ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-26269/20 от 07.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11670/2021

г. Казань Дело № А55-26269/2020

09 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,

при участии представителя:

заявителя – Маскина А.М. (доверенность от 11.01.2021),

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021

по делу № А55-26269/2020

по заявлению государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Самарский государственный колледж», г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы», г. Самара, администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными бездействия,

УСТАНОВИЛ:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский государственный колледж» (далее – ГАПОУ «Самарский государственный колледж», Колледж) обратилось в арбитражный суд, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара по организации работы по постановке сетей: линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара, Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14, на учет в качестве бесхозяйных. Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав заявителя путем организации работы по постановке в качестве бесхозяйных линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара. Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы», администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара и администрация городского округа Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.12.2010 № 3108 за ГОУ СПО «Самарский техникум транспорта и коммуникаций» (правопреемник – ГАПОУ «Самарский государственный колледж») на праве оперативного управления было закреплено недвижимое государственное имущество Самарской области, в т.ч. здание учебного корпуса (кадастровый номер 63:01:0620003), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14. Указанное недвижимое имущество было принято ГОУ СПО «Самарский техникум транспорта и коммуникаций» по акту приёма-передачи имущества в оперативное управление от 02.12.2010. Согласно вышеуказанным документам за ГОУ СПО «Самарский техникум транспорта и коммуникаций» на праве оперативного управления было закреплено и передано ему здание учебного корпуса с кадастровым номером 63:01:0502005:0528, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 12, а также инженерные сети, находящиеся по тому же адресу.

В вышеуказанных документах, отсутствует указание на передачу инженерных сетей, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14, в оперативное управление Колледжа.

Как указал заявитель, инженерные сети, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14, в оперативное управление Колледжу не передавались и не могли быть переданы, поскольку согласно письму Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.08.2018 № 12/7275 инженерные сети водоотведения, расположенные на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до здания ул. Гаражная, д. 10к1, а также инженерные сети водоснабжения, расположенные на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до ВК-1 ул. Гаражная в реестре имущества Самарской области не числятся, а сведениями о правообладателе вышеуказанных объектов министерство не располагает.

Инженерные сети, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, 14 не находятся и никогда не находились на балансе Колледжа, поскольку для этого отсутствуют какие-либо правовые основания.

Согласно балансовой справки от 22.06.2020 № 626 недвижимое имущество: линия хоз.фекальная канализационная внутриквартальная протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм., КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводная линии внутриквартальная 53 п.м. Д-100 мм, ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984г. постройки, находящееся по адресу: г. Самара, Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14, на балансе Колледжа не числится.

25 декабря 2018 года заявитель обратился в администрацию Октябрьского р-на г. Самара с письмо, в котором просил провести проверку бесхозяйных сетей, подготовить и сформировать пакет документов и направить в Департамент управления имуществом (л.д. 30-34).

Заявитель обращался в Прокуратуру Октябрьского р-на г. Самары с письмом от 30.01.2019 о проведении проверки законности отказа (бездействия) администрации Октябрьского внутригородского р-на городского округа Самара в проведении проверки бесхозяйных инженерных сетей водоотведения, расположенных на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до здания ул. Гаражная, д. 10к1, а также бесхозяйных инженерных сетей холодного водоснабжения, расположенных на участке от здания по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14 до ВК-1 ул. Гаражная; в подготовке и формировании пакета документов, предусмотренного пунктом 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенного на территории городского округа Самара; в направлении указанного пакета документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Прокуратурой Октябрьского г-на г. Самары в отношении администрации Октябрьского р-на г. Самары было вынесено представление об устранении нарушений требований гражданского законодательства, а также требования Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД.

В рамках рассмотрения указанного представления прокуратуры, администрацией Октябрьского внутригородского р-на городского округа Самара была проведена работа по формированию пакета документов, предусмотренного пунктом 2.5 Порядка, утверждённого постановлением администрации Октябрьского внутригородского р-на городского округа Самара от 23.03.2017 № 54.

24 октября 2019 года указанные документы (Исх. № 12/2-01/4074) администрацией Октябрьского внутригородского р-на г. Самары были направлены в Департамент управления имуществом городского округа Самара для внесения в реестр муниципальной собственности и последующего закрепления за специализированной организацией.

Администрация городского округа Самара, в лице администрации Октябрьского внутригородского р-на городского округа Самара, в рамках своих полномочий, предусмотренных пунктами 1.3, 2.2, 2.5 и 2.6 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, во исполнение требований пункта 2 части 2 статьи 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД выявила бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения, не переданные в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществило подготовку документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления городского округа Самара.

Департамент управления имуществом городского округа Самара письмом от 10.06.2020 № 15-07-06/19247 сообщил заявителю, что спорные сети не имеют признаков бесхозяйных, законные основания для организации органами местного самоуправления по обращению их муниципальную собственность как бесхозяйных отсутствуют.

Указанные обстоятельства послужили заявителю основанием для обращения в суд с настоящими требованиями .

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отнесено к компетенции федерального органа в области государственной регистрации.

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными правительством Российской Федерации (часть 6 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД органы местного самоуправления городского округа Самара обязаны организовать деятельность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и осуществлять передачу указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности.

В соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 19.07.2013 № 767 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Самара и установлении зон их деятельности» гарантирующей организацией осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Самара, является ООО «Самарские коммунальные системы».

Согласно Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 27.05.2015 № 581, выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов (администраций соответствующих районов) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (пункт 1.3).

При поступлении сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного (далее – объект), администрация соответствующего района в течение 10 дней со дня поступления данных сведений осуществляет их проверку (пункт 2.2); по результатам проверки администрация соответствующего района в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления сведений, указанных в пункте 2.2. настоящего Порядка, подготавливает и формирует пакет документов, содержащий: акт обследования объекта: документы, подтверждающие совершение действий по установлению собственника объекта: технический план и (или) кадастровый паспорт объекта: справку из органа технической инвентаризации о принадлежности объекта: выписки из реестров соответственно федерального имущества, имущества Самарской области, муниципального имущества в отношении объекта: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта и документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждающие, что права на данный объект ими не были зарегистрированы: адресную справку, выданную уполномоченным органом; заявление собственника об отказе от права собственности на объект (в случае, если собственник имущества известен и отказался от него) (пункт 2.5).

Согласно пункту 2.6 Порядка, пакет документов в отношении объекта в течение 3 рабочих дней со дня его формирования администрация соответствующего района направляет в Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Пакет документов об объекте регистрируется Департаментом в день поступления; в течение 10 рабочих дней со дня регистрации пакета документов Департамент осуществляет проверку пакета документов по объекту и включение объекта в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества (пункт 2.7).

По результатам проверки сведений об объекте в течение 10 рабочих дней со дня регистрации пакета документов в случае соответствия пакета документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Порядка, включает объект в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества, либо в случае несоответствия пакета документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Порядка, возвращает пакет документов в администрацию соответствующего района для доработки (пункт 2.8 Порядка).

В течение 10 рабочих дней со дня включения объекта в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества. Департаментом организуется работа по обращению с пакетом документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного (пункт 2.9 Порядка).

В пункте 3 установлено, что бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет регистрирующим органом в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно Порядку принятия па учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -орган регистрации прав).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее –объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались; в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый уча в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 3 Порядка)

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения и мотивировали судебные акты тем, что спорные сети не являются имуществом Колледжа, что подтверждается приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.12.2010 № 3108 с приложением перечня основных средств ГОУСПО «Самарского техникума транспорта и коммуникаций», актом приема-передачи в оперативное управление от 02.12.2010, информацией об отсутствии в реестре имущества Самарской области спорных сетей в соответствии с письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.08.2018 № 12/7285, балансовой справкой от 22.06.2020.

Доводы Департамента о том, что сети водоснабжения и водоотведения расположены на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании у заявителя, не имеют правового значения, т.к. законодательство не ставит в зависимость от данного факта выполнение обязанностей Департамента по организации учёта бесхозяйных сетей водоотведения и водоснабжения, передаче их в эксплуатацию ООО «Самарские коммунальные системы» и организации деятельности по признанию на них права муниципальной собственности.

Документы, свидетельствующие о принадлежности Колледжа сетей канализации, от указанных границ до границы наружной стены здания на каком-либо вещном праве или ином законном основании в дело не представлены.

В муниципальную собственность спорные сети не принимались. Колледж их правообладателем не является. Доказательства обязанности Колледжа нести бремя содержания названных инженерных коммуникаций в дело не представлены.

Департамент не учитывает, что акты разграничения эксплуатационной ответственности не являются правоустанавливающими документами или документами, подтверждающими наличие права собственности, владения, пользования или балансовую принадлежность имущества.

Факт предоставления земельного участка с кадастровым номером 63:01.0620003:6, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гаражная, д. 14, занимаемого учебным корпусом, в постоянное (бессрочное) пользование Колледжу не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела. Департамент не представил документов, подтверждающих, что спорные бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения полностью расположены на земельном участке, находящемся во владении и пользовании ГАПОУ «Самарский государственный колледж»».

Ссылка Департамента на правовую позицию, изложенную в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13, является необоснованной, поскольку она была изложена в рамках рассмотрения другого дела с иными основаниями и требованиями, отличными от настоящего рассматриваемого дела.

В рассматриваемом деле отсутствуют какие-либо правопритязания третьих лиц на спорное бесхозяйное имущество.

Таким образом, спорные объекты имеют все признаки бесхозяйного имущества, а именно: отсутствие государственной регистрации права собственности на него и отсутствие на него правопритязаний.

Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Судом при рассмотрении настоящего дела установлена совокупность оснований для признания незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара по организации работы по постановке сетей: линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д-100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара. Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14, на учет в качестве бесхозяйных.

Надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя будет организация работы по постановке в качестве бесхозяйных линии хоз.фекальной канализационной внутриквартальной протяжённостью 73,5 п.м. Д-150 мм.. КК-3 шт. из кирпича и ж/б кольца; водопроводной линии внутри квартальной 53 п.м. Д100 мм. ВК-1 ж/б кольца, запорная арматура, 1984 г. постройки, находящихся по адресу: г. Самара. Октябрьский р-н, ул. Гаражная, 14.

Данный вывод суда основан на судебной практике, а именно постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.09.2015 № Ф07-5064/2015 по делу № А05-8581/2014.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, доказательств в опровержение выводов суда заявителем кассационной жалобы не предоставлено в материалы дела, в том числе и по заявленным доводам.

Утверждение Департамента о том, что заявителем пропущен срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента по передаче бесхозяйных сетей и о том, что заявитель не представил в материалы дела доказательств наличия уважительных причин о пропуске срока на обращение в суд обосновано не принят судами.

В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.

При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

С учетом положений статьи 46, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 4 АПК РФ независимо от правовой природы этого срока, вопрос о его восстановлении должен решаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из целесообразности, полноты, разумности и доступности судебной защиты прав и законных интересов заявителя. Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда.

В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Учитывая изложенное, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, с целью исключения нарушения прав инспекции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, так как недопустим неправомерный отказ в осуществлении субъективного права на судебную защиту по формальным основаниям.

Заявитель ходатайствовал о восстановлении срока на обращение в суд, мотивируя тем, что предпринимались попытки по досудебному урегулированию путем подачи заявления в Прокуратуру г. Самары и обращения к главе городского округа Самара.

В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу № А55-26269/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Карпова

Судьи В.А. Петрушкин

Ф.В. Хайруллина