ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-27734/19 от 08.06.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-62967/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-27734/2019

16 июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Саттаровой А.Р.,

при участии в Арбитражном суде Самарской области представителей:

Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – ФИО1, доверенность от 11.01.2021,

общества с ограниченной ответственностью «ВолгаВодСтрой» - ФИО2, доверенность от 09.10.2019, ФИО3, доверенность от 10.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021

по делу № А55-27734/2019

по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ВолгаВодСтрой», г. Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью (далее – общество «ВолгаВодСтрой», общество, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании 466 724 руб. 26 коп. долга по договору аренды лесных участков за период с 01.01.2016 по 30.06.2019 и 252 279 руб. 19 коп. неустойки (пени) за период с 01.02.2016 по 30.06.2019.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, исковые требования удовлетворены частично, с общества «ВолгаВодСтрой» взыскано 504 593 руб. 22 коп., из которых 409 593 руб. 22 коп. основного долга, 95 000 руб. неустойки. В остальной части в удовлетворении иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 14 480 руб. государственной пошлины.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования всех обстоятельств дела и представленных доказательств в целях установления характеристики и состава насаждений лесного участка в спорный период для определения правильности применения к спорной плате того или иного поправочного коэффициента.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021, исковые требования оставлены без удовлетворения.

Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, как незаконные и необоснованные, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По мнению истца, в соответствии с буквальным толкованием закона спорный льготный коэффициент Кс=0,5, применяется только для четырех видов обозначенных лесных участков, занятых: просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, и расширительное толкование указанного перечня путем включения в него любых других нелесных земель, в том числе, занятых песками, недопустимо, не соответствует целям установления поправочных коэффициентов; у арендуемого земельного участка отсутствуют характеристики, наличие которых является основанием для применения понижающего коэффициента 0,5.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.

До судебного заседания от ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы по основаниям, приведенным в ней.

Представители общества «ВолгаВодСтрой» возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить судебные акты без изменения.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца и ответчика, суд кассационной инстанции считает оспариваемые решение и постановление подлежащими оставлению без изменения исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.07.2008 между департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Брег» (далее – общество «Брег», первоначальный арендатор) на основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды лесных участков лесного фонда заключен договор аренды лесных участков сроком на 49 лет (далее – договор аренды лесных участков от 25.07.2008 б/н).

Предмет договора – лесные участки площадью 172 130 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0742003:509, площадью 7 386 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0742002:696 и площадью 1 784 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0742004:501, имеющие общие границы, общей площадью 18,13 га, расположенные в Самарской области, Самарское лесничество, квартал № 50 – для разработки месторождений полезных ископаемых – пески (приложение № 3).

Вид разрешенного использования лесного участка, указанный в договоре, соответствует информации, содержащейся в выписке из государственного кадастра недвижимости, имеющейся в материалах дела. Кроме того, из нее следует, что спорные участки относятся к землям лесного фонда и расположены в водоохранной зоне р. Самара; часть земельного участка занята нежилым строением.

Указанные участки переданы первоначальному арендатору на основании акта приема-передачи от 07.12.2006 для эксплуатации объектов обустройства при добыче полезных ископаемых.

В разделе 2 указанного договора стороны согласовали размер и условия внесения арендной платы. Договором предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 3 договора аренды схема и расположение границы передаваемых лесных участков, а также их характеристики приводятся в приложениях № 1 и 5.

Согласно приложению № 5 к договору аренды вся площадь переданного лесного участка по целевому назначению относится к категории защитных лесов, состояние лесного фонда определено как нелесные земли (пески).

22.03.2010 общество «Брег» на основании договора о передаче права пользования земельным участком передало все права и обязанности по договору аренды лесных участков от 25.07.2008 б/н новому арендатору – обществу «ВолгаВодСтрой».

14.01.2013 между Министерством (правопреемником департамента лесного хозяйства Самарской области) и обществом «ВолгаВодСтрой» заключено дополнительное соглашение № 1 (далее – дополнительное соглашение) к договору аренды лесных участков от 25.07.2008 б/н.

Дополнительным соглашением внесены изменения в разделы «предмет договора» и «арендная плата», в приложения договора аренды лесных участков от 25.07.2008 б/н. А именно, в пункт 2 договора аренды внесено изменение, согласно которому ответчику предоставляются лесные участки площадью 156 406 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0742003:524 и площадью 1 784 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0742004:501, имеющие местоположение: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, квартал № 50, общей площадью 158 190 кв.м, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Дополнительным соглашением также установлено, что арендная плата по договору составляет 104 126 руб. 04 коп. в год, рассчитанные на основании ставок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310), в том числе понижающего коэффициента Кс = 0,5.

Пунктом 6 дополнительного соглашения к договору аренды стороны определили изменить приложение № 5 договора и изложить его согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению.

Приложение № 3 к дополнительному соглашению в материалах настоящего дела отсутствует.

В пункте 7 дополнительного соглашения сторонами согласовано, что арендная плата вносится ежемесячно равными частями от регулируемой в вышеуказанном порядке суммы до истечения последнего дня текущего отчетного месяца.

В 2018 голу в результате проверки исполнения органами государственной власти Самарской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом), министерству, как органу государственной власти Самарской области, исполняющему полномочия в области лесных отношений, вынесено предписание от 07.05.2018 № 3/2018 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Самарской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

В предписании указано на ошибки, допущенные при расчете размера арендной платы в связи с неправильным применением понижающих коэффициентов в отношении лесных культур, балок, полян, вод, песков, поселков, домов отдыха, прочих земель (Кс =0,5), предусмотренных Постановлением № 310, предложено обеспечить перерасчёт арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом ставок платы, утвержденных Постановлением № 310, внести в них изменения.

Министерство, во исполнение предписания от 07.05.2018 № 3/2018, обратилось к обществу «ВолгаВодСтрой» с письмом от 27.08.2018 № 27-05-02/19844 с приложением дополнительного соглашения от 22.08.2018 и предложением подписать указанное дополнительное соглашение и перерассчитать арендную плату, поскольку у арендатора в результате неверного применения понижающего коэффициента в отношении лесного участка, занятого песками (Кс =0,5), за период с 01.01.2016 по 30.06.2019 образовалась задолженность в размере 1 866 897 руб. 03 коп., неустойка в размере 1 055 512 руб. 67 коп., начисленная на основании пункта 15 договора аренды лесных участков от 25.07.2008 б/н в размере 0,1% от суммы неуплаты за каждый день просрочки за период с 01.02.2016 по 30.06.2019.

Письмо от 27.08.2018 № 27-05-02/19844 с дополнительным соглашением от 22.08.2018 и расчетом арендной платы получены обществом 05.09.2018, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении, приложенной в материалы дела.

Из расчета задолженности общества «ВолгаВодСтрой» от 15.07.2019 по договору аренды лесных участков от 25.07.2008 следует, что Министерство применило для расчета ставки платы и коэффициенты в соответствии Постановлением № 310, в котором исключило понижающий коэффициент, предусмотренный таблицей 14.

В порядке досудебного урегулирования спора, министерство направило в адрес ответчика уведомление от 18.07.2019 № 53/р с предложением погасить имеющуюся задолженность, которое по сведениям сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085838625324 возвращено отправителю 23.08.2019 в связи с неудачной попыткой вручения.

Дополнительное соглашение от 22.08.2018 к договору аренды лесных участков от 25.07.2008 б/н обществом «ВолгаВодСтрой» не подписано, предложение Министерства об оплате задолженности оставлено без удовлетворения.

Отказ арендатора от добровольного погашения образовавшейся задолженности по договору аренды лесных участков от 25.07.2008 б/н и начисленной неустойки послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

При новом рассмотрении, отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия договора аренды, руководствовались статьями 309, 310, 424, 606, 607, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 71, 73 (часть 4), 94 ЛК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310), разъяснениями, приведенными в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление Пленума № 73), и исходили из того, что поскольку согласно представленным в материалы дела доказательствам спорный участок лесного фонда относится к нелесным землям (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи и другие), при заключении договора аренды от 25.07.2008 стороны правомерно применили при расчете арендной платы предусмотренный абзацем 4 примечания 8 к таблице 14 Постановления № 310 льготный понижающий коэффициент 0,5, учитывающий состояние лесного фонда, поэтому оснований для перерасчета арендной платы не имеется.

Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

В силу статьи 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).

В части 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 ЛК РФ).

Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В пунктах 16, 19 постановления Пленума № 73 разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Постановлением № 310 Правительством Российской Федерации утверждены Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в том числе при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (приложение (таблица) 14). По смыслу названного Постановления № 310 размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов, предоставляемых в пользование лесных ресурсов.

Абзацем 4 пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310 предусмотрено, что в отношении лесных участков, занятых просеками, дорогами, болотами и каменистыми россыпями, применяется понижающий коэффициент 0,5.

Из Приложения № 3 к договору аренды в таблице «Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке» следует, что участок, предоставленный в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых, относится к защитным лесам, занят песками.

Согласно Приложению № 5 к договору аренды в таблице «Характеристика лесного участка и его насаждений» участки, предоставленные в аренду, относится к нелесным землям, заняты песками.

При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, и представил в материалы дела следующую формулу расчета задолженности:

2 912,54*4*15,819*1,24=228 524,41 руб. (2016);

2 912,54*4*15,819*1,31=241 424,98 руб. (2017);

2 912,54*4*15,819*1,57=289 341,39 руб. (2018);

2 912,54*4*15,819*1,89=348 315,44 руб. (2019),

где:

2 912,54 руб. за гектар – минимальная (по мягколиственной породе) в Самарской области ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденная таблицей 16 Постановления № 310;

15,819 га – площадь лесного участка;

4 – поправочный коэффициент, установленный примечанием к таблице 16 Постановления № 310;

1,24, 1,31, 1,57, 1,89 – коэффициенты индексации ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 № 947, от 14.12.2016 № 1350, от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в 2016, 2017, 2018, 2019 годах соответственно;

Спорный поправочный коэффициент 0,5, применяемый в расчетах арендной платы при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, установленный абзацем 4 пункта 8 примечания к таблице 14 Постановления № 310, в указанном расчете отсутствует.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания долга по договору аренды лесных участков от 25.07.2008, суд первой инстанции исходил из правомерности применения при расчете арендной платы по ним коэффициента 0,5, предусмотренного абзацем 4 пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления № 310, поскольку предоставленные лесные участки являются нелесными землями и полностью заняты песками.

Лесничим Волжского лесничества проведено натурное обследование арендуемых лесных участков, о чем составлен акт от 17.07.2019. В акте указано, что спорный участок представляет собой территорию, которая используется для складирования строительного песка, древесная растительность отсутствует, капитальные и временные строения также отсутствуют, в связи с чем сделан вывод о том, что участок используется по назначению.

При этом судами указано на то, что основанием для обращения истца в суд по результатам проведения проверки Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) и вынесения им предписания, послужило то обстоятельство, что при расчете арендной платы отсутствовала необходимость для применения льготного коэффициента, учитывающего состояние лесного фонда Кс = 0,5.

Между тем, с учетом изложенных обстоятельств, суды пришли к правомерному выводу о том, что при заключении договора аренды и дополнительного соглашения к нему применен правильный коэффициент Кс = 0,5; оснований для пересчета арендной платы по данному основанию у истца не имелось.

Кроме этого, законность применения спорного коэффициента и к иным нелесным землям подтверждена судебной практикой, а именно определениями Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 № 305-ЭС15-18238, от 10.12.2018 № 307-ЭС18-15023, от 13.05.2020 № 305-ЭС20-6944.

Доводы, приведенные Министерством в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению. Указанные доводы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на ошибочном толковании закона и условий договора, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, эти доводы фактически повторяют доводы, ранее приведенные в апелляционной жалобе, получившие соответствующую правовую оценку судов двух инстанций и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и основанных на них выводов судов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.

Несогласие заявителя жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу № А55-27734/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                               С.Ю. Муравьев

                                                                                          В.А. Петрушкин