ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-27980/19 от 16.06.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-59468/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-27980/2019

23 июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка»  – Белоусовой Н.А., доверенность от 03.02.2020,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области – Комковой И.Т., доверенность от 20.09.2019,

Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара – Комковой И.Т., доверенность от 20.09.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020

по делу №А55-27980/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (ИНН 6324028991, ОГРН 1126324004850), Самарская область, г.Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, о признании недействительным решения от 06.06.2019 № 6240 в части,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (далее - ООО «Рускат», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области от 06.06.2019 № 6240 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления страховых взносов в размере 1 417 820 руб. 07 коп., пеней в размере 99 382 руб. 15 коп., штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 283 564 руб. 01 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области, управление).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 оставлено без изменения.

Инспекция, управление не согласились с указанными судебными актами и обратились с кассационной жалобой, в которой просят их отменить по основаниям, указанным в жалобе.

В судебном заседании 09.06.2020 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16.06.2020 в 15 часов 20 минут.

Представитель инспекции, управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

В кассационной жалобе инспекция, управление указали, что ООО «РусКат» следовало исчислять страховые взносы по тарифам в соответствии со статьей 426 НК РФ за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены в 2017-2018 года, до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (до 21.09.2018). Из регистрационных сведений ООО «РусКат» (выписка из ЕГРЮЛ) следует, что общество зарегистрировано 29.05.2012, то есть задолго до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР от 03.09.2018, с ведением деятельности по широкому спектру заявленных ОКВЭД и из налоговой отчетности ООО «РусКат» следует, что предпринимательская деятельность ООО «РусКат» носила доходный характер и в период до начала реализации соглашения от 03.09.2018, в том числе первого этапа, в ходе которого было только приобретено технологическое оборудование и начато строительство административно-бытового корпуса) спорные физические лица уже выполняли трудовые функции, которые никак не могли быть связаны с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности, предусмотренной бизнес-планом ООО «ТЛМЗ» лишь на втором этапе реализации проекта и после получения статуса резидента ТОСЭР.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, инспекции, управления, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по страховым взносам за 2018 года налоговым органом 06.06.2019 вынесено решение № 6240, согласно которому заявителю доначислены страховые взносы в размере 1 417 820 руб. 07 коп., начислены пени в размере 99 382 руб. 15 коп. и заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 283 564 руб. 01 коп.

Решением УФНС России по Самарской области от 08.08.2019 № 03-15/27912@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а оспариваемое решение - без изменения.

По мнению инспекции, заявителем в нарушение статье 427 НК РФ исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года и декабрь 2018 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

Отклоняя доводы налогового органа , суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силуположений подпункта 12 пункта 1, пункта 2 и 10 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - резидент ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ). Для плательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов. Плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, содержащегося в перечне поручений по итогам рабочей поездки в Дальневосточный федеральный округ 5 - 8 сентября 2017, утвержденном Президентом Российской Федерации 27.09.2017 № Пр-1968 (подпункт "а" пункта 1), и поручения Правительства Российской Федерации (пункт 4 протокола от 5.05.2017 № ДМ-П16-24пр) в целях обеспечения стабильности условий осуществления резидентами ТОСЭР предпринимательской деятельности и обеспечения конкурентоспособности ТОСЭР, расположенных в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО), был принят Федеральный закон № 300-ФЗ, вступивший в силу 03.08.2018.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 300-ФЗ (ред. от 27.11.2018) «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» положения НК РФ дополнены пунктом 10.1, согласно которому плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» или Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее в настоящем пункте - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4-11/10247@ резидент территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2019 № 03-15-06/66798 перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, формы которых утверждены постановлением Правительства Самарской области от 21.11.2016 № 658 «Об обеспечении функционирования территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Самарской области».

Вместе с тем решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем.

Как следует из материалов дела, 29.06.2018 заявителем письмом № 137 в адрес главы городского округа Тольятти Самарской области направлена заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти», планирующего реализацию инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки».

К заявке на заключение соглашения был приложен бизнес – план инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки».

Срок реализации проекта согласно бизнес – плана разделен на два этапа:

 - первый этап - с декабря 2016 года по 1 квартал 2018 года предусматривает приобретение основного технологического оборудования, помещений, монтаж, проектирование, строительно-монтажные работы, прием сотрудников с целью своевременного обучения основным производственным процессам и участия с производственном цикле холодного запуска проекта;

- второй этап - со 2 квартала 2018 года предусматривает получение статуса ТОСЭР Тольятти, строительство и ввод в эксплуатацию производственно-складских площадей, выход на проектную мощность линии, прием дополнительного персонала для обслуживания предприятия.

Судами установлено, что спорные рабочие места созданы заявителем в порядке и сроки, предусмотренные вышеуказанным безнес-планом, и создание новых рабочих мест направлено на достижение целей, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти».

03.09.2018 между заявителем и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области заключено соглашение № 1 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти».

Предметом соглашения является реализация инвестиционного проекта - «Строительство завода по производству медной катанки» по виду экономической деятельности «Литье металлов» на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» в соответствии с представленной им заявкой на заключение соглашения.

Целью введения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса - организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Законом № 473-ФЗ, является государственная поддержка и создание благоприятного социально- экономического климата для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Как верно указали суды, участники различных инвестиционных проектов, являющиеся будущими потенциальными резидентами ТОСЭР, принимая решение о получения статуса ТОСЭР и направляя соответствующие заявки в порядке, предусмотренном № 473-ФЗ и постановлением Правительства от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», должны рассчитать экономические риски, связанные с реализацией того или иного инвестиционного проекта, в том числе и учесть предусмотренные действующим законодательством налоговые льготы, предусмотренные для резидентов ТОСЭР.

Таким образом, отражение заявителем в представленном в составе заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти» бизнес-плане факта необходимости создания дополнительных рабочих мест является важной социально-экономической составляющей всего инвестиционного проекта, реализация которого обусловлена, в томчисле и возможностью применения льготного налогообложения, предусмотренного для резидента ТОСЭР.

Доводы налоговых органов о том, что ООО «РусКат» следовало исчислять страховые взносы по тарифам в соответствии со статьей 426 НК РФ за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены в 2017-2018 гг., до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (до 21.09.2018), были рассмотрены судами и правомерно отклонены в силу следующего.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4- 11/10247@ решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем. При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.

В письме Министерства финансов от 06.03.2019 № 03-15-06/14613 указано, что решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, должно приниматься заявителем.

В данном случае заявитель правомерно применил пониженные тарифы страховых взносов, исходя из того, что решение об отнесении рабочих мест к новым рабочим местам принимается самим налогоплательщиком.

При этом спорные рабочие места были созданы заявителем именно в целях задействования в производственных процессах нового завода, строительство и запуск мощностей которого предусматривает бизнес-план заявочной документации. Указанные трудовые ресурсы были привлечены заявителем именно для реализации целей соглашения в рамках ТОСЭР и в соответствии с утвержденным и согласованным штатным расписанием. При этом налоговым органом не доказано, что указанные рабочие места были созданы в иных, не связанных с реализацией вышеозначенного инвестиционного проекта, целях.

Отклоняя доводы налоговых органов о том, чтопредпринимательская деятельность ООО «РусКат» носила доходный характер и в период до начала реализации соглашения от 03.09.2018, в том числе первого этапа, в ходе которого было только приобретено технологическое оборудование и начато строительство административно-бытового корпуса, суды обоснованно исходили из того, что НК РФ не связывает предоставление указанной льготы с ведением резидентом доходной деятельности (либо отсутствием таковой) до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

С учетом вышеизложенного, исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства и доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления страховых взносов в размере 1 417 820 руб. 07 коп., начисления пени в размере 99 382 руб. 15 коп. и привлечения заявителя к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 283 564 руб. 01 коп.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы инспекции, управления, не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.

Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 по делу № А55-27980/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                    А.Н. Ольховиков

                                                       Л.Ф. Хабибуллин