ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
августа 2023 года Дело №А55-27912/2022
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2023 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23.08.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2023 по делу №А55-27912/2022 (судья Бунеев Д.М.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автоград-водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Тольятти Самарской области, к Администрации городского округа Тольятти (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Тольятти Самарской области, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО «АВК» - ФИО1 (доверенность от 29.12.2022),
от Администрации г.о.Тольятти - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Автоград-водоканал» (далее - ООО «АВК», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения исковых требований) о взыскании с Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация) задолженности по оплате холодной воды в сумме 504 780 руб. 14 коп., неустойки по состоянию на 28.02.2023 в сумме 82 557 руб. 50 коп., неустойки за период с 29.02.2023 по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
Решением от 20.06.2023 по делу №А55-27912/2022 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Администрация в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ООО «АВК» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель ООО «АВК» апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя ООО «АВК» в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО «АВК» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенной решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Администрация является собственником участков сетей водоснабжения и водоотведения, по которым осуществляется холодное водоснабжение абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Между ООО «АВК» и Администрацией фактически сложились отношения, регулируемые ст.12 Федерального закона от 07.11.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), в соответствии с которой организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Приобретение воды у гарантирующей организации осуществляется на основании договора холодного водоснабжения, сторонами которого выступают организация ВКХ и абонент.
Согласно п.8 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644; далее - Правила №644) основанием для заключения договора холодного водоснабжения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации).
Как указало ООО «АВК», на его неоднократные предложения о заключении договора Администрация отвечала отказом и возвращала экземпляры муниципального контракта холодного водоснабжения от 17.02.2020 №277 без оформления.
Согласно п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776; далее - Правила №776) учет количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета.
Коммерческий учет воды осуществляется путем измерения количества воды приборами учета (средствами измерения) воды, в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом №416-ФЗ.
П.82 Правил №644 установлено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами №776. Коммерческий учет осуществляется путем измерения количества воды приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом №416-ФЗ (п.3 Правил №776).
Согласно п.28 Правил №644 оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В силу ч.10 ст.20 Закона №416-ФЗ и п.14 Правил №776 коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в случае неисправности прибора учета.
На основании п.15 Правил №776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в том числе метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В соответствии с п.16 Правил №776 для расчета потребления холодной воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
10.06.2020 ООО «АВК» произвело технический осмотр прибора учета, расположенного в водопроводном колодце ВК-9Б, о чем составлен и подписан сторонами акт от 10.06.2020.
В ходе проведенного 31.08.2020 ООО «АВК» технического осмотра прибора учета холодной воды, указанного в акте от 10.06.2020, выявлено не отображение прибором учета результатов измерений. В соответствии с п.49 Правил №776 такой прибор учета считается вышедшим из строя (неисправным).
Администрации направлено письмо от 22.09.2020 №3038/402 о необходимости устранения неисправности в работе прибора учета, а также о том, что расчет потребления холодной воды в соответствии с п.17 Правил №776 будет производиться методом расчетного среднемесячного количества потребленной воды на основании показаний прибора учета, по истечении 60 дней с 30.10.2020 и до устранения неисправности в приборе учета в соответствии с п.16 Правил №776.
Прибор учета, расположенный в водопроводном колодце ВК-9Б, допущен в эксплуатацию 06.12.2021, что подтверждается актом допуска узла учета в эксплуатацию от 06.12.2021.
В связи с изложенным расчет потребления водоснабжения в период с 01.08.2021 по 06.12.2021 ООО «АВК» производило на основании п.16 Правил №776, применяя в расчете трубопровод диаметром 100 мм, а с 07.12.2021 по 30.06.2022 - по прибору учета.
ООО «АВК» выставило Администрации к оплате пакет расчетно-платежных документов (с учетом произведенных корректировок) за водоснабжение в августе 2021 года – июне 2022 года.
Администрация подписанные со своей стороны документы в ООО «АВК» не возвратила, оплату не произвела.
ООО «АВК» направило в Администрацию претензии с просьбой погасить задолженность и уплатить пени в добровольном порядке.
Поскольку Администрация претензии не исполнила, ООО «АВК» обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом №416-ФЗ.
В частности, к таким полномочиям относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6 Закона №416-ФЗ).
В соответствии с протоколом совещания по вопросам организации эксплуатации участков сетей водоснабжения и водоотведения, переданных в казну ЗАО «Энергетика и связь строительства» от 07.02.2020 (Приложение №2), Администрацией и ООО «АВК» были приняты следующие решения:
- Департаменту городского хозяйства: 1.2. направить предложение в департамент экономического развития о рассмотрении вопроса передачи означенных участков сети в концессию с заключением краткосрочного договора передачи в аренду до момента завершения процедуры передачи сетей концессионеру;
- Рекомендовать ООО «АВК»: 2.1 рассмотреть возможность эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения в период подготовки и проведения процедуры передачи их в концессию; 2.2 выдавать разрешение на технологическое присоединение абонентов к рассматриваемым инженерным сетям с согласованием в департаменте городского хозяйства в срок - до момента определения эксплуатирующей организации.
Во исполнение п.2.1 протокола ООО «АВК» уведомило Администрацию об отсутствии возможности эксплуатации указанных сетей.
До настоящего времени ни договор аренды, ни концессионное соглашение Администрацией не заключено, эксплуатирующая организация ею не определена.
Водоснабжение и водоотведение абонентов промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о.Тольятти осуществляется посредством участков сетей водоснабжения и водоотведения, принадлежащих Администрации, в связи с чем она, являясь собственником данных сетей, несет бремя их содержания, осуществляет все права и обязанности предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из ч.3 ст.11 Закона №416-ФЗ, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Эксплуатируя отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, Администрация обязана осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения, приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в таких водопроводных сетях (ч.6 ст.12 Закона №416-ФЗ).
ООО «АВК» неоднократно направляло Администрации проект муниципального контракта холодного водоснабжения, который возвращался Администрацией без подписания.
Таким образом, Администрация осуществляет транспортировку воды (перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей, п.26 ст.2 Закона №416-ФЗ) для осуществления водоснабжения абонентов промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о.Тольятти и несет обязанность по оплате потерь в принадлежащих ей водопроводных сетях.
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делам №№А55-27902/2020, А55-21983/2021 и А55-30218/2021. При этом судами отклонен довод Администрации о необходимости заключения муниципального контракта на конкурсной основе как противоречащий п.8 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предусмотрено, что закупка оказания услуг по водоснабжению, водоотведению может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Доводы Администрации о том, что расчет исковых требований ООО «АВК» произведен неверно, суд первой инстанции правильно отклонил.
В целях обоснования балансов водоснабжения и определения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения разработаны Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (утв.Приказом Минстроя России от 17.10.2014 №640/пр), согласно разделу III которых расходы воды при транспортировке питьевой воды (потери) представляют собой разность между объемами воды, подаваемой в водопроводную сеть, и воды, фактически отпущенной абонентам, и включают в себя технологические расходы, расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационно-учетные расходы.
В соответствии с п.3 Правил №776 коммерческий учет воды сточных вод осуществляется: 1. Расчетным способом; 2. Измерением по прибору учета.
Согласно п.15 Правил №776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в том числе метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
Исходя из п.16 Правил №776, для расчета потребления холодной воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
В силу ч.10 ст.20 Закона №416-ФЗ и п.14 Правил №776 в случае неисправности прибора учета коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом.
Как уже указано, в ходе проведенного ООО «АВК» 31.08.2020 технического осмотра прибора учета холодной воды, указанного в акте от 10.06.2020, выявлено не отображение прибором учета результатов измерений, что является основанием для признания его неисправным (п.49 Правил №776).
Прибор учета, расположенный в водопроводном колодце ВК-9Б, допущен в эксплуатацию только 06.12.2021, поэтому за период с 01.08.2021 по 06.12.2021 ООО «АВК» произвел расчет потребления ответчиком воды (потерь в водопроводных сетях) расчетным способом в соответствии с п.16 Правил №776, методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду по формуле: V = пR2 * 1,2 * 3600 * 24, где R-радиус устройства (м) в квадрате, п - число ПИ. Диаметр устройства, присоединенного к централизованной системе холодного водоснабжения: 100 мм.
Тариф холодной (питьевой) воды для абонентов с годовым потреблением менее 22 млн.куб.м, утвержденный приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 08.12.2021 №589, в период с 01.07.2021 по 30.06.2022 составлял 5,44 руб./куб.м (с НДС).
Расчет цены за отчетный период произведен ООО «АВК» по формуле: V х тариф + 20% НДС.
С 07.12.2021 по 30.06.2022 расчет потребления произведен по прибору учета, расположенному в водопроводном колодце ВК-9Б.
Расчет потерь воды в сетях Администрации определен как разница между объемом воды, поставленной в водопроводную сеть Администрации по показаниям прибора коммерческого учета в камере ВК-9Б, и объемом воды, реализованной абонентам ООО «АВК», непосредственно присоединенными к сетям Администрации.
На основании вышеизложенного, для учета объема холодной воды в виде установления разницы между объемом воды, поставленной в сеть Администрации, и объемом воды, реализованной абонентам ООО «АВК», непосредственно присоединенным к сетям Администрации, используются приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами №776, включая нормативные потери, рассчитанные в соответствии с Методическими указаниями.
Иного порядка определения объема потерь действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно п.21 Правил №776 в случае, если прибор учета размещен не на границе эксплуатационной ответственности абонента и транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета и включает в себя расчет потерь воды в виде естественной убыли, и иных потерь в результате аварий, повреждений на участке сети от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Ч.5 ст.13 Закона №416-ФЗ в качестве одного из существенных условий договора водоснабжения определен режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения).
Нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрен какой-либо особый порядок определения объемов и взимания платы за воду, поданную на нужды пожаротушения.
Таким образом, расходы на оплату воды, поданной на нужды пожаротушения, несет лицо, в границах эксплуатационной ответственности которого находится соответствующий пожарный гидрант. В случае, если пожарный гидрант установлен на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства, расходы на оплату воды, поданной на нужды пожаротушения, несет данная организация водопроводно-канализационного хозяйства.
Поскольку в данном случае пожарные гидранты расположены в зоне ответственности Администрации, расходы на оплату воды, поданной на нужды пожаротушения, возлагаются на нее.
Нулевые показания приборов учета ГУ МЧС России по Самарской области за январь-апрель 2022 года обусловлены тем, что объем воды включен в расчетный период декабрь 2021 года.
Признавая несостоятельными доводы Администрации о непредоставлении ООО «АВК» первичных документов по начислению платы абонентам за потребленную холодную воду, суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии с действующим законодательством у организации ВКХ отсутствует обязанность по представлению Администрации таких документов, при этом, материалами дела подтверждается, что ООО «АВК» ежемесячно сопроводительным письмом с актом и счетом на оплату направляло Администрации расчет объема потерь.
Суд первой инстанции проверил расчет платы, произведенный истцом, и признал его верным; Администрация этот расчет не опровергла.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что факт поставки воды и задолженность по оплате в сумме 504 780 руб. 14 коп. подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты, доказательства погашения этой задолженности на дату рассмотрения настоящего дела не представлены, суд первой инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу ООО «АВК» задолженность в сумме 504 780 руб. 14 коп.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают вышеуказанных обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
В соответствии с ч.6.2 ст.13 Закона №416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший питьевую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
По расчету ООО «АВК» неустойка за период с 11.09.2021 по 31.03.2022 и со 02.10.2022 по 28.02.2023 (то есть за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 №497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами») составила 82 557 руб. 50 коп.
Суд первой инстанции проверил расчет неустойки и признал его верным.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 №912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2022 №1681) установлено, что при применении порядка начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, оплате услуг водоотведения, предусмотренного ч.6.2-6.4 ст.13 и ч.6.2-6.4 ст.14 Закона №416-ФЗ, а также при начислении пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг по транспортировке горячей или холодной воды, сточных вод взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется минимальное значение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022 (9,5%), и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016), по смыслу ст.13 Закона №416-ФЗ, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных коммунальных ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пени) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Согласно расчету ООО «АВК» неустойка за период с 11.09.2021 по 31.03.2022 рассчитана исходя из ключевой ставки Банка России в размере 9,5%, между тем на момент вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу (13.06.2023) ключевая ставка Банка России составляла 7,5%.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что внесение в Постановление №912 изменений относительно подлежащего применению при расчете неустойки размера ключевой ставки Банка России только 23.09.2022 (Постановление Правительства Российской Федерации №1681), не свидетельствует о том, что в данном случае при начислении неустойки за период с 11.09.2021 по 31.03.2022 необходимо применять ставку 9,5% (по состоянию на 27.02.2022), поскольку Постановление №912 в первоначальной редакции не содержало запрет на применение ставки Банка России, действовавшей на дату принятия решения суда в меньшем размере, чем на 27.02.2022. Применение в рассматриваемом случае ключевой ставки Банка России в размере 7,5% является справедливым.
Таким образом, общая сумма неустойки за период с 11.09.2021 по 31.03.2022 и со 02.10.2022 по 28.02.2023 составляет 74 373 руб. 37 коп.
При таких обстоятельствах с Администрации в пользу ООО «АВК» подлежит взысканию неустойка (пени) по состоянию на 28.02.2023 в сумме 74 373 руб. 37 коп.; оснований для взыскания остальной суммы неустойки, определенной истцом по состоянию на 28.02.2023, не имеется.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.65 Постановления Пленума от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст.330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
При таких обстоятельствах требование ООО «АВК» о взыскании неустойки за период с 01.03.2023 (а не с 29.02.2023) по день фактической оплаты задолженности подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены частично, с Администрации в пользу ООО «АВК» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 14 542 руб.; расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 205 руб. – относятся на истца.
На основании ст.104 АПК РФ ООО «АВК» подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 295 руб., излишне уплаченная платежным поручением от 13.09.2022 №2576 при подаче искового заявления.
Руководствуясь п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права (п.1 и 4 ч.1 ст.270 АПК РФ), изложив 2 и 3 абзацы резолютивной части в следующей редакции:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации городского округа Тольятти (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автоград-водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность в сумме 504 780 руб. 14 коп., неустойку в сумме 74 373 руб. 37 коп., неустойку за период с 01 марта 2023 года по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 14 542 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Автоград-водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 295 руб.».
Поскольку в силу ст.333.37 НК РФ Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции не рассматривает.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2023 года по делу №А55-27912/2022 изменить, изложив абзацы 2 и 3 резолютивной части в следующей редакции:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации городского округа Тольятти (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автоград-водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность в сумме 504 780 руб. 14 коп., неустойку в сумме 74 373 руб. 37 коп., неустойку за период с 01 марта 2023 года по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 14 542 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Автоград-водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 295 руб.».
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Н. Некрасова |
Судьи | А.Б. Корнилов С.Ю. Николаева |