ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-26504/18 от 04.02.2019 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

04 февраля 2019 года                                                                           Дело № А55-26504/2018

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шинснаб Поволжье»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2018 года по делу № А55-26504/2018 (судья Некрасова Е.Н.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Шинснаб Поволжье» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Самара,

к Самарской таможне, г. Самара,

об оспаривании постановления от 22.08.2018 № 10412000-1275/2018 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Шинснаб Поволжье» (далее – ООО «Шинснаб Поволжье», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании постановления Самарской таможни (далее – таможенный орган) от 22.08.2018 № 10412000-1275/2018 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2018 по делу № А55-26504/2018 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 226, 227 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2018 года по делу № А55-26504/2018 и принять по делу новый судебный акт, указывая на то, что судом первой инстанции не был применен п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку в отношении общества принято 4 постановления об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ по одному факту непредставления обществом статистической отчетности, имевшему длящийся характер бездействия (с марта по июнь 2018 г.).

В материалы дела поступил отзыв административного органа на апелляционную жалобу, в котором Самарская таможня просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2018 года по делу № А55-26504/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Как видно из материалов дела, ООО «ПроТехИнвест», Беларусь (поставщик) и ООО «Шинснаб Поволжье» (покупатель) заключили контракт на поставку товара от 22.01.2018 № 22/01/18/01. Во исполнение обязательств по указанному контракту поставщик поставил покупателю товар на общую сумму 19 256 958, 30 руб.

23.07.2018 ООО «Шинснаб Поволжье» представило в Самарскую таможню статистическую форму системный номер ED20180723141710185, зарегистрированную и заверенную электронной подписью на официальном сайте ФТС в сети Интернет с присвоением регистрационного номера 10412000/230718/С718622, за отчетный месяц – май 2018 года.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме, по договору от 22.01.2018 №22/01/18/01, счетам-проформам (проформа-инвойс) от 08.05.2018 №2013118, №2013119, от 10.05.2018 №2013122, от 14.05.2018 №2013124, №2013127, от 15.05.2018 №2013125, №2013126, от 16.05.2018 №2013128, от 21.05.2018 №2013129, счетам-фактурам (инвойс) от 08.05.2018 №12, №13, от 10.05.2018 №15, от 14.05.2018 №18, №19, от 15.05.2018 №16, №17, от 16.05.2018 №20, от 21.05.2018 №21 ООО «Шинснаб Поволжье» в мае 2018 года получило товар из Республики Беларусь от продавца - ООО «ПроТехИнвест» (220034, Беларусь, <...>, каб.326, блок 2).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (далее – Постановление № 1329) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Согласно п. 7 Постановления № 1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Таким образом, ООО «Шинснаб Поволжье» обязано было представить форму статистической отчетности до 13.06.2018, однако фактически представило ее лишь 23.07.2018, то есть с нарушением установленного срока.

По данному факту административный орган составил протокол от 07.08.2018 № 10412000-1275/2018 об административном правонарушении и вынес постановление от 22.08.2018 № 10412000-1275/2018, которым привлек ООО «Шинснаб Поволжье» к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «Шинснаб Поволжье» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Часть 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Согласно ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования Постановления № 1329, устанавливающие обязанности российских лиц, заключивших сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - лиц, имеющих на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), по своевременному и безвозмездному представлению таможенным органам статистических форм, содержащих достоверные сведения.

Субъектом данного правонарушения является российское лицо, которым в соответствии со ст.5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) является юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в Российской Федерации, если иное не вытекает из данного закона.

Согласно ч. 2 ст. 104 Закона №311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждена статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения.

Согласно п. 4 Постановления № 1329 ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 525), и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Пункт 5 Постановления № 1329 предусматривает, что формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

В силу п. 7 Постановления № 1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п.10 Постановления № 1329).

Факт совершения ООО «Шинснаб Поволжье» вменяемого административного правонарушения (представление статистической формы за май 2018 года с нарушением установленного п. 7 Постановления № 1329 срока) подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Шинснаб Поволжье» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ст. 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и наличии вины ООО «Шинснаб Поволжье» в его совершении.

Ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из ст. 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности противоправного деяния, суд не находит оснований для квалификации совершенного ООО «Шинснаб Поволжье» правонарушения в качестве малозначительного.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.

Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших своевременному представлению формы статистической отчетности, ООО «Шинснаб Поволжье» не представлено.

Довод общества о том, что правонарушение, за совершение которого оно привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением, не является повторным, был правомерно отклонен судом первой инстанции.

Так, постановлениями административного органа от 26.01.2018 №№ 10412000-1392/2017 и 10412000-1393/2017 ООО «Шинснаб Поволжье» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ за нарушение срока представления статистических форм за июль и август 2017 года. Эти постановления вступили в законную силу; доказательств обратного суду не представлено.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельства, предусмотренные ч. 1 данной статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного   правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Повторное совершение административного правонарушения является квалифицирующим признаком состава, предусмотренного ст. 19.7.13 КоАП РФ, соответственно, не должно учитываться в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства.

Оспариваемое постановление  на  стр.6 содержит указание  на отсутствие обстоятельств (согласно ст.4.3 КоАП РФ), отягчающих административную ответственность. Повторное совершение правонарушения  соответственно не учитывалось административным органом  как отягчающее ответственность обстоятельство, поскольку предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного   правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Из материалов дела не усматривается оснований для применения в отношении ООО «Шинснаб Поволжье» положений, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.2 ст. 4.1, ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, при том, что правонарушение совершено не впервые.

ООО «Шинснаб Поволжье» в обоснование заявленных требований сослалось на то, что материалы дел об административных правонарушениях от 22 августа 2018 г. № 10412000-1273/2018, 10412000-1274/2018, 10412000-1275/2018, 10412000-1276/2018 не образуют состава 4 (четырех) административных правонарушений, а также что указанные дела об административных правонарушениях возбуждены по одному и тому же факту противоправных действий (бездействия).

Аналогичные доводы приведены заявителем и в апелляционной жалобе.

Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод заявителя.

Указанные дела об административных правонарушениях были возбуждены по факту несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров:

- по делу №10412000-1273/2018 - за март 2018 года; дата совершения административного правонарушения - 12 апреля 2018 года;

- по делу №10412000-1274/2018 - за апрель 2018 года; дата совершения административного правонарушения - 16 мая 2018 года;

- по делу №10412000-1275/2018 - за май 2018 года; дата совершения административного правонарушения - 14 июня 2018 года;

- по делу №10412000-1276/2018 - за июнь 2018 года; дата совершения административного правонарушения - 12 июля 2018 года.

Таким образом, имеют место четыре самостоятельных административных правонарушения, ответственность за совершение которых установлена ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Факт несвоевременного предоставления заявителем форм статистической отчетности за конкретный отчетный период (май 2018 года) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.13 КоАП РФ.

В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Соответственно, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения (статья 19.7.13 КоАП РФ), не является длящимся правонарушением.

Правонарушения  совершены и окончены по истечении срока представления такой отчетности.

При таких обстоятельствах, постановление № 10412000-1275/2018 по делу об административном правонарушении от 22.08.2018 о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ штрафа в размере 50 000 руб. является законным и обоснованным.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со ст.ст. 208, 211 АПК РФ уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

В этой связи обществу с ограниченной ответственностью «Шинснаб Поволжье» следует возвратить из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 28.11.2018 № 940 государственную пошлину в размере 1 500 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2018 года по делу № А55-26504/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Шинснаб Поволжье" (ИНН <***>), г. Самара, из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 28.11.2018 № 940 государственную пошлину в размере 1 500 руб. 00 коп.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                          Е.Г. Попова