ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-26046/20 от 07.09.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-7234/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-26046/2020

09 сентября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабитовой Ф.З.,

при участии представителей:

Администрации городского округа Отрадный Самарской области – ФИО1 по доверенности от 11.01.2021,

акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» - ФИО2 по доверенности от 20.02.2020,

общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» - ФИО3 по доверенности от 13.01.2021,

общества с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» - ФИО4 по доверенности от 30.12.2020, ФИО5 по паспорту,

Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области – ФИО6 по доверенности от 28.07.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация», общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного», Администрации городского округа Отрадный Самарской области, муниципального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения образовательных и муниципальных учреждений социальной сферы городского округа Отрадный Самарской области», Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021

по делу № А55-26046/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГОТЭ», Самарская область, г. Отрадный, к Администрации городского округа Отрадный Самарской области, г. Отрадный, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения городского округа Отрадный Самарской области, Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области, акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация», Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания» городского округа Отрадный, о признании незаконным постановления в части,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» (далее - истец, ООО «ГОТЭ») обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Администрации городского округа Отрадный Самарской области (далее – Администрация г.о. Отрадный) с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило:

1.1) Признать недействительным Постановление Администрации г.о. Отрадный от 29.06.2020 №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035г.» (далее – Постановление от 29.06.2020 №632) в части нарушения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, а также ООО «ГОТЭ», препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно разделы: - раздел 11 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии». И главы обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, а именно: - часть 1 «Функциональная структура теплоснабжения» и часть 4 «Зоны действия источников тепловой энергии» главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», согласно которым расчетно-нормативная нагрузка ООО «ГОТЭ» подключенных абонентов стала составлять по жилым домам - 0,00 Гкал/ч, по прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч.

1.2) Обязать Муниципальное образование г. Отрадный Самарской области в лице Администрации г.о. Отрадный устранить последствия совершенного нарушения при утверждении (актуализации/корректировке) схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035гг - и восстановить нарушенные права и законные интересы ООО «ГОТЭ» путем возврата ООО «ГОТЭ» расчетно-нормативной нагрузки подключенных абонентов по жилым домам - 28,438 Гкал/ч, прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч.

2) Признать недействительным Постановление Администрации г.о. Отрадный от 29.06.2020 №632 в части нарушения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, а также ООО «ГОТЭ», препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно часть 3 «Тепловые сети, сооружения на них» главы 1 обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», в которой содержится информация о выводе из эксплуатации участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079м в целях её ликвидации или консервации на срок более 1 года.

2.1) Обязать Муниципальное образование г. Отрадный Самарской области в лице Администрации г.о. Отрадный, как собственника недвижимого имущества - участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079 м исполнить требования законодательства, а именно: восстановить целостность тепловой сети и привести сети в техническое исправное состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с установленными техническими 3 регламентами и правилами технической эксплуатации для возможности транспортировки теплоносителя от источника тепловой энергии - котельной ООО «ГОТЭ» к потребителям тепловой энергии: жилым домам и прочим потребителям.

3) Обратить решение Арбитражного суда Самарской области к немедленному исполнению.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2021 заявленные требования удовлетворены. Постановление Администрации г.о. Отрадный от 29.06.2020 №632 признано недействительным в части раздела 11 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии» и главы обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, а именно: часть 1 «Функциональная структура теплоснабжения» и часть 4 «Зоны действия источников тепловой энергии» главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», согласно которым расчетно-нормативная нагрузка ООО «ГОТЭ» подключенных абонентов стала составлять по жилым домам - 0,00 Гкал/ч, по прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч, часть 3 «Тепловые сети, сооружения на них» главы 1 обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», в которой содержится информация о выводе из эксплуатации участка тепловой сети Ду 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт, протяженностью 1079м.

Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения       прав и законных интересов ООО «ГОТЭ» при утверждении (актуализации/корректировке) схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035гг путем установления расчетно-нормативной нагрузки подключенных абонентов по жилым домам -28,438 Гкал/ч, прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч., восстановления эксплуатации тепловой сети для возможности транспортировки теплоносителя от источника тепловой энергии - котельной ООО «ГОТЭ» к потребителям тепловой энергии: жилым домам и прочим потребителям.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, акционерное общество «Самарская региональная энергетическая корпорация» (далее – АО «СамРЭК»), общество с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» (далее – ООО «КСК»), Администрация г.о. Отрадный обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Также с кассационными жалобами на принятые по делу судебные акты, в порядке статьи 42 АПК РФ, в суд кассационной инстанции обратились муниципальное автономное учреждение «Центр материально-технического обеспечения образовательных и муниципальных учреждений социальной сферы городского округа Отрадный Самарской области» и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, которые просят отменить принятые по делу судебные акты.

В обоснование поданных кассационных жалоб лица, не привлеченные к участию в деле, ссылаются на то, что судебные акты непосредственно затрагивают их права и обязанности.

В предоставленных отзывах на кассационную жалобу ООО «ГОТЭ» полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, установила следующее.

Предметом судебного разбирательства в рамках настоящего дела является законность и обоснованность Постановления Администрации г.о. Отрадный от 29.06.2020 №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035г.» в части нарушения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, а также ООО «ГОТЭ», препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

25.09.2020 ООО «ГОТЭ» обратилось в УФАС по Самарской области с заявлением на действия (бездействие) Администрации г.о. Отрадный Самарской области, в котором просило признать нарушающим положения статей 15 Закона о защите конкуренции постановления от 29.06.2020 №632.

ООО «ГОТЭ» также обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Администрации от 29.06.2020 №632.

При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон №131-ФЗ).

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательном Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 43 Закона №131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, ненормативный правовой акт органа местного самоуправления должен соответствовать нормам действующего законодательства, и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении, Закон №190- ФЗ), который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Закон о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1, 4 статьи 6 Закона №190-ФЗ).

В соответствии со статьей 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Часть 3 статьи 23 Закона №190-ФЗ возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, которые определяют также требования к порядку актуализации схем теплоснабжения.

В силу пункта 23 Требований актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Судами установлено, что АО «СамРЭК» во исполнение областной целевой энергетической программы на 2011 -2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 №536, государственной программы Самарской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 №702, произведено строительство модульной котельной мощностью 60 МВт в г.о. Отрадный (далее - БМК-60).

На территории городского округа Отрадный Самарской области функционируют две основные теплоснабжающие организации - ООО «ГОТЭ» и ООО «КСК г.Отрадного».

ООО «КСК г.Отрадного» с Администрацией г.о. Отрадного заключено концессионное соглашение от 21.10.2010 №1, согласно которому все котельные и тепловые сети, принадлежащие муниципальному образованию перешли во владение и пользование данной коммерческой организации.

Также ООО «КСК г.Отрадного» с АО «СамРЭК» заключен договор аренды модульной котельной БМК-60 от 01.04.2020.

ООО «ГОТЭ» является теплоснабжающей организацией, которая осуществляла продажу потребителям и теплоснабжающей организации произведенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности источником тепловой энергии - котельной, посредством которой осуществлялось теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

ООО «ГОТЭ» были заключены договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде от ООО «ГОТЭ» в 2010 году (договор от 01.12.2010 №1/11 с ООО «КСК г. Отрадного»; договор от 27.12.2010 №2/11 с ООО «Технолайн»; договор от 27.12.2010 №3/11 с ОАО «Отрадненский завод нефтяного машиностроения»; договор от 27.12.2010 №4/11 с ООО МЕХОВАЯ КОМПАНИЯ «ОТРАДА»; договор от 27.12.2010 № 5/11 с ООО «Самаранефтехимавтоматика»; договор от 27.12.2010 №6/11 с ООО «ГСИ СНЭМА»; договор от 27.12.2010 №7/11 с ООО «Нефтехимсервис-Самара»).

Администрацией г.о. Отрадный проведена актуализация схемы теплоснабжения города на 2019 год, в которую включен объект - БМК-60.

Главой Администрации г.о. Отрадный принято Постановление 13.11.2018 №1541 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период до 2025 года», впоследствии Постановление от 27.06.2019 №835 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на период с 2019-2035 года» с аналогичным распределением тепловой нагрузки в системе теплоснабжения как и в Постановлении от 13.11.2018 №1541.

Из указанных постановлений следует, что для ООО «ГОТЭ» установлена расчетно-нормативная нагрузка по жилым домам в размере - 0,00 Гкал/ч, по прочим потребителям - 7,717 Гкал/ч. То есть, с начала отопительного сезона на 2019 год расчетно-нормативная тепловая нагрузка подключенных абонентов уменьшается, за счет перевода жилых домов и объектов социальной сферы на отопление от котельной БМК-60. ООО «КСК г. Отрадного» определена в качестве единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Отрадный Самарской области.

Данные действия Администрации квалифицированы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – УФАС по Самарской области, антимонопольный орган), как нарушение антимонопольного законодательства, а именно пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в создании дискриминационных условий.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом вынесено предупреждение от 21.08.2019 №9813/5 о необходимости прекращения в срок до 01 октября 2019 года указанных действий (бездействия) путем распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии в утвержденной схеме теплоснабжения в соответствии с установленным порядком с учетом выводов, изложенных в предупреждении.

Законность предупреждения от 21.08.2019 №9813/5 проверена в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2020 по делу №А55-34391/2019 Администрации г.о. Отрадный отказано в удовлетворении требований о признании недействительным указанного предупреждения.

29.06.2020 Администрацией г.о. Отрадный издано постановление №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035гг». При этом, суммарная расчетно-нормативная тепловая нагрузка подключенных абонентов ООО «ГОТЭ» была в очередной раз распределена в адрес ООО «КСК г. Отрадного», в том же размере без изменений.

14.09.2020 УФАС России по Самарской области вынесено решение №11642/5 о признании Администрации г.о. Отрадный нарушившей пункты 2,8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии постановления от 29.06.2020.

6.11.2020 УФАС по Самарской области в отношении Главы городского округа Отрадный Самарской области ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении №063/04/14.9-793/2020 по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, на основании которого он привлечен к административной ответственности.

Таким образом, администрация г.о. Отрадный не исполнило требования антимонопольного органа, изложенные в выданных предупреждении и решении, так как суммарная расчетно-нормативная тепловая нагрузка подключенных абонентов ООО «ГОТЭ» была в очередной раз распределена в адрес ООО «КСК г. Отрадного».

В соответствии со статьей 18 Закона о теплоснабжении для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения:

1) о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения;

2) об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать;

3) о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности

Материалы дела №А55-26046/2020 не содержат, установленной законодательством заявки ООО «КСК г. Отрадного» на распределение тепловой нагрузки и принятой Администрацией г.о. Отрадный Самарской области в соответствии с нормами действующего законодательства.

Более того, из выводов, содержащихся в решении Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2020 по делу №А55-34391/2019 следует, что ООО «КСК г. Отрадный» не направляло для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в адрес органа местного самоуправления предусмотренную статьей 18 Закона № 190- ФЗ заявку, содержащую необходимые сведения для актуализации и внесения изменений в существующую схему теплоснабжения.

В рамках указанного дела Администрация сослалась на заявку АО «СамРЭК» от 18.01.2018 исх.№ 40, как на основание для внесения спорных изменений в схему теплоснабжения. Между тем, АО «СамРЭК» с учетом положений пункта 11 статьи 2 Закона № 190-ФЗ не являлась теплоснабжающей организацией, она  лишь является владельцем котельной БМК 60 МВт. Указанное письмо АО «СамРЭК» не соответствует требованиям, предъявляемым частью 2 статьей 18 указанного Закона к заявке для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии.

В силу пункта 3 статьи 18 Закона о теплоснабжении в схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии осуществляется на конкурсной основе в соответствии с критерием минимальных удельных переменных расходов на производство тепловой энергии источниками тепловой энергии, определяемыми в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании заявок организаций, владеющих источниками тепловой энергии, и нормативов, учитываемых при регулировании тарифов в области теплоснабжения на соответствующий период регулирования.

В материалы дела №А55-26046/2020 не содержат доказательств, проведения Администрацией г.о Отрадного конкурсных процедур, предусмотренных законодательством, между источниками тепловой энергии, принадлежащих ООО «ГОТЭ» и ООО «КСК г.Отрадного» по критерию минимальных удельных переменных расходов на производство тепловой энергии.

Кроме того, судом в рамках дела №А55-34391/2019 указано, что Администрацией г.о. Отрадный не были предоставлены сведения и документы, подтверждающие обоснованность действий по распределению тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, указанный судебный акт по делу №А55-34391/2019 имеет преюдициальное значение для настоящего спора.

При указанных обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций признали, что у Администрации г.о. Отрадный отсутствовали правовые основания по распределению тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения г.о. Отрадный от котельной ООО «ГОТЭ» к котельной БМК-60 Мвт, поскольку распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, не соответствует императивным требованиям, установленным статьей18 Закона о теплоснабжении.

Как верно указано судами, исходя из приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также положений пункта 1 статьи 18 Закона №190-ФЗ органы местного самоуправления обязаны ежегодно актуализировать схему теплоснабжения, однако системное толкование пункта 1 и 2 статьи 18 указанного Закона приводит к выводу, что актуализация схемы теплоснабжения может производится и путем утверждения схемы в прежнем виде, без изменения (тем более в отсутствие предусмотренных законом заявок теплоснабжающих организаций), при этом изменения в распределение тепловых нагрузок должно производится на конкурентной основе именно с учетом заявок теплоснабжающих организаций, владеющих источниками тепловой энергии, а не произвольно органом местного самоуправления в отсутствие заявок указанных организаций.

Судами учтено, что на спорном участке тепловой сети Ду 600 мм, ООО «КСК г. Отрадного» установило запорное оборудование, перекрывающее поток теплоносителя на участке тепловой сети присоединения источника тепловой энергии - ООО «ГОТЭ», чем фактически отсоединило котельную заявителя от тепловой сети, ООО «ГОТЭ» было вынуждено фактически прекратить свою деятельность.

ООО «ГОТЭ» 01.06.2020 направило в адрес Администрации г.о. Отрадный, ООО «КСК г. Отрадного» заявление с требованием о введении данного участка тепловой сети в эксплуатацию, которое оставлено без удовлетворения.

Письмом от 03.07.2020 №1095/05-02 Комитет по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области сообщил, что отсеченный участок тепловой сети диаметром 600 мм от котельной ООО «ГОТЭ» до котельной БМК 60 Мвт ввести в эксплуатацию не представляется возможным ввиду технической неисправности, установленной по результатам технического диагностирования со ссылкой на отчет ООО «Самарская экспертиза №1/20 -ДТС- 1 от 12.05.2020

Между тем, суды нижестоящих инстанций обоснованно не принял указанный отчет в качестве надлежащего доказательства по делу, достоверно подтверждающего отсутствие возможности эксплуатировать тепловую сеть, так как техническое диагностирование проводилось после того, когда трубопровод был отсоединен от теплоносителя и с него было снято технологическое оборудование.

При этом, судами учтены выводы, содержащиеся в решении Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2020 по делу                  №А55-34391/2019, из которого следует, что ООО «КСК г. Отрадный» в действиях по установлению «заглушек» в участок тепловой сети, к которой присоединена котельная ООО «ГОТЭ», были усмотрены целенаправленные действия по выводу котельной ООО «ГОТЭ» из эксплуатации, то есть фактическому устранению конкуренции. В решении указано, что ООО «ГОТЭ» было вынуждено фактически прекратить свою деятельность не в результате естественных рыночных условий и конкурсных процедур, а в результате вмешательства Администрации г.о. Отрадный, распределившей тепловые нагрузки в схеме теплоснабжения в пользу ООО «КСК г. Отрадный».

На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о том, что Постановления Администрации г.о. Отрадный от 29.06.2020 №632 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения городского округа Отрадный Самарской области на 2020-2035г.» в обжалуемой части не соответствует нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения и нарушает права ООО «ГОТЭ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов, признает их законными и обоснованными.

В кассационных жалобах АО «СамРэк», ООО«КСК г. Отрадного», Администрации г.о. Отрадный оспаривают выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, считают, что обжалуемое постановление соответствует положениям законодательства.

Иное толкование подателями кассационных жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

В обжалуемых судебных актах судами нижестоящих инстанций приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанций не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Производство по кассационным жалобам муниципального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения образовательных и муниципальных учреждений социальной сферы городского округа Отрадный Самарской области» и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно статье 273 АПК РФ право кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций имеют лица, участвующие в деле (статья 40 АПК РФ), и иные лица в предусмотренных Кодексом случаях.

Лица, не участвующие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным этим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле, и должны указать, о каких именно правах и обязанностях принят судебный акт, и представить подтверждающие доказательства (статья 42 АПК РФ).

Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно об их правах и обязанностях.

Суд кассационной инстанции исследовал материалы дела и доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, и пришел к выводу о том, что изложенные в решении и постановлении судов первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела нельзя признать обстоятельствами, порождающими (прекращающими или изменяющими) права и обязанности муниципального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения образовательных и муниципальных учреждений социальной сферы городского округа Отрадный Самарской области» и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, судебные акты не содержат выводов относительно прав или обязанностей заявителей жалоб.

Изложенное свидетельствует о том, что на муниципальное автономное учреждение «Центр материально-технического обеспечения образовательных и муниципальных учреждений социальной сферы городского округа Отрадный Самарской области» и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не распространяется действие статьи 42 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 281 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при принятии кассационной жалобы установит, что кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке кассационного производства.

Если это обстоятельство установлено после принятия кассационной жалобы к производству, производство по жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь статьей 150, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

производство по кассационным жалобам муниципального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения образовательных и муниципальных учреждений социальной сферы городского округа Отрадный Самарской области» и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу № А55-26046/2020 прекратить.

решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу № А55-26046/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация», общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного», Администрации городского округа Отрадный Самарской области без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Г.А. Кормаков

Судьи                                                                               С.В. Мосунов

                                                                                          Л.Ф. Хабибуллин