ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-28100/2022 от 23.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9515/2023

г. Казань Дело № А55-28100/2022

28 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 30.06.2023 № 30-Д), ФИО2 (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.11.2023),

третьего лица – ФИО3 (доверенность от 09.01.2023 № 1),

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГОТЭ»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023

по делу № А55-28100/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Отрадный) о признании недействительным постановления Администрации городского округа Отрадный Самарской области (г. Отрадный) от 17.06.2022 № 830 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022-2035 г.г.», в части разд. 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации», которым сохранен статус единой теплоснабжающей организации городского округа Отрадный за ООО «КСК г. Отрадного», взыскании за счет муниципальной казны государственной пошлины, уплаченной за подачу настоящего заявления, в размере 3000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» (далее – ООО «ГОТЭ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 17.06.2022 № 830 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022-2035 годы», в части раздела 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации», которым сохранен статус единой теплоснабжающей организации городского округа Отрадный за обществом с ограниченной ответственностью «КСК г. Отрадного».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2023 по делу № А55-28100/2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023, в удовлетворении заявленных ООО «ГОТЭ» требований отказано.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрацией г.о. Отрадный Самарской области утверждено Постановление от 17.06.2022 № 830 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022-2035 годы» согласно разделу 10 которого статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный сохранен за ООО «КСК г. Отрадного».

ООО «ГОТЭ» оспорило данное постановление в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжении в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила № 808).

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее - Требования № 154).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения в числе других отнесено организация границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (часть 4).

Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом о теплоснабжении.

В соответствии с пунктами 11, 28 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающая организация осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Присвоение статуса ЕТО осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях (часть 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ).

Судами установлено, что заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ООО «ГОТЭ» была получена Администрацией г.о. Отрадный Самарской области 30.03.2022. При этом основанием направления ООО «ГОТЭ» указанной заявки послужило уведомление Администрации г.о. Отрадный Самарской области о размещении проекта скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный на период до 2035 года на официальном интернет сайте органов местного самоуправления - www.otradnvorg в разделе «Управление и ОН» от 09.03.2022 № 142/10.

ООО «ГОТЭ» обосновывало заявленные требования положениями пунктов 3, 5, 7, 9, 11, 17 Правил № 808, полагая, что вышеприведенные нормы обязывают Администрацию местного самоуправления городского поселения ежегодно актуализировать схему теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области; размещать в сети интернет уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения; получать заявки от теплоснабжающих организаций на присвоение статуса ЕТО; размещать заявки теплоснабжающих организаций в сети Интернет; рассматривать полученные заявки от теплоснабжающих организаций на присвоение статуса ЕТО; на основании достоверных и актуальных данных, в том числе и сведений государственной статистической отчетности, данных бухгалтерской отчетности организаций проводить сравнительный анализ организаций, претендующих на статус ЕТО; и только после проведения всех установленных законодательством Российской Федерации процедур утверждать актуализированную схемы теплоснабжения.

Заявитель указывает, что Администрация г.о. Отрадный Самарской области, данную заявку ООО «ГОТЭ» не рассматривала, т.к. уведомление о несоответствии поданной заявки установленным пунктом 5 Правил требованиям не направлялось. Кроме того, уполномоченный орган не разместил данную заявку на официальном интернет сайте органов местного самоуправления - www.otradnyorg.

ООО «ГОТЭ» считает, что Постановление Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 17.06.2022 № 830 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022-2035 годы» в части раздела 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации», которым сохранен статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный за ООО «КСК г. Отрадного» было принято без учета предусмотренного нормативно-правовыми положениями законодательства Российской Федерации порядка определения единой теплоснабжающей организации, то есть в нарушение критериев, установленных законом.

Суды признали доводы заявителя необоснованными, при этом указали следующее.

Требования № 154 не регулируют порядок присвоения теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям статуса ЕТО и прямо не предусматривают необходимость сбора предложений от теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций для присвоении им статуса ЕТО при ежегодной актуализации схем теплоснабжения.

Кроме того законодательство Российской Федерации прямо не указывает на то, что с актуализацией схемы теплоснабжения статус ЕТО утрачивается.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 808 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для лишения статуса ЕТО, при наступлении которых уполномоченный орган может предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку на присвоение им соответствующего статуса - инициирование процедуры ежегодной актуализации схемы теплоснабжения к данному перечню оснований не отнесено.

Таким образом, по общему правилу статус ЕТО присваивается организации при утверждении схемы теплоснабжения, а не при ее актуализации, а возможность присвоения статуса ЕТО при актуализации схемы теплоснабжения закон связывает лишь с наступлением поименованных в пункте 13 Правил № 808 оснований утраты статуса ЕТО, а именно, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах 3 и 4 пункта 12 Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за два расчетных периода, либо систематическое (три и более раза в течение 12-ти месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (два и более раза в течение 1-го календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения.

Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов: принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации; принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом; прекращение права собственности или владения имуществом, указанным абзаце втором пункта 7 Правил № 808, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения; подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.

Следовательно, если обстоятельства для утраты статуса ЕТО отсутствуют, то сбор заявок на выбор ЕТО производиться не должен, а в актуализированной схеме теплоснабжения подлежит указанию информация в отношении ранее выбранной ЕТО.

Указанное обстоятельство подтверждается пунктом 14 Требований № 154.

Судами отмечено, что Арбитражным судом Самарской области рассматривалось дело № А55-33751/2021 по заявлению ООО «ГОТЭ» о признании недействительным Постановления Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 20.08.2021 № 1357 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Оградный Самарской области на 2021-2035 годы», в т.ч. о признании недействительным пункта 2 Постановления Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 20.08.2021 № 1357 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2021-2035 годы» о сохранении статуса единой теплоснабжающей организации за ООО «КСК г. Отрадного», и раздел 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части которой за ООО «КСК г. Отрадного» сохранен статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2022 по данному делу (вступило в законную силу) заявленные ООО «ГОТЭ» требования были оставлены без удовлетворения. При рассмотрении данного дела Арбитражным судом Самарской области сделан вывод о законности и обоснованности пункта 2 Постановления Администрации г.о. Оградный Самарской области от 20.08.2021 № 1357 «Об утверждении скорректированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2021-2035 годы.» о сохранении статуса единой теплоснабжающей организации за ООО «КСК г. Отрадного» и раздел 10 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части которой за ООО «КСК г. Отрадного» был сохранен статус единой теплоснабжающей организации г.о. Отрадный. Доводы ООО «ГОТЭ» признаны основанными на ошибочном толковании вышеуказанных нормативных правовых актов.

Поскольку в рамках настоящего дела ООО «ГОТЭ» оспаривается Постановление Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 17.06.2022 № 830 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г.о. Отрадный Самарской области на 2022- 2035 годы», суды обоснованно, со ссылкой на положения пункта 5 Правил № 808 указали, что при подготовке оспариваемого постановления сбор заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не осуществляется.

При таких обстоятельствах ссылка заявителя на то, что его заявка от 30.03.2022 № 42 на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ООО «ГОТЭ» была получена Администрацией г.о. Отрадный Самарской области 30.03.2022, но не рассмотрена, правомерно признана судами необоснованной.

Согласно пункту 6 части 1 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Статус единой теплоснабжающей организации (организаций) присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами № 808 (пункт 35 Требований № 154).

В соответствии с пунктом 14 Требований № 154 при разработке проекта новой схемы теплоснабжения раздел 10 «Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)», предусмотренный подпунктом «к» пункта 4 требований к схемам теплоснабжения, содержащийся в схеме теплоснабжения (актуализированной схеме теплоснабжения), включается в указанный проект в неизменном виде, за исключением: случаев, указанных в пункте 13 Правил № 808; случая возникновения новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, статус единой теплоснабжающей присваивается организации при утверждении схемы теплоснабжения, а не при ее актуализации.

Правилами № 808 подробно регламентирован порядок присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации и принятие решения об утрате организацией этого статуса.

Данные Правила содержат исчерпывающий перечень оснований для утраты статуса единой теплоснабжающей организации.

Так, согласно пункту 13 Правил № 808, организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случаях: систематическое (три и более раза в течение 12-ти месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 данных Правил.

Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов: принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации; принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом; прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце 2 пункта 7 названных Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством РФ; несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения; подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем 2 пункта 13 данных Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации.

К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.

Уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить уполномоченный орган о возникновении указанных в абзацах 3 - 5 пункта 13 Правил № 808 фактов, являющихся основанием для утраты организацией статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3ех рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.

Пунктом 16 Правил № 808 предусмотрено, что уполномоченный орган обязан принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5-ти рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем 2 пункта 13 указанных Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами 3 - 7 пункта 13 названных Правил.

Как отмечено судами, при разработке проекта новой схемы на 2022-2035 годы не подтверждены основания, приведенные в пункте 14 Требований № 154, для изменения раздела 10 «Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)» (случаи, указанные в пункте 13 Правил № 808, либо случай возникновения новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации).

Решений о лишении ООО «КСК г. Отрадного» статуса ЕТО не принималось, основания, предусмотренные пунктом 13 Правил № 808, для лишения статуса ЕТО ООО «КСК г. Отрадного», отсутствуют, в этой связи с учетом положений пунктов 4, 14 Требований № 154 статус ЕТО при актуализации схемы теплоснабжения был сохранен за ООО «КСК г. Отрадного».

Надлежащих доказательств наличия оснований для утраты организацией ООО «КСК г. Отрадного» статуса единой теплоснабжающей организации ООО «ГОТЭ» в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы настоящего дела не были представлены.

Суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, и с учетом установленных обстоятельств пришли к выводам об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого постановления регулирующего органа (незаконным) недействительным.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

При подаче кассационной жалобы общество с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по делу № А55-28100/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ГОТЭ» из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 05.10.2023 № 309. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи С.В. Мосунов

А.Д. Хлебников