ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-25541/19 от 25.02.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

город Самара

3 марта 2020 года                                              Дело № А55-25541/2019

Резолютивная часть постановления оглашена 25 февраля 2020 года.

Постановление в полном объёме изготовлено 3 марта 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Туркина К.К., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым Р.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 «Шахматы» городского округа Тольятти и администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2019 года по делу № А55-25541/2019

по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 «Шахматы» городского округа Тольятти (ОГРН <***>, ИНН <***>), о взыскании 542 379 руб. 52 коп.

третьи лица:

1. Администрация городского округа Тольятти

2. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный комплекс»,

с участием:

от истца - ФИО1, представитель по доверенности от 01.02.2020,

от ответчика - ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2020,

от третьего лица - ФИО3, представитель по доверенности от 12.12.2019,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 «Шахматы» городского округа Тольятти о взыскании 532 669 руб. 25 коп., в том числе 490 031 руб. 47 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 24.10.2017 по 31.12.2018, 42 637 руб. 78 коп. пеней. Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика 542 379 руб. 52 коп., в том числе, задолженность по взносам на капитальный ремонт  за период с 24.10.2017 по 31.12.2018 в размере 490 031 руб. 47 коп. и пени в размере 52 348 руб. 02 коп. за период с 21.12.2017 по 09.12.2019.

Решением суда исковые требования были удовлетворены.

Взыскано с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 «Шахматы» городского округа Тольятти в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» 542 379 руб. 52 коп., в том числе, задолженность по взносам на капитальный ремонт  за период с 24.10.2017 по 31.12.2018 в размере 490 031 руб. 47 коп. и пени в размере 52 348 руб. 02 коп. за период с 21.12.2017 по 09.12.2019, а так же расходы по государственной пошлине в сумме 13 653 руб. 00 коп.

Взыскано с  Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 «Шахматы» городского округа Тольятти в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 195 руб. 00 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 «Шахматы» городского округа Тольятти обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправомерно считает, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт МКД Революционная д. 11 возложена на МБУДО СДЮСШОР №  4  «Шахматы»  на том  основании, что  нежилое здание Революционная, д. 11В является частью многоквартирного дома. Судом первой инстанции не были исследованы доводы ответчика о самостоятельности и обособленности нежилого здания Революционная, д. 11В. В суд первой инстанции ответчиком были представлены документы, подтверждающие статус нежилого здания по ул. Революционная, д. 11В как отдельно стоящего и независимого от МКД Революционная, д. 11. МБУДО СДЮСШОР № 4 «Шахматы» принадлежит на праве оперативного управления нежилое здание площадью 5391,00 кв.м. по адресу: <...>. Указанное здание является отдельно стоящим нежилым и не является многоквартирным домом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.04.2018г. № 63/174/700/2018-1605, содержащей сведения Единого государственного реестра недвижимости о том, что объект недвижимости по адресу: <...> здание 11В - является нежилым зданием площадью 5391 кв.м. Нежилому зданию по адресу: ул. Революционная, д. 11В присвоен кадастровый номер 63:09:0101164:534. Дата постановки на кадастровый учет нежилого здания 13.12.2010г. Границей эксплуатационной ответственности сторон: ресурсоснабжающих организаций и ООО УК «ЖЭК» по МКД Революционная, д. 11 в соответствии с информацией, предоставленной ООО УК «ЖЭК» является наружная грань стен фундаментов МКД Революционная, д. 11, инженерные сети в здании Революционная, д. 11В являются транзитными. В соответствии с совместным актом обследования от 10.10.2019г., проведенным представителями НО ФКР, администрации г.о. Тольятти, ООО УК «ЖЭК» и МБУДО СДЮСШОР № 4 «Шахматы» здание Революционная, д. 11В является независимым и обособленным, инженерные системы многоквартирного дома Революционная, д. 11 и нежилого здания Революционная, д. 11В автономны, в подвальных помещениях нежилого здания по ул. Революционная, д. 11В проходят транзитные сети МКД Революционная, д. 11. В подвальных помещениях МКД Революционная д. 11 корпус 1 и корпус 2 расположены индивидуальные тепловые пункты, узлы ХВС, позволяющие вести самостоятельную работу и учет коммунальных ресурсов. Заключение главного технического эксперта НО ФКР по результату осмотра объекта не может являться надлежащим доказательством, поскольку было составлено единолично представителями НО ФКР. Суд первой инстанции установил преюдициальное значение для настоящего дела решения Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-23969/2015. Указанное решение было принято без исследования всех доказательств по делу, поскольку в рамках рассмотрения дела № А55-23969/2015 МБУДО СДЮСШОР № 4 «Шахматы» не были представлены надлежащие доказательства отдельности здания, что повлекло к неблагоприятным последствиям для рассмотрения дел арбитражным судом в дальнейшем.

Администрация городского округа Тольятти также обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 11В (здание 11 В) является нежилым зданием. 23.10.2017 года в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права муниципальной собственности №63:09:0101164:534-63/009/2017-4 на нежилое здание, имеющее адрес: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Революционная, здание 11 В, общей площадью 5391 кв.м., КН 63:09:0101164:534. Судом первой инстанции проигнорирован довод администрации городского округа Тольятти о том, что в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707 (редакция от 07.05.2019) в соответствии с Законом Самарской области №60-ГД от 21.06.2013 года «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» нежилое здание с адресом: <...> не включалось (в указанном постановлении указаны МКД по адресу: ул. Революционная, д. 11, а также ул. Революционная, д. 11 Б).

Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный комплекс» извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечило.

Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.

В судебном заседании представители заявителей жалоб поддержали жалобы по доводам в них изложенных.

Представитель истца считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив  в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам,  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалами дела подтверждается, что Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (НО «ФКР») (далее - Истец) создана в соответствии со ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» (далее -Закон №60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 №247 «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта» как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную па обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года № 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года № 357.

Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, ч.2 ст.28 Закона № 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.

Согласно ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

В соответствии ч. 1, ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 2, ч. 3 ст. 7 Закона №60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства № 707 «Об многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» (далее - Региональная программа).

Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст. 171 ЖК РФ, ч.1 ст.9 Закона 60-ГД в ред. закона Самарской области от 07.04.2014 № 32-ГД). Согласно ч.1 ст.9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 № 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019гг. производится на основании Постановлений Правительства Самарской области № 654 от 22.11.2013г., № 784 от 17.12.2014г., № 333 от 11.06.2015г., № 293 от 08.06.2016г., № 319 от 17.05.2017г., № 794 от 19.12.2018 которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше -5,84 рубля. На 2017, 2018 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей. С 01.07.2018г. установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме а территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно – 5, 67 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше – 6, 52 руб.

Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО «ФКР».

Ответчику (МБУДО СДЮСШОР № 4 «Шахматы»)  в данном многоквартирном доме  на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение 5 391,0 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 11, корпус 3, право оперативного управления на которое зарегистрировано 24.10.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.06.2019.

Однако, как указывает истец, ответчик не исполняет своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, задолженность ответчика перед истцом за период с 24.10.2017 по 31.12.2018 составляет 490 031 руб. 47 коп. 

В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с просьбой оплатить сумму задолженности. Претензия ответчиком получена 22.02.2019, однако ответа на нее не последовало, оплата не произведена, что послужило основанием обращения в суд с настоящим иском.

Доводы заявителей жалоб не могут быть приняты ввиду нижеследующего.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.

Согласно ч. 1 ч.3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Статьями 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.

Доводы заявителей жалоб о том, что нежилое здание площадью 5 391,00 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 11В, является отдельно стоящим зданием, не имеющим отношения к многоквартирному дому № 11 по ул. Революционной, что в единый государственный реестр недвижимости 27.04.2018 внесена запись об изменении адреса здания, которым является <...> не могут быть приняты ввиду следующего.

Указанные возражения ответчика уже было предметом исследования при рассмотрении дела № А55-10439/2018, где в решении от 16.07.2018 арбитражным судом указано, что присвоение корпусу отдельного почтового адреса само по себе не является свидетельством каких-либо архитектурно-инженерных изменений, изменений кадастрового учета.

Присвоение адреса произведено Распоряжением Главы г.о. Тольятти от 14.12.2017 № 10764-р/5 по заявлению ответчика, зданию присвоен номер того же дома № 11 по ул. Революционной, только добавилась литера В.

В Определении Верховного суда Российской Федерации № 306-ЭС19-6026 от 22.04.2019 указанный довод ответчика также не нашел своего подтверждения.

Доводы заявителей жалоб о самостоятельности и обособленности здания также неоднократно был предметом исследования в судах различных инстанций по искам о взыскании с ответчика задолженности за содержание общего имущества многоквартирного дома за те же помещения за предыдущие периоды, в частности дела №№ А55-13079/2016, А55-17443/2017, А55-10439/2018. Такое возражение признавалось судами необоснованным.

В  судебных актах указано, что многоквартирный жилой дом № 11, находящийся по адресу ул. Революционная, состоит из трех корпусов соединенных между собой переходами, ранее являлся комплексным общежитием принадлежащим ОАО «АВТОВАЗ», в дальнейшем на основании заключенного соглашения № 1137-дг/1 от 25.11.2009 жилой комплекс общей площадью 47 932,7 кв.м был передан в муниципальную собственность.

Согласно сведениям МП «Инвентаризатор» в жилой комплекс № 3 (ул. Революционная, д. 11) входят здания 12-ти этажное (лит. А), 2-х этажное блок обслуживания (лит А1) и 9-ти этажное (лит А2АЗ) и являются единым недвижимым комплексом, имеющим единый юридический адрес, проводить работу по разделению технических паспортов не требуется.

Распоряжением первого заместителя Мэра от 26.07.2010 № 8074-р/2 «О передаче муниципального имущества», нежилое помещение, находящееся в третьем корпусе общей площадью 3 244,8 кв.м., исключено из состава муниципальной казны городского округа Тольятти и закреплено на праве оперативного управления за МБУДО СДЮСШОР № 4 «Шахматы». МБУДО СДЮСШОР №4 «Шахматы» получено свидетельство № 63-АЕ 419359 о государственной регистрации права на данное помещение.

Согласно выписке из реестра технической документации общая площадь здания третьего корпуса составляет 5 391 кв.м.,  нежилое помещение, находящееся в оперативном управлении у МБУДО СДЮСШОР № 4 «Шахматы» 3 430,1 кв.м., и площадь подвальных помещений 1 960,9 кв.м.

Согласно пункту 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В пункте 1 статьи 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в  многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Таким образом, исходя из положений вышеприведенных правовых норм, правообладатели в силу закона становятся собственниками общего имущества этого дома в долях, пропорциональных общей площади принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.

Кроме того, при рассмотрении дела № А55-23969/2015 Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом установлено, что спорные нежилые помещения, расположенные в корпусе № 3 по ул. Революционной, 11, являются частью многоквартирного дома, документы, в том числе, схематический план жилого комплекса по ул. Революционной д. 11, копия технического паспорта на здание блок обслуживания, <...>. доводы о том, что занимаемые помещения находятся в отдельно стоящем здании не подтверждают, а напротив из представленных документов усматривается, что спорные нежилые помещения являются частью многоквартирного дома, спроектированного как единый комплекс с общими инженерными сетями, который имеет один вход, а все здания соединены между собой переходами. Жилой комплекс расположен на едином земельном участке и имеет один адрес. В этой связи, суды, оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о том, что здание, в котором размещаются помещения ответчика, входит в рассматриваемый многоквартирный дом.

Иные доказательства, подтверждающие обстоятельства, которые до этого не были предметом исследования судами по рассматриваемому вопросу суду в рамках настоящего спора не представлены.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно письма от 18.11.2019 №5969/21 Администрации городского округа Тольятти, корпус 3 многоквартирного дома  по адресу: <...>, является частью жилого комплекса, состоящего их тех отдельно стоящих объектов капитального строительства, имеющих инженерную систему. На текущий момент, в соответствии с выпиской из ЕГРН данное здание имеет адрес: <...> здание 11 В. 

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации городского округа Тольятти от 08.09.2017 № 3044-п/1 «О перераспределении муниципального имущества» за ответчиком закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество – нежилое здание общей площадью 5 391,0 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 11, корпус 3.

Указанное право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке 24.10.2017.

Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Доводы заявителей жалоб о том, что им заключены прямые договоры  на оплату коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями,  также не принимаются, поскольку как указано ранее и установлено судами при рассмотрении спорных правоотношений сторон, нежилые помещения, расположенные в корпусе № 3 по ул. Революционной, 11 (в настоящее время ул. Революционная, д. 11 В), являются частью многоквартирного дома, из представленных документов, в том числе, схематического плана жилого комплекса по ул. Революционной д. 11, копии технического паспорта на здание блок обслуживания, <...>, усматривается, что спорные нежилые помещения являются частью многоквартирного дома, спроектированного как единый комплекс с общими инженерными сетями, который имеет один вход, а все здания соединены между собой переходами, имеют общие инженерные сети. Следовательно, исходя из положений статьи 36 ЖК РФ, подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, ответчик не лишен права пользоваться общим имуществом всего комплекса многоквартирного дома № 11 по ул. Революционной.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории самарской области, на 2017-2019 г. утвержден приказом Минэнерго от 26.04.2017 № 106. Согласно данного приказа общая площадь многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, составляет 47 752,7 кв.м, которая включает в себя: корпус 1 - 26 403,0 кв.м, корпус 2-15 960,1 кв.м, корпус 3 - 5391 кв.м. Также указанные обстоятельства подтверждаются Выпиской из реестра технической документации на многоквартирный дом: <...>, которая была представлена Администрацией городского округа Тольятти.

Региональная программа, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 707. В отношении данного многоквартирного дома определен первоочередной вид ремонтных работ «Ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений» в период 2017-2019 годов. Данный нормативно-правовой акт не обжаловался в судебном порядке.

На основании указанных норм права и установленных обстоятельств дела, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства уплаты долга, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 490 031 руб. 47 коп. является обоснованным и подлежало удовлетворению.

В соответствии с п.14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

На основании изложенного, в связи с просрочкой оплаты, истцом начислены пени в размере 52 348 руб. 02 коп. за период с 21.12.2017 по 09.12.2019.

Проверив расчет пеней, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что арифметически он произведен верно, период просрочки определен с учетом фактических обстоятельств дела.

Поскольку материалами дела подтвержден факт просрочки ответчиком исполнения денежного обязательства, требование  истца о взыскании с ответчика 52 348 руб. 02 коп.  пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт, начисленные за период с за период с 21.12.2017 по 09.12.2019 также подлежало удовлетворению.

При таких обстоятельствах оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом,  доводы заявителей апелляционных жалоб  не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.

В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2019 года по делу №А55-25541/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

   Председательствующий судья

   Судьи 

К.К. Туркин

Е.Г. Демина

В.А. Морозов