АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-7784/2023
г. Казань Дело № А55-28069/2022
02 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Закировой И.Ш., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Публичного акционерного общества «Т Плюс» – ФИО1, доверенность от 29.09.2023, Пасынковой А.С, доверенность от 26.08.2022, ФИО2, доверенность от 26.08.2022,ФИО3, доверенность от19.09.2022,
Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области – ФИО4, доверенность от 08.08.2023,ФИО5, доверенность от 25.04.2023,
общества с ограниченной ответственностью «САМЭК» - ФИО6, доверенность от 05.09.2023, ФИО7, доверенность от 22.11.2022,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023
по делу № А55-28069/2022
по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.о. Красногорск, к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «САМЭК» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара, о признании недействительным протокола, о признании общества не соответствующим критериям теплосетевой организации,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее - ПАО «Т Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее – Департамент), в котором просило:
-признать недействительным Протокол коллегии Департамента от 31.08.2022 № 36к о принятии решения, в части соответствия общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «САМЭК» критериям отнесения к теплосетевым организациям с даты его принятия;
-признать ООО «САМЭК» с 01.09.2022 не соответствующим критериям теплосетевой организации в зоне единой теплоснабжающей организации ПАО «Т Плюс
-обязать Департамент отменить с 01.09.2022 Приказ от 10.12.2021 № 629 «Об индексации тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в ценовой зоне теплоснабжения в муниципальном образовании г.о. Самара Самарской области ООО «САМЭК» в течение 10ти дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2023 по делу № А55- 28069/2022 в удовлетворении заявленных ПАО «Т Плюс» требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 решение Арбитражного суда Самарской области оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент, ПАО «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Департамент и ООО «САМЭК» в представленных в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывах на кассационную жалобу просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.
Представители общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Департамента и ООО «САМЭК» в судебном заседании отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из следующего.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 10.10.2018 № 582 "Об утверждении Положения о департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области" Департамент с 01.01.2019 является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.
В соответствии с подп. "б" п. 18 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее в т.ч. - Закон № 190-ФЗ) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом № 190-ФЗ государственному регулированию.
В п. 16 ст. 2 Закона №190-ФЗ дано понятие теплосетевой организации (далее ТСО), которой признается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии и соответствующая утвержденным Правительством РФ критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к ТСО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 808) и утверждены критерии отнесения (соответствия) собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (далее - Критерии).
Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к ТСО, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования с 01.09.2022.
Согласно п. 56(1) Правил №808 отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к ТСО осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в п. 56(2) Правила № 808:
а)теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее. - ЕТО) в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены настоящими Правилами;
б) организация, заключившая концессионное соглашение, объектом которых являются тепловые сети, в части тепловых сетей, переданных во владение и пользование по концессионному соглашению.
в) юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50% присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения.
Согласно схеме теплоснабжения г.о. Самара на период до 2032 года (актуализация на 2022, утверждена Приказом Минэнерго России от 06.08.2021 № 679), ООО «САМЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее в т.ч. - ЕТО) в системе теплоснабжения N 109.
В связи с этим Департамент признал ООО "САМЭК" соответствующим Критериям.
ПАО "Т Плюс" считает, что подп. "а" п. 56(2) Правил N 808 применяется только в отношении системы (систем) теплоснабжения, в которых рассматриваемой организации присвоен статус ЕТО.
Судами отмечено, что Закон З 190-ФЗ разграничивает понятие ТСО и ЕТО.
В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона N 190-ФЗ ЕТО не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, являющихся обязательным приложением к договору на подключение (технологическое присоединение).
Из данной нормы, а также из определения, приведенного в Законе N 190-ФЗ, следует, что ЕТО является теплоснабжающей организацией, а не ТСО.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного ТСО с теплоснабжающей организацией.
В границах одной системы теплоснабжения организация не может оказывать услуги по передаче тепловой энергии и одновременно поставлять тепловую энергию.
Согласно п. 56 Правил N 808 по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя ТСО обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Следовательно, услуги по передаче тепловой энергии оказываются при наличии двух участников - ТСО и теплоснабжающей организации.
В случае установления тарифа на передачу тепловой энергии для ЕТО в той же системе, где эта организация имеет данный статус, будет иметь место двойной учет затрат, поскольку ТСО и теплоснабжающей организацией будет являться одна организация.
Организация не может в рамках одной системы теплоснабжения иметь статус ЕТО и ТСО одновременно.
Из буквального толкования подп. "а" п. 56(2) Правил №808 следует, что данный подпункт применяется в отношении организации, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии в одной системе (системах) теплоснабжения, и имеющей статус ЕТО в другой системе (системах) теплоснабжения. Таким образом, такая организация соответствует критериям ТСО.
Судами отмечено, что довод о соответствии ЕТО Критериям только в границах одной системы теплоснабжения основан на неправильном толковании заявителем норм права.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанции указали об ошибочности вывода заявителя о том, что организация, осуществляющая деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии в нескольких системах теплоснабжения, обладая статусом ЕТО в одной из них, признается ТСО только в границах той системы, а мнение заявителя о подтверждении его позиции Письмом ФАС России от 01.08.2022 N ВК/72641/22 признана судами несостоятельной, поскольку данное Письмо не является обязательным для применения, было адресовано конкретной организации в ответ на поступившее от нее обращение и не является источником правового регулирования.
При рассмотрении данного дела Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области указала на то, что следует различать критерии отнесения к ТСО, установленные п. п. 56(1) и 56(2) Правил N 808.
Так, для организаций, которым присвоен статус ЕТО, достаточно соответствовать одному из критериев, указанных в п. 56(2) Правил N 808, тогда как для соответствия критериям ТСО организациям, не обладающим статусом ЕГО, необходимо соответствовать всем критериям, указанным в п. 56(1) Правил N 808.
Судами отмечено, что в обоснование заявленных требований ПАО "Т Плюс" в рассматриваемом заявлении сослалось на практику других регионов, приведя пример отмены тарифа на услуги по передаче тепловой энергии Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее в т.ч. - РЭК) в отношении АО "Екатеринбургская теплосетевая компания" (далее в т.ч. - АО "ЕТК").
Но, как было установлено судом, из Протокола заседания Правления РЭК от 24.08.2022 № 26 следует, что тариф АО "ЕТК" был отменен по причине не соответствия критериям ТСО, в том числе подп. "а" п. 56(2) Правил N 808, из-за отсутствия информации о наличии присвоенного АО "ЕТК" статуса ЕТО в отношении системы (систем) теплоснабжения, в РЭК.
Таким образом, АО "ЕТК" было признано не соответствующим критериям ТСО не по причине наличия статуса ЕТО в одной системе теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии в другой, а по причине отсутствия сведений о статусе ЕТО у данной организации.
Между тем, как указал Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Департаментом всесторонне был изучен вопрос о соответствии ООО "САМЭК" критериям ТСО, предусмотренным Правилами N 808.
На заседании коллегии Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области было зафиксировано соответствие ООО "САМЭК" критериям отнесения к ТСО, указанным в п. 56 (2) Правил N 808, в связи с чем и было принято решение не отменять Приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2021 N 629 "Об индексации тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в ценовой зоне теплоснабжения в муниципальном образовании г.о. Самара Самарской области ООО "САМЭК" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.о. Самара" (далее в т.ч. - Приказ от 10.12.2021 N 629).
Данное решение было отражено в Протоколе заседания коллегии Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 31.08.2022 N 36 к.
Возражений со стороны представителя УФАС России, являющегося членом указанной коллегии, на принятое решение не поступало.
Суды пришли к выводу, что приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у Департамента отсутствовали предусмотренные законом основания для признания ООО "САМЭК" не соответствующим критериям ТСО в зоне действия ЕТО ПАО "Т Плюс".
Таким образом, поскольку суды признали, что АО "САМЭК" соответствует критериям ТСО, утвержденными Правилами № 808, то довод ПАО "Т Плюс" о том, что приказ от 10.12.2021 № 629 нарушает права и законные интересы данного публичного акционерного общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности был правомерно отклонен судами.
Судами установлено, что приказом Департамента от 10.12.2021 № 629 "Об индексации тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в ценовой зоне теплоснабжения в муниципальном образовании г.о. Самара Самарской области ООО "САМЭК" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.о. Самара" в отношении ООО "САМЭК" был установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 2 022 руб./Гкал.
Приказом Департамента от 25.02.2022 № 57 "О внесении изменений в приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.01.2022 № 9 "Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения в муниципальном образовании г.о. Самара Самарской области в 106, в 107, в 109 системах теплоснабжения на 2022 год" для системы теплоснабжения N 109, где единой теплоснабжающей организацией является ООО "САМЭК", был утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность).
В ходе рассмотрения данного дела судами установлено и подтверждается материалами дела, что членами коллегии Департамента было принято решение не отменять Приказ № 629 с 01.09.2022, в связи с соответствием ООО "САМЭК" критериям отнесения к теплосетевым организациям.
Судами обоснованно отмечено, что из приведенного положения подп. "а" п. 56 (2) Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 не следует, что организация признается теплосетевой только в пределах системы (систем) теплоснабжения, в которой организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения. Напротив, согласно буквальному толкованию приведенных норм права, если в одной системе теплоснабжения организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации, то такая организация признается теплосетевой на территории всей ценовой зоны.
На основании вышеизложенного суды правомерно пришли к выводу, что ООО "САМЭК" соответствует критерию, предусмотренного подп. "а" п. 56 (2) Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, и является теплосетевой организацией на территории г.о. Самара.
Из материалов дела не следует, что Приказ N 629 обжаловался, доказательства его отмены или обжалования соответствующим заинтересованным лицом отсутствуют.
Довод заявителя о том, что ООО "САМЭК" может быть признано теплосетевой организацией только в пределах одной зоны теплоснабжения N 109, обоснованно отклонен судами, поскольку данный довод не основан на положениях закона.
Относительно требования заявителя о признании недействительным Протокола коллегии Департамента от 31.08.2022 N 36к суды пришли к выводу, что фактически заявителем оспаривается решение Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по не принятию мер по отмене Приказа № 629, которое отражено в Протоколе коллегии Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 31.08.2022 № 36 к.
Обжалуемый Протокол отражает последовательную запись хода заседания коллегии департамента, тогда как в судебном порядке может быть оспорено только решение, основанное на зафиксированных данным документом обстоятельствах.
Поскольку в силу положений ст. 49 АПК РФ суд не вправе выходить за пределы заявленных самим заявителем требований, поскольку законодателем право на изменение предмета иска (заявления) предоставлено исключительно только истцу (заявителю), суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что заявителем неверно избран способ защиты права и оспаривается документ, не являющийся ненормативным правовым актом, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований..
Судами также отмечено, что заявление ПАО "Т Плюс" в рамках данного дела требований о признании несоответствия ООО "САМЭК", которое является частной коммерческой организацией, законодательно установленным критериям, не предусмотрено действующим законодательством РФ, не относится к компетенции суда первой инстанции и не подлежит рассмотрению в рамках арбитражного процесса.
По смыслу ст. 2 АПК РФ судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному ст. 10 Конституции РФ.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами. Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами и сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по делу № А55-28069/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи
И.Ш. Закирова
Л.Ф. Хабибуллин