ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-2757/2021 от 03.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-15238/2022

г. Казань Дело № А55-2757/2021

05 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 03.03.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 05.03.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021

по делу № А55-2757/2021

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании уведомления от 06.11.2020 № 63/001/458/2020-210/2 незаконным, обязании в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Самарской области на объект недвижимости вспомогательного использования - трансформаторную подстанцию площадью 20,7 кв. м, с участием Министерства строительства Самарской области, Государственного автономного учреждения «Учебно-спортивный центр «Грация», ФГБУ ФКП «Росреестр» по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью «Эксперт»,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление) о признании незаконным уведомления от 06.11.2020 № 63/001/458/2020-210/2, обязании в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Самарской области на объект недвижимости вспомогательного использования трансформаторную подстанцию площадью 20,7 кв. м, расположенную по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 145, в границах ул. Победа, ул. Севастопольской, ул. Физкультурной, ул. Каховской, около физкультурно-спортивного комплекса «Грация» (кадастровый номер 63:01:0242001:555) на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:14.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство строительства Самарской области, Государственное автономное учреждение «Учебно-спортивный центр «Грация», ФГБУ ФКП «Росреестр» по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью «Эксперт».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021, заявление министерства удовлетворено, уведомление управления от 06.11.2020 № 63/001/458/2020-210/2 признано недействительным. Суд обязал управление в течение месяца по вступлении решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Самарской области на объект недвижимости вспомогательного использования трансформаторную подстанцию площадью 20,7 кв. м, расположенную по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 145, в границах ул. Победа, ул. Севастопольская, ул. Физкультурная, ул. Каховской, около физкультурно-спортивного комплекса «Грация» (кадастровый номер 63:01:0242001:555) на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:14.

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе министерству в требованиях, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Министерство в отзыве просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Уведомлением управления от 06.11.2020 № 63/001/458/2020-210/2 министерству отказано в государственной регистрации прав, поскольку государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания и сооружения осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Разрешения на ввод в эксплуатацию не представлено. На государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности представлено заключение специалиста от 10.07.2019, согласно которому трансформаторная подстанция, расположенная по вышеуказанному адресу является вспомогательным объектом по отношению к основному зданию. К числу объектов капстроительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания главного объекта капстроительства. Однако, исходя из назначения, трансформаторная подстанция имеет самостоятельное назначение и может быть предназначена для обслуживания неопределенного количества объектов капитального строительства. Таким образом, трансформаторная подстанция не является вспомогательным объектом.

Не согласившись с данным отказом, выраженном в уведомлении, министерство обратилось в арбитражный суд, с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия оснований для признания действий росреестра противоречащими закону.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац 2 пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, то есть таких, которые предназначены для обслуживания основных объектов строительства.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218) сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.

При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрено, что раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части, в том числе зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (в том числе основного и вспомогательного назначения) объектов капитального строительства для объектов производственного назначения (подпункт «з» пункта 12); раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать в графической части в том числе календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства) (подпункт «х» пункта 23); раздел 5 «Проект организации строительства» должен содержать в текстовой части, в том числе перечень специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости) (подпункт «с» пункта 38).

Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2008 № RU-63301000-0803 введен в эксплуатацию построенный объект капитального строительства – физкультурно-спортивный комплекс «Грация». Заказчиком строительства данного комплекса являлось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

В пункте 2 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано, что физкультурно-спортивный комплекс «Грация» состоит из двух зданий: здание физкультурно-спортивного комплекса и здание котельной.

Как установлено судами и кассатором данное обстоятельство не оспаривается в рамках строительства указанного объекта фактически возведено три здания: здание физкультурно-спортивного комплекса, здание котельной и здание трансформаторной подстанции.

Наличие здания трансформаторной подстанции в составе физкультурно-спортивного комплекса «Грация» подтверждается письмом Департамента технического надзора Иинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.03.2009 № В-56/0, письмом Министерства строительства Самарской области от 27.12.2012 № 3/9002.

Приказом министерства от 10.02.2009 № 106 имущество построенного физкультурно-спортивного комплекса изъяло у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и передано в оперативное управление государственному учреждению «Учебно-спортивный центр «Грация» (в настоящее время - государственное автономное учреждение Самарской области «Учебно-спортивный центр «Грация»).

Между министерством и учреждением заключен договор от 04.03.2009 об использовании имущества Самарской области на праве оперативного управления, приложением к которому является перечень объектов недвижимого и движимого имущества.

Право оперативного управления ГУ УСЦ «Грация» (на момент осуществления государственной регистрации права - ГБУ СО УСЦ «Грация») на переданные объекты недвижимости - здание физкультурно-спортивного комплекса и здание котельной - зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации права от 19.09.2012 63-АИ № 54214, 63-АИ №154213).

Таким образом, при передаче имущества от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к ГУ УСЦ «Грация» произошла передача трех зданий, при документальном оформлении только двух.

Основное здание и вспомогательный объект располагаются в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:14.

Согласно заключению специалиста от 10.07.2019 объект «трансформаторная подстанция» представляет собой нежилое здание, которое установлено на капитальном фундаменте, стены ж/б плиты, крыша ж/б плита перекрытия.

В данном случае нежилое здание (трансформаторная подстанция) является вспомогательным объектом по отношению к основному зданию (Физкультурно-спортивный комплекс «Грация») с кадастровым номером 63:01:0242001:555, выполняет обслуживающую функцию по отношению к основному объекту. Основное здание и вспомогательный объект располагаются в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:14.

Согласно пояснительной записки 220/03-ОПЗ ООО «Русич» (генеральный подрядчик строительства физкультурно-спортивного комплекса «Грация») указана трансформаторная подстанция одноэтажное здание блочного типа с размером в осях в плане 4.97х4,64 м. На площадке центра предусмотрено строительство здания 2-х трансформаторной, блочной, комплектной понизительной подстанции 10/0.4 кВ мощностью 2х1000 кВА типа 2БКТП-1000 с оборудованием на высокой стороне типа RM6, а низкой стороне панели ЩО 70М.

Трансформаторная подстанция не может использоваться отдельно от основного здания (Физкультурно-спортивный комплекс «Грация»), ее демонтаж нарушит функциональное предназначение основного здания, объект располагается в границах земельного участка, находящегося в собственности Самарской области и принадлежащего ГАУ СО УСЦ «Грация» на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается техническим планом здания, заключением кадастрового инженера, кадастровым паспортом, распоряжением Правительства Самарской области от 22.01.2010 № 10-р, свидетельством от 31.10.2011 о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, заключением специалиста от 10.07.2019.

Разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов физической культуры и спорта.

Трансформаторная подстанция имеет класс напряжения 10 кВ, что подтверждается представленными документами: разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 09.06.2009, общей пояснительной запиской 220/03-ОПЗ, подготовленной ООО «Русич», является объектом вспомогательного использования по отношению к основному зданию - Физкультурно-спортивный центр «Грация» и не требует при возведении разрешения на строительство.

Трансформаторная подстанция не является объектом физической культуры и спорта, но на этом же земельном участке располагается физкультурно-оздоровительный комплекс, являющийся объектом физической культуры и спорта. По отношению к нему спорный объект выполняет обслуживающую функцию, без него комплекс не может функционировать в качестве объекта физической культуры и спорта. Нахождение объекта на данном земельном участке соответствует целевому использованию земельного участка (территориальная зона - общественно-деловая зона городского значения (Ц-2), действие градостроительного регламента на данный земельный участок не распространяется.

На спорный объект разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не требовались, поскольку данный объект является объектом вспомогательного использования, что следует из представленных в дело документов. Обратного управлением не доказано.

При таких обстоятельствах, в отсутствии каких-либо сведений о правопритязаниях иных лиц на названную подстанцию, суды пришли к выводу о признании названного уведомления не соответствующим закону, правомерности заявленных требований, обязав управление в течение месячного срока по вступлении решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Самарской области на объект недвижимости вспомогательного использования трансформаторную подстанцию площадью 20,7 кв. м, расположенную по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 145, в границах улиц Победа, Севастопольской, Физкультурной, Каховской, около физкультурно-спортивного комплекса «Грация» (кадастровый номер 63:01:0242001:555) на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:14.

В кассационной жалобе управление приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу № А55-2757/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Петрушкин