ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-26750/20 от 20.01.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13381/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-26750/2020

24 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 20.01.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 24.01.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» – ФИО1, доверенность,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021

по делу № А55-26750/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз», г. Санкт-Петербург к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, с участием: Правительства Самарской области, Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства строительства Самарской области, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, администрации городского округа Тольятти, общества с ограниченной ответственностью «Новый век», г. Самара, ФИО2, г. Первомайск Самарской области, ФИО3, г. Новокуйбышевск Самарской области, государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства», г. Самара, общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – регистрирующий орган, управление) о признании незаконным решения от 06.07.2020 № 63/002/300/2020-175 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества сооружение «Распределительный газопровод протяженностью 10 243 м для газоснабжения резидентов Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти» (ОЭЗ ППТ «Тольятти») 1 этап», расположенное по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, городской округ Тольятти, кадастровый номер 63:32:1702004:18 (далее – объект), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект в течение 5 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Самарской области, Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерство строительства Самарской области, администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, администрация городского округа Тольятти, общество с ограниченной ответственностью «Новый век», ФИО2, ФИО3, государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства», общество с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021, требования удовлетворены.

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

17.01.2020 ООО «Газпром межрегионгаз» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный газопровод.

Строительство объекта ООО «Газпром межрегионгаз» осуществляло на основании проектной документации и в соответствии с разрешением на строительство от 16.04.2013 № RU 63500000-24 (продлено до 31.10.2015); получено разрешение от 30.10.2015 № 63-000-50-2015 на ввод объекта в эксплуатацию. Объект поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:32:1702004:18, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 23.12.2015.

В уведомлении от 06.07.2020 № 63/002/300/2020-175 регистрирующий орган сообщил обществу об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности.

Данный отказ послужил основанием для обращения ООО «Газпром межрегионгаз» с заявлением в арбитражный суд.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования. исходили из наличия оснований для государсвтенной регистрации названного газопровода.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав.

Статьей 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные данным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов.

Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.

В силу положений части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию ООО «Газпром межрегионгаз» в качестве правоустанавливающего документа представило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 № 63-000-50-2015, выданное Министерством строительства Самарской области.

Согласно указанному разрешению и письму Министерства строительства Самарской области от 28.07.2016 № 3/2794 строительство распределительного газопровода протяженностью 10 243 м для газоснабжения резидентов Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти (ОЭЗ ППТ, «Тольятти») 1 этап осуществлено на земельных участках с кадастровыми номерами 63:32:1702002:28, 63:32:1702002:514, 63:32:0000000:10873, 63:32:1702007:901, 63:32:1702007:895, 63:32:1702007:660, 63:32:1702007:911, 63:32:1702007:34, 63:32:1702007:17, 63:09:0000000:117, 63:09:0102161:562, 63:09:0102161:564, 63:09:0302161:557, 63:09:0102161:583.

При этом согласно сведениям реестра распределительный газопровод протяженностью 10 243 м для газоснабжения резидентов Особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа «Тольятти (ОЭЗ ППТ «Тольятти») 1 этап расположен также в пределах земельных участков, имеющих кадастровые номера 63:32:1701001:3231, 63:09:0102161:703 (образован из 63:09:0102161:563).

Управлением указано на то, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 № 63-000-50-2015 не содержит сведений о вводе в эксплуатацию распределительного газопровода для газоснабжения резидентов Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти» (ОЭЗ ППТ «Тольятти») 1 этап на земельных участках с кадастровыми номерами 63:32:1701001:3231 и 63:09:0102161:563, тогда как указанные выше документы содержат общую характеристику газопровода - протяженность 10 243 м.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 № 63-000-50-2015 выдано с учетом наличия технического плана от 10.09.2014, в котором отсутствовали сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 63:32:1701001:3231 и 63:09:0102161:563.

Согласно схеме расположения сооружения на земельном участке, включенной в состав технического плана от 10.09.2014, объект располагается, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 63:32:1701001:3231 и 63:09:0102161:563.

Регистрирующий орган ссылался на то, что в государственном кадастре недвижимости имеется технический план сооружения от 30.10.2015, который содержит сведения о расположении сооружения, в том числе, на земельных участках с кадастровыми номерами 63:32:1701001:3231 и 63:09:0102161:563.

Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждается постановка объекта на кадастровый учет.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 14.10.2015 № 63/1768-1 объект выполнен в соответствии с проектом, соответствует санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и введен в действие.

Сведения об обратном материалы дела не содержат.

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.

Образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными.

Судами установлено, что под земельными участками с кадастровыми номерами 63:32:1701001:3231 и 63:09:0102161:563 располагаются подземные элементы объекта, прокладка которых выполнена методом наклонно-направленного бурения. При прокладке данных подземных элементов объекта почвенный слой спорных земельных участков не затронут, во время строительства рабочий и приемный котлованы (места начала и окончания бурения) располагались за пределами спорных земельных участков, что подтверждается проектной документацией и отметками в журнале авторского надзора.

Необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, действующим законодательством не предусмотрена.

Регистрирующий орган в уведомлении от 06.07.2020 № 63/002/300/2020-175 указал, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 № 63-000-50-2015 не содержит сведений о вводе в эксплуатацию объекта на спорных земельных участках, на которых в том числе расположено сооружение.

Между тем, и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, и в кадастровом паспорте отражена общая характеристика газопровода - его общая протяженность 10 243 м, которая складывается из протяженностей всех надземных и подземных частей данного газопровода. Сооружение введено в эксплуатацию как единый объект газораспределительной системы, соответственно, использование сооружения по назначению (для транспортировки газа конкретным потребителям) возможно лишь в случае, когда все без исключения его элементы (надземные, подземные) функционируют.

Согласно данным реестра земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0102161:703 (образован из 63:09:0102161:563) и 63:32:1701001:3231 находятся в собственности физических лиц.

Как пояснила представитель общества в суде кассационной инстанции, до начала строительства названного газопровода были проведены соответствующие публичные слушания с приглашением всех собственников земельных участков, в проекции границ которых предполагалось строительство объекта, по итогам которых каких-либо возражений не поступило.

Физические лица (ФИО3, ФИО2) собственники названных земельных участков сельхозназначения, были привлечены судом к участию в деле.

Каких-либо возражений этих собственников относительно нахождения спорного газопровода в недрах вышеназванных земельных участков судами не установлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в данном конкретном случае отсутствие в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 № 63-000-50-2015 сведений о вводе в эксплуатацию объекта на земельных участках с кадастровыми номерами 63:09:0102161:703 (образован из 63:09:0102161:563) и 63:32:1701001:3231, в отсутствие возражений собственников данных земельных участков относительно прохождения под их земельными участками спорного сооружения и использования метода наклонного бурения при прокладке газопровода, не являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на объект.

В связи с чем суды удовлетворили заявленные требования ООО «Газпром межрегионгаз».

Считать, что при установлении обстоятельств и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами были допущены нарушения закона, позволяющие прийти к иным выводам относительно заявленных требований судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассатора в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу № А55-26750/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                                    Р.В. Ананьев

                                                                                              В.А. Петрушкин