АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-11133/2021
г. Казань Дело № А55-27480/2020
02 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 15.02.2021),
в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарского областного фонда жилья и ипотеки
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021
по делу № А55-27480/2020
по заявлению Самарского областного фонда жилья и ипотеки, г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента градостроительства городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Министерства культуры Российской Федерации, о признании незаконными распоряжений,
УСТАНОВИЛ:
Самарский областной фонд жилья и ипотеки (далее – заявитель, СОФЖИ) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее – ответчик, Департамент), о признании незаконными распоряжения Департамента от 09.09.2020 № 445 и распоряжения Департамента от 11.09.2020 № 458 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, без проведения торгов, об обязании Департамента предварительно согласовать СОФЖИ предоставление в собственность бесплатно земельных участков из земель, государственная собственность, на которые не разграничена, а именно: земельного участка площадью 336,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116, на территории кадастрового квартала №63:01:05:11002 согласно схемы; земельного участка площадью 718,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118, на территории кадастрового квартала № 63:01:05:11002 согласно схемы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства г.о. Самара, администрация г.о. Самара, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2021 признаны недействительными распоряжение Департамента от 09.09.2020 № 445 и распоряжение Департамента от 11.09.2020 № 458. На Департамент возложена обязанность в течение месячного срока по вступлении решения суда в законную силу предварительно согласовать СОФЖИ предоставление в собственность бесплатно земельных участков из земель, государственная собственность, на которые не разграничена, а именно: – земельного участка площадью 336,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116, на территории кадастрового квартала №63:01:05:11002 согласно схемы; – земельного участка площадью 718,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118, на территории кадастрового квартала № 63:01:05: 11002 согласно схемы.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021, решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2021 отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления СОФЖИ отказано.
В кассационной жалобе СОФЖИ просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение Арбитражного суда Самарской области оставить в силе, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, фонду на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: жилой дом, состоящий из двух строений литера А и Ж, общей площадью 277,3 кв. м, инвентарный номер 4157600, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118 согласно свидетельству о регистрации права от 02.09.2015. Квартира (по факту отдельно стоящий жилой дом) общей площадью 36,2 кв. м, расположенная по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116, кв. 5 согласно свидетельству о регистрации права от 10.09.2015 и выписки из ЕГРН от 12.07.2017 № 63АА 4367626.
04 августа 2020 года заявитель обратился в Департамент с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельных участков из земель, государственная собственность, на которые не разграничена, на сформированные заявителем земельные участки: – площадью 336,00 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116, на территории кадастрового квартала № 63:01:05:11002; – площадью 718,00 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118, на территории кадастрового квартала № 63:01:05:11002.
В обоснование площади испрашиваемых земельных участков заявителем представлены технические паспорта на дома (квартира общей площадью 36,2 кв. м по факту отдельно стоящий жилой дом).
Рассмотрев заявление СОФЖИ от 04.08.2020 № 15-01-22/8010 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), постановлением администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», на основании заключения Департамента градостроительства городского округа Самара от 31.08.2020 № САМВ-1048769 СОФЖИ, место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать площадью 336,00 кв. м, для индивидуального жилищного строительства, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположена по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116, на территории кадастрового квартала № 63:01:05 11 002.
В качестве основания для отказа Департамент сослался на подпункты 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункты 3, 5 пункта 16 статьи 11.10, пункты 4, 6 статьи 11.9, пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ (предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; земельный участок находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории: распоряжение Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р «Об утверждении документации по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара», распоряжение Правительства Самарской области от 15.11.2018 № 912-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара»; земельный участок расположен в общественно-деловой территориальной зоне районного значения (Ц-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре).
Оспариваемым распоряжением от 09.09.2020 № 445 заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116.
Рассмотрев заявление СОФЖИ от 04.08.2020 № 15-01-22/8011 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, постановлением администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», на основании заключения Департамента градостроительства городского округа Самара от 28.08.2020 № САМВ-1048860 отказано СОФЖИ, место нахождения: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>), в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образ площадью 718,00 кв. м для индивидуального жилищного строительства, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118, на территории кадастрового квартала № 63:01:05 11 002.
В качестве основания для отказа департамент сослался на подпункты 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункты 3, 5 пункта 16 статьи 11.10, пункты 4, 6 статьи 11.9, пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ (земельный участок расположен в общественно-деловой территориальной зоне районного значения (Ц-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре; земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (распоряжение Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р «Об утверждении документации по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара»; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается).
Оспариваемым распоряжением от 11.09.2020 № 458 заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118.
Не согласившись с указанными распоряжениями департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов, поскольку заявителем приобретены спорные жилые дома у собственников, которые, в силу пункта 8 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», имели право на бесплатное получение сформированных земельных участков, т.к. жилые дома были построены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 (1885г., 1917г. соответственно).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции мотивировал судебный акт тем, что выводы суда первой инстанции, поддержавшего доводы заявителя, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно материалам дела, заявитель стал собственником спорных жилых домов в 2015, 2017 году, то есть после вступления в силу ЗК РФ.
Следовательно, предоставление земельных участков заявителю под жилыми домами, принадлежащими ему на праве собственности, должно осуществляться в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ, то есть на возмездной основе.
Кроме того, как верно указал Департамент, предоставление земельных участков осуществляется бесплатно в виде исключения, специально выделенной категорией являются граждане Российской Федерации, приобретающие право собственности на земельные участки, занимаемые жилыми домами, построенными до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР».
Пунктом 2 части 3 статьи 10.2 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» установлено, что для приобретения права собственности гражданина на земельный участок в соответствии с частью 8 статьи 9 настоящего Закона необходимо предоставление заключения комиссии городского округа (за исключением городского округа с внутригородским делением), или внутригородского района городского округа с внутригородским делением, или муниципального района, подтверждающее создание на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактическое пользование заявителем (заявителями) земельным участком.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.
Таким образом, указанные нормы права предусматривают исключительное право именно граждан на оформление в собственность земельного участка, занимаемого жилым домом, созданным до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР».
Заявитель не относится к категории лиц, которым может быть бесплатно предоставлен земельный участок, занимаемый жилым домом, построенным до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», право на бесплатное приобретение в собственность испрашиваемых земельных участков у заявителя отсутствует.
Кроме того, согласно информации, представленной Департаментом градостроительства городского округа Самара испрашиваемые земельные участки находятся в территориальной общественно-деловой зоне (Ц-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61. Вид разрешенного использования спорного земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны. Заявитель в установленном порядке с заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, не обращался.
При таких обстоятельствах, поскольку из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое, в соответствии с земельным законодательством, не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, распоряжение Департамента от 09.09.2020 № 445 и распоряжение Департамента от 11.09.2020 № 458 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, без проведения торгов соответствуют закону и не нарушают права заявителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции и изменяя решение суда первой инстанции, исходит из нижеследующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
Согласно материалам дела заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: жилой дом, состоящий из двух строений литера А и Ж, общей площадью 277,3 кв. м, инвентарный номер 4157600, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118 согласно свидетельству о регистрации права от 02.09.2015.(т.1, л.д.5). Квартира (по факту отдельно стоящий жилой дом) общей площадью 36,2 кв. м, расположенная по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116 кв. 5 согласно свидетельству о регистрации права от 10.09.2015 и выписки из ЕГРН № 63АА 4367626 от 12.07.2017 (т.1, л.д.6).
При этом в силу статьи 39.3 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность возможно как на торгах, так и без проведения торгов.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включает, в том числе:
Подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»).
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении (подпункт 2); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать (или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости») (подпункт 3);
В статье 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе, цель использования земельного участка (подпункт 8 пункта 1).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам этих рассмотрения и проверки он принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 этой статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований (пункт 8):
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 этого кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 этой статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, в качестве одного из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а, следовательно, и предварительного согласования предоставления земельного участка, указано на несоответствие схемы расположения земельного участка, в том числе, утвержденному проекту планировки территории.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2).
В силу статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1). В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться, в том числе, коммунальные зоны. Под коммунальными зонами понимают зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли) (пункт 1 части 7).
Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В статье 37 ГрК РФ определено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2).
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объект.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, а также исходя из подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, видом разрешенного использования земельного участка исключительное право заявителя на приобретение этого участка в собственность ограничено быть не может.
Законодателем прямо предусмотрена возможность предварительного согласования предоставления земельного участка, использование которого не соответствует видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой он находится, в соответствии с пунктом 10 статьи 39.15 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: 1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; 2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; 3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, не может быть отказано на основании несоответствия запрашиваемого вида разрешенного использования видам разрешенного использования, указанным в правилах землепользования и застройки (подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 35 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка.
И если после предварительного согласования предоставления земельного участка заявитель не выполнит указанные условия, данное обстоятельство будет являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 указано, что при отсутствии препятствий для раздела исходного участка собственник отдельно стоящего здания и арендатор исходного земельного участка, вправе приобрести в собственность часть этого земельного участка, занятого зданием и необходимого для его эксплуатации.
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду. Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 01.03.2015 регулировались статьей 36 ЗК РФ, в настоящее время – статьей 39.20 ЗК РФ.
Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды» (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 13) разъяснено следующее: при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Жилой дом, состоящий из двух строений литера А и Ж, общей площадью 277,3 кв. м, инвентарный номер 4157600, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118 (свидетельство о регистрации права от 02.09.2015) и квартира (по факту отдельно стоящий жилой дом) общей площадью 36,2 кв. м, расположенная по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116 кв. 5 (свидетельство о регистрации права от 10.09.2015) построены в 1885г., 1917г. соответственно.
Право собственности на указанные объекты недвижимости возникло на основании договоров отселения собственника в 2015 году, то есть после вступления в силу ЗК РФ.
Следовательно, предоставление земельных участков заявителю под жилыми домами, принадлежащими ему на праве собственности, должно осуществляться в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ, то есть на возмездной основе.
Предоставление земельных участков осуществляется бесплатно в виде исключения, специально выделенной категорией являются граждане Российской Федерации, приобретающие право собственности на земельные участки, занимаемые жилыми домами, построенными до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР».
Пунктом 2 части 3 статьи 10.2 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» установлено, что для приобретения права собственности гражданина на земельный участок в соответствии с частью 8 статьи 9 настоящего Закона необходимо предоставление заключения комиссии городского округа (за исключением городского округа с внутригородским делением), или внутригородского района городского округа с внутригородским делением, или муниципального района, подтверждающее создание на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», а также фактическое пользование заявителем (заявителями) земельным участком.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.
Судебные инстанции не учли, что случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданам или юридическим лица определены в статье 39.5 ЗК РФ введенной с 01.03.2015.
Таким образом, указанные нормы права предусматривают исключительное право именно граждан на оформление в собственность земельного участка, занимаемого жилым домом, созданным до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР».
Как следует из материалов дела, заявитель не относится к категории лиц, которым может быть бесплатно предоставлен земельный участок, занимаемый жилым домом, построенным до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», право на бесплатное приобретение в собственность испрашиваемых земельных участков у заявителя отсутствует.
Ссылка общества на статью 35 ЗК РФ, статью 552 ЗК РФ несостоятельна, ввиду распространения действий закона на специальный субъект – гражданина, предусмотрено исключительное право граждан на оформление в собственность земельного участка, занимаемого жилым домом.
Необходимо отметить, что, несмотря на факт приобретения жилых домов у физических лиц, при отсутствии установленных законом оснований, такое исключительное право (приобретение бесплатно) не может переходить к юридическому лицу, которое приобрело такие дома в собственность.
Оснований предусмотренных статьей 39.5 ЗК РФ для передачи СОФЖИ земельного участка находящегося в публичной собственности бесплатно не установлено.
Кроме того, фактической целью СОФЖИ приобретения жилых строений у граждан является возможность последующего использования спорных земельных участков и их безвозмездное приобретение в обход установленной законом процедуры, такие действия могут быть квалифицированы по статье 10 ГК РФ.
Следует учесть, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность, соответствовало требованиям пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ, к нему были приложены все документы, перечень которых определен в пункте 2 указанной норы.
Суд апелляционной инстанции не учел, что основания для отказа в предоставлении согласования содержатся в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в связи с чем, ошибочное указание о праве заявителя о приобретении земельного участка бесплатно, не является основанием для отказа в предварительном согласовании, как одного из этапов административной процедуры предоставления участка, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имелось.
В случае если земельный участок предстоит образовать в решение о предварительном согласовании должно содержаться указание на необходимость изменения вида разрешенного использования и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления (пункт 10 статьи 39.15 ЗК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции не учитывая положения пункта 10 статьи 39.15 ЗК РФ, ошибочно указал, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, установленных для данной территориальной зоны, и заявитель не обратился за внесением изменений в Правила землепользования и застройки утвержденные 26.04.2017, распоряжение уполномоченного органа об отказе в предварительном согласовании соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в предварительном согласовании образуемого участка не имелось, вопрос относительно прав на бесплатное приобретение земельного участка, находящегося в публичной собственности может разрешиться при реализации права, предусмотренного статьей 39.20 ЗК РФ.
Принцип платного предоставления государственной и муниципальной земли в частную собственность сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан и юридических лиц.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15.01.2009 № 105-О-О, от 24.02.2011 № 163-О-О и др.). В силу статей 10 и 72 (п. п. «в», «ж» ч. 1) Конституции РФ, а также пункта 2 статьи 28 ЗК РФ (признан утратившим силу Законом № 171-ФЗ) определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22.03.2012 № 523-О-О, от 29.05.2012 № 918-О, от 25.02.2013 № 193-О, от 21.11.2013 № 1831-О, от 24.12.2013 № 2134-О и др.).
Судами установлено, что в качестве доказательства, подтверждающего обоснованность испрашиваемой площади, площадь участков, необходимая для эксплуатации жилых домов, была сформирована заявителем по фактическому пользованию этими земельными участками (схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № 63:01:05 11 002).
Согласно части 4 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу № А55-27480/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2021 изменить в части, обязав Департамент управления имуществом городского округа Самара в течение месячного срока со дня вступления постановления в законную силу предварительно согласовать Самарскому областному фонду жилья и ипотеки предоставление в собственность за плату земельных участков из земель, государственная собственность, на которые не разграничена, а именно: – земельного участка площадью 336,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 116, на территории кадастрового квартала № 63:01:05:11002 согласно схемы; – земельного участка площадью 718,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 118, на территории кадастрового квартала № 63:01:05:11002 согласно схемы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи Р.В. Ананьев
В.А. Петрушкин