактически произведена реконструкция в виде пристроя к школе № 12 в Ленинском районе, то есть объект недвижимого имущества является единым реконструированным объектом, Департаментом на государственную регистрацию права муниципальной собственности был предоставлен весь необходимый пакет документов, у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу №А55-25387/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Карпова

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Петрушкин