ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-27232/14 от 15.10.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-541/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-27232/2014

15 октября 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Мэрии г.о. Тольятти и Тольяттинской городской общественной организации «Жертвы политических репрессий»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2015 (судья Матюхина Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.)

по делу № А55-27232/2014

по исковому заявлению Мэрии г.о. Тольятти к Тольяттинской городской общественной организации «Жертвы политических репрессий» о взыскании 333 900 руб.,

и по встречному исковому заявлению Тольяттинской городской общественной организации «Жертвы политических репрессий» к Мэрии г.о. Тольятти о взыскании 112 054 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Мэрия г.о. Тольятти (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Тольяттинской городской общественной организации «Жертвы политических репрессий» (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 333 900 руб.

Ответчик предъявил встречный иск о взыскании с Мэрии г.о. Тольятти 112 054 руб. в качестве возмещения затрат, понесенных ответчиком на осуществление уставной деятельности, возникших в результате действий истца по первоначальному иску.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015, в удовлетворении первоначального иска и встречного иска отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец и ответчик обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационных жалобах.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Думы городского округа Тольятти от 14.12.2011 № 708 «О бюджете городского округа Тольятти на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 30.2011 № 2976-п/1 «Об утверждении долгосрочной целевой программы по созданию условий для улучшения качества жизни жителей городского округа Тольятти и; обеспечения социальной стабильности на. 2012-2014 годы» и постановлением Мэрии от 29.05.2012 № 1588-п/1 «Об утверждении перечня юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся победителями отбора на предоставление субсидий на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти в 2012 году», Мэрия, в лице руководителя Департамента социальной поддержки населения (далее Департамент), в 2012 году предоставила Тольяттинской городской общественной организации «Жертвы политических репрессий» за счет средств бюджета городского округа Тольятти субсидии в общей сумме 326 100 руб., в том числе по договору от 15.06.2012 Ж719-дг/3.1 на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти в рамках текущей деятельности, за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти «Оказание правовой помощи» в размере 70 300 руб., по договору от 15.06.2012 № 720-дг/3.1 на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти в рамках текущей деятельности, за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти «Посещение больных» в размере 61 000 руб., по договору от 15.06.2012 № 721-дг/3.1 на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти в рамках текущей деятельности, за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти «Поздравление юбиляров в возрасте 75,80,85,90,95,100 лет и далее через каждые пять лет» в размере 79 800 руб., по договору от 15.06.2012 № 722-дг/3.1 на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти в рамках текущей деятельности, за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти «Проведение памятных дат» в размере 115 000 руб.

В соответствии с Положением о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным отделом мэрии городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.01.2013 № 240-п/1, во исполнение п. 1.7 Плана проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным отделом Мэрии городского округа Тольятти на 2014 год, утвержденного постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 30.12.2013 № 4119-п/1 и на основании распоряжения первого заместителя Мэра городского округа Тольятти от 13.02.2014 № 794-р/2, комиссией проведена проверка целевого использования субсидий выделенных на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти и на осуществление уставной деятельности Тольяттинской городской общественной организации «Жертвы политических репрессий» за период с 01.01.2012  по 31.12.2013 Проверкой было установлено, что ТГОО «Жертвы политических репрессий» неправомерно использованы денежные средства в общей сумме 333 900 руб. в том числе на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти по договорам субсидий от 15.06.2012 № 719-дг/3.1, 720-дг/3.1, 721-дг/3.1, 722-дг/3.1 в сумме 326 100 руб., на осуществление уставной деятельности в соответствии с заключенными договорами от 21.03.2012 № 468-дг/3.1 в сумме 7800 руб.

Истец полагает, что поскольку руководителем Департамента акты об оказании общественно значимых социальных услуг от 14.08.2012 и от 18.12.2012 не утверждены, это противоречит п. 3.11 Положения, и влечет за собой признание таковых расходов нецелевыми.

Из материалов дела усматривается, что к актам от 14.08.2012 и от 18.12.2012 приложена информация об оказании общественно значимых социальных услуг в рамках текущей деятельности. Услуга оказана 40 гражданам за период с 01.01.2012 по 31.07.2012 и 40 гражданам за период с 01.08.2012 по 31.12.2012.

К актам от 14.08.2012 и от 18.12.2012 также приложены финансовые отчеты на сумму 69 600 руб., расходы произведены на подписку, услуги связи (по адресу ул. Мира д. 96, кв. 20), на транспортные услуги, банковские услуги, консультации, на покупку канцтоваров, почтовые расходы и на благотворительную помощь членам Организации. К финансовым отчетам прилагаются первичные документы (товарные чеки и ведомость на выдачу благотворительной (помощи членам Организации).

Кроме того, истец ссылается на отсутствие транспортных средств в организации, тогда как по статье транспортные услуги приобретался бензин АИ-92.

Договор субсидии от 15.06.2012 № 719-дг/3.1 не содержит информацию, какие виды расходов должны включаться в услугу по оказанию правовой помощи. Таким образом, мэрия г.о. Тольятти сделала вывод о том, что субсидия в сумме 70 300 руб., использована правомерно.

Согласно договору субсидии от 15.06.2012 720-дг/3.1 Департамент предоставляет общественной организации субсидию в сумме 61 000 руб., а Организация принимает предоставленную ей субсидию и использует ее в целях возмещения затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти «Посещение больных».

Акты об оказании общественно значимых социальных услуг от 14.08.2012 и от 18.12.2012 руководителем Департамента не утверждены, что противоречит п. 3.11 Положения, и по мнению заявителя влечет признание данных расходов нецелевыми.

По договору субсидии на возмещение затрат по оказанию социально значимых услуг предусмотрены расходы на сумму 61 000 руб. к проверке представлены первичные учетные документы на сумму 60 200 руб.

К кассовым чекам от 13.08.2012 на сумму 150 руб. и 150 руб., не приложены товарные чеки, в связи, с чем заявитель полагает, что определить, что приобретено по данному кассовому чеку не представляется возможным.

Договор субсидии от 15.06.2012 № 720-дг/3.1 не содержит информацию какие виды расходов должны включаться в услугу по посещению больных а поэтому истец считает использовании субсидии в сумме 61 000 руб. нецелевым.

Согласно Договору субсидии от 15.06.2012 № 721-дг/3.1 Департамент предоставляет ответчику субсидию в сумме 79 800 руб., а ответчик принимает предоставленную субсидию и использует ее в целях возмещения затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти «Поздравление юбиляров в возрасте 75,80,85,90,95,100 лет и далее через каждые пять лет».

Акт об оказании социально значимых услуг ответчик направляет в Департамент в следующие сроки: до 15.08.2012; до 20.12.2012.

В нарушение п. 2.3.3 данного договора учет потребителей услуги и документы, подтверждающие оказание услуги гражданину отсутствуют.

Договор субсидии от 15.06.2012 № 721-дг/3.1 не содержит информацию, какие виды расходов должны включаться в услугу на поздравления юбиляров в возрасте 75,80,85,90,95,100 лет и далее через каждые пять лет, истец считает, что сумма договора экономически не обоснована, в связи с чем истец сделал вывод о неправомерности использования субсидии в сумме 79 800 руб.

Согласно договору субсидии от 15.06.2012 № 722-дг/3.1 Департамент предоставляет Организации субсидию в сумме 115 000 руб., а Организация принимает предоставленную ей субсидию и использует ее в целях возмещения затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти «Проведение памятных дат».

К данному договору приложен график перечисления денежных средств субсидии и предоставления актов об оказании общественно значимых социальных услуг.

Акт об оказании Социально значимых услуг Организация направляет в Департамент в следующие сроки: до 15.08.2012; до 20.12.2012.

Проверкой установлено, что руководителем Департамента акты об оказании общественно значимых социальных услуг от 14.08.2012 и от 18.12.2012 не утверждены.

К актам от 14.08.2012 и от 18.12.2012 приложена информация об оказании общественно значимых социальных услугах в рамках текущей деятельности, за период с 01.01.2012 по 31.07.2012 количество оказанных услуг не представлено, а за период с 01.08.2012 по 31.12.2012 была проведена экскурсия в с. Ширяево (18 граждан), день памяти жертв политических репрессий 30 октября (80 граждан), встреча нового года (52 гражданина).

По договору субсидии на возмещение затрат по оказанию социально значимых услуг предусмотрены расходы на сумму 115 000 руб., к проверке представлены первичные учетные документы на сумму 113 000 руб.

Договор субсидии от 15.06.2012 № 722-дг/3.1 не содержит информацию какие виды расходов должны включаться в услугу по проведению памятных дат.

По мнению заявителя, сумма договора экономически не обоснована, в связи с чем сделан вывод о неправомерности использования субсидии в сумме 115 000 руб.

Согласно договору субсидии от 21.03.2012 № 468-дг/3.1 заключенному между Мэрией городского округа Тольятти, в лице руководителя департамента социальной поддержки населения и Организацией, Департамент предоставляет Организации субсидию в размере 50 000 руб., а Организация принимает предоставленную ей субсидию и использует ее на организационные расходы в рамках уставной деятельности.

Финансовые отчеты за 3 и 4 квартал Департаментом не утверждены в связи с тем, что в финансовых отчетах Организацией строка «заработная плата» заменена на строку «Благотворительная помощь» на общую сумму 7800 руб., в т.ч. 3900 руб., в 3 квартале, 3900 руб., в 4 квартал 2012 года.

В соответствий с п. 3.12, 3,13 Положения о предоставлении субсидий на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти, утвержденного постановлением мэра от 29.02.2008 № 644-1/п, в случае нарушения условий договора получатель субсидий обязан вернуть в бюджет городского округа Тольятти предоставленную субсидию в случае выявления факта нецелевого использования субсидии.

В соответствии с п. 3.10 Порядка определения объема и предоставления субсидий «коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности, утвержденного постановлением мэрии от 17.05.2013 № 1559-п/1, в случае выявления Департаментом использования субсидии ее получателем по нецелевому назначению, субсидия подлежит возврату в бюджет городского округа Тольятти в части использованной на цели, отличные от целей ее предоставления.

Отказывая в удовлетворении первоначального и встречного исков, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 78, 78.1, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 15, 445, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и правомерно исходили из следующего.

С учетом публично-правового характера отношений сторон в рамках спорных договоров, в случае выявления фактов нецелевого использования, выделенных ответчику бюджетных средств, их получатель обязан возвратить данные средства в бюджет в порядке, определенном бюджетным законодательством.

В силу характера спорных правоотношений, с учетом организационно-правовой формы ответчика, возврат бюджетных средств в связи с нецелевым использованием возможен только универсальным способом, то есть в судебном порядке. Суд, рассматривая подобный спор, устанавливает наличие либо отсутствие фактов нецелевого использования бюджетных средств, следовательно, судебный порядок взыскания бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, обеспечивает надлежащую судебную защиту и предоставляет ответчику полный спектр предусмотренных АПК РФ способов защиты.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора, суд обязан установить факт нецелевого использования бюджетных средств получателем.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, полученная субсидия была использована ответчиком в соответствии с ее назначением, указанным при ее предоставлении, поскольку указанные расходы отвечают целям и назначению выделенных бюджетных средств, поскольку осуществлен социально-значимый проект, субсидия направлена на реализацию проекта и полностью использована на эти цели и обосновано отказал в удовлетворении иска о взыскании с ТГОО «Жертвы политических репрессий» субсидии в размере 333 900 руб.

Встречный иск о взыскании с Мэрии городского округа Тольятти затрат, понесенных истцом на осуществление уставной деятельности в сумме 112 054 руб. истец основывает на статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела также следует, что в городском округе Тольятти постановлением Мэра городского округа Тольятти от 29.02.2008 № 644-1/п утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат за оказание общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям работ, услуг (далее - поставщик услуги) в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием общественно значимых социальных услуг отдельным категориям граждан на территории городского округа Тольятти (далее - субсидия).

Отбор победителей для предоставления субсидий осуществляется Комиссией на основании критериев оценки, исходя из сведений, представленных претендентами, в соответствии с настоящим Положением на основании представленных заявок по результатам конкурсного отбора.

В соответствии с п. 3.1 Положения субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием победителями отбора общественно значимых социальных услуг в рамках текущей деятельности или инновационных общественно значимых социальных услуг, за счет средств бюджета городского округа Тольятти в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Департаменту социальной поддержки населения мэрии, на основании договора субсидии, заключенного по результатам отбора.

В 2014 году заявки и прилагаемый пакет документов принимались Департаментом социальной поддержки населения Мэрии в период с 01.12.2013 по 25.01,2014.

Информация о Конкурсе была размещена в средствах массовой информации, на официальном сайте Мэрии городского округа Тольятти.

Информация о сроке приема заявок была размещена на официальном портале Мэрии городского округа Тольятти и опубликована в газете «Городские ведомости» (срок приема с 01.12.2013 по 25.01.2014).

Заявок от ТГОО «Жертвы политических репрессий» на предоставление указанной субсидии на 2014 год не поступало. В связи с чем, требование о взыскании денежных средств на возмещение затрат и уставную деятельность в 2014 году в сумме 78 239, 63 руб. является необоснованным, т.к. заявка не была представлена в Мэрию городского округа Тольятти.

В 2013 году ТГОО «ЖПР» представила четыре заявки на общую сумму 326 176 руб.

Заседание Комиссии по представлению субсидий состоялось 16.05.2013. На основании протокола заседания Комиссии приняты ряд нормативно-правовых документов.

Предоставленные ТГОО «Жертвы политических репрессий» заявки на возмещение затрат за оказание услуг не вошли в Перечень победителей отбора в 2013 году.

В соответствии с п. 3.2 Положения о предоставлении субсидий основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие характера услуги, указанной в заявке претендентом, услугам, указанным в пункте 1.2 настоящего Положения; несоответствие категории лиц, которым будут оказаны общественно значимые услуги претендентом в соответствии с заявкой, категориям лиц, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения; наличие внутренних противоречий в заявке претендента; предоставление неполного пакета документов в соответствии с пунктами 3.6 (для претендентов - юридических лиц), 3.7 (для претендентов– индивидуальных предпринимателей), 3.8 (для претендентов - физических лиц) настоящего Положения; наличие факта нецелевого использования субсидий, предоставленных в соответствии с настоящим Положением в годах, предшествующих текущему; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 2.4 настоящего Положения в отношении определения победителей отбора; представление пакета документов в сроки, отличные от сроков, установленных в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Положения; (введен Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 15.12.2014 №4680-П/1); наличие у претендента просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (в отношении претендентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей); отказ претендента от предоставления субсидии.

Вопрос о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии рассматривается Комиссией.

На основании протокола Комиссии подготавливается проект постановления Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.

Таким образом, в соответствии с решением Комиссии и согласно постановлению Мэрии от 26.06.2013 № 2092-п/1, ТГОО «Жертвы политических репрессий» отказано в предоставлении субсидии в связи с наличием: внутренних противоречий в заявках; факта нецелевого использования ранее представленных субсидий за счет средств бюджета городского округа Тольятти.

Кроме того, в 2013 ТГОО «Жертвы политических репрессий» обращалась в Прокуратуру городского округа Тольятти и Самарской области по вышеуказанному вопросу. Нарушения в действиях Мэрии по отношению к ТГОО «ЖПР» не были выявлены.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что стороны в нарушение требований статей 9, 65 АПК РФ не привели достаточных доказательств в обоснование своих исковых требований, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Исходя из положений статей 41, 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

При рассмотрении спора в суде апелляционной инстанции и окружном суде истец таким правом не обладает.

Следовательно, такое ходатайство об уменьшении иска и изменении периода взыскания исковых требований не может быть предметом рассмотрения, как суда апелляционной инстанции, так и окружного суда. Как и не могут быть предметом рассмотрения и оценки окружным судом доводы сторон, которые ими ранее не заявлялись и не были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.

В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу № А55-27232/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий судья                                   И.А. Хакимов

Судьи                                                                          Н.Ю. Мельникова

                                                                                     Р.А. Вильданов