АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-22624/2022
г. Казань Дело № А55-28183/2021
07 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.,
судей Арукаевой И.В., Хисамова А.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богатовой А.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 22.09.2022),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 31.05.2022 № 222),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022
по делу № А55-28183/2021
по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу «Самарская сетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства городского округа Самара (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Самарская сетевая компания» (далее – АО «ССК», Общество, ответчик) о взыскании 6 278 716 руб. 15 коп. штрафа за неисполнение обязательств по контракту от 26.08.2014 № Д989 за период с 27.02.2015 по 23.08.2021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2022 исковые требования удовлетворены, с Общества в пользу Департамента взыскан штраф в размере 6 278 716 руб. 15 коп.
АО «ССК», а также не принимавшее участие в рассмотрении дела общество с ограниченной ответственностью «Электрум» (далее – ООО «Электрум»), подали апелляционные жалобы на решение суда первой инстанции от 17.01.2022.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 производство по апелляционной жалобе ООО «Электрум» прекращено, решение суда первой инстанции от 17.01.2022 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением им норм права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы ссылается на наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих неисполнение именно сетевой организацией обязательств по контракту. Возражает против верности выводов апелляционного суда о невыполнении обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения истцом.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, явившиеся в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд представитель истца поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика возражала против ее удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Департамент (заявитель) и закрытое акционерное общество «Самарские городские электрические сети» (сетевая организация, 01.10.2015 реорганизовано путем присоединения к АО «ССК») в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключили муниципальный контракт от 26.08.2014 № Д989 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям (в редакции протокола согласования разногласий от 14.10.2014 и дополнительного соглашения №1 от 15.12.2014).
Согласно пункту 1 контракта сетевая организация приняла на себя обязательства по заданию заявителя оказать услуги по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее ‑ технологическое присоединение) ВРУ, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов энергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 131,56 кВт; II категория надежности; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение, - 0,4 кВт; заявитель обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями контракта.
Пунктом 2 контракта определено, что технологическое присоединение необходимо для электроснабжения здания по адресу: ул. Горная, д.2 в Железнодорожном районе согласно муниципальной программе городского округа Самара по развитию системы дошкольного образования «Дошкольное детство» на 2011-2016 годы (далее - объект).
В соответствии с пунктами 3, 4 контракта точка(и) присоединения указываются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью контракта (Приложение).
Согласно пункту 5 контракта срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта составляет шесть месяцев со дня заключения контракта. Мероприятия по технологическому присоединению объекта считаются выполненными после подписания сторонами акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности, акта об осуществлении технологического присоединения объекта и акта оказанных услуг по технологическому присоединению объекта.
В пункте 6 контракта перечислены обязательства сетевой организации, которая обязалась:
- надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указные в технических условиях;
- в течение 15 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем. Провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединенных энергопринимающих устройств;
- не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
В пункте 8 контракта указаны обязанности заявителя по контракту, который обязан:
- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;
- после выполнения предусмотренных техническими условиями мероприятий по технологическому присоединению в пределах участка заявителя уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий;
- принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией;
- после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности подписать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения либо представить мотивированный отказ от подписания в течение 19 рабочих дней со дня получения указанных актов от сетевой организации;
- надлежащим образом исполнять указанные в разделе III настоящего договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение;
- уведомить сетевую организацию о направлении заявок в иные сетевые организации при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения.
Пунктом 10 контракта установлено, что размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.12.2013 № 467 и составляет 12 227 295 руб. 32 коп., в том числе НДС 18% - 1 865 180 руб. 64 коп.
В пункте 11 контракта сторонами согласовано, что заявитель обязан произвести оплату путем перечисления денежных средств на расчетный счет сетевой организации следующими этапами:
- 1 этап - 30 процентов от размера платы за технологическое присоединение вносятся в течение 45 дней со дня заключения настоящего контракта;
- 2 этап - 70 процентов от размера платы за технологическое присоединение -в течение 30 календарных дней после подписания акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения.
В случае нарушения одной из сторон своих обязательств по контракту другая сторона в соответствии с пунктом 17 контракта вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер неустойки устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Стороны освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы.
Согласно пункту 18 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также за просрочку обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Технические условия от 26.08.2014 №4546/2 на присоединение мощности к электрическим сетям предусматривали следующие исходные данные:
1. Наименование энергопринимающих устройств заявителя - ВРУ-0,4кВ здания д/сада.
2. Наименование и место нахождения объектов, в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, - здание по адресу: г. Самара, Железнодорожный р-н, Горная ул., д. 2.
3. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя -131,56 кВт, 3-хфазным вводом на уровне напряжения 0,4 кВ.
4. Категория надежности -II.
5. Класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение,- 0,4 кВ.
6. Год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя - 2014.
7. Точка присоединения: контакты болтовых соединений кабельных линий 0,4 кВ во ВРУ-0,4кВ д/сада и максимальная мощность энергопринимающих устройств в точках присоединения 131,56 кВт.
8. Основной источник питания Проектир. ТП I, РП-258 1,ПС-110/6 кВ Фарада.
9. Резервный источник питания Проектир. ТП И.РП-258 П,ПС-110/6 кВ Фарада.
10. Сетевая организация осуществляет:
10.1.Строительство кабельных линий СН2.
10.2.Строительство кабельных линий НН.
10.3.Строительство воздушных линий НН.
10.4.Строительство КТП, РТП с уровнем напряжения до 35 кВ НН.
10.5.Проверка сетевой организацией выполнения заявителем ТУ.
10.6.Фактические действия по присоединению по обеспечению работы устройств в электрической сети.
11. Заявитель осуществляет:
11.1 На вводе в здание установить ВРУ-0,4кВ с двумя перекидными рубильниками, на которое завести кабельные линии 0,4 кВ, прокладываемые ЗАО «СГЭС».
11.2 Подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
11.3 Установку прибора учета соответствующего класса точности на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств в соответствии с требованиями утвержденных законодательством Российской Федерации нормативных актов.
11.4 Получить разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию электроустановки заявителя.
12. Срок действия настоящих Технических условий составляет 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В 2014 году Департаментом был осуществлен первый платеж за технологическое присоединение в размере 3 668 188 руб. 60 коп.
Объект истца введен в эксплуатацию (разрешение на ввод в эксплуатацию № RU 63301000-111э от 30.12.2014) и включен в реестр муниципального имущества городского округа Самара.
Ссылаясь на неисполнение Обществом обязательств по контракту, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов энергетики); отсутствие акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности, акта о выполнении технических условий и акт об осуществлении технологического присоединения, и истечение срока, установленного пунктом 5 контракта, Департамент произвел начисление договорной неустойки за неисполнение Обществом обязательств по контракту.
Претензии Департамента с требованием исполнить обязательства по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям и уплатить сумму неустойки, направленные в адрес Общества, были оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 329, 330, 407, 425, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и установив, что контракт является действующим, обязательства по технологическому присоединению объекта ответчиком не исполняются, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца начисленной неустойки в заявленной сумме, не найдя оснований для ее снижения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался статьями 309, 310, 328, 329, 330 ГК РФ, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее ‑ Закон № 35-ФЗ), пунктами 3, 7, 18, 85, 87, 88, 89 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее ‑ Правила №861), и исходил из того, что нарушение договорных условий в период, за который ответчику начислена неустойка, допущено самим заказчиком-Департаментом, который не выполнил часть возложенных на него мероприятий (работ), установленных в пункте 11 Технических условий.
Судебная коллегия суда округа по доводам кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ, пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
В пункте 7 Правил № 861 регламентирована процедура технологического присоединения, приведены ее этапы.
В пункте 18 Правил № 861 определены мероприятия по технологическому присоединению, которые включают, в том числе, разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение ТУ заявителем и сетевой организацией; проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем ТУ, согласованного с субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если ТУ в соответствии с названными Правилами подлежат согласованию с таким субъектом); осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией с участием заявителя с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя.
Как верно указано в обжалуемом постановлении, вышеприведенными нормами определены взаимные обязательства сторон в рамках исполнения договора технологического присоединения и от своевременного выполнения обязательств одной из сторон зависит выполнение встречных обязательств другой стороной.
При этом, исходя из положений Правил № 861, непременным условием технологического присоединения является наличие действующих технических условий, в связи с чем предполагается, что по истечении срока действия технических условий выполнение мероприятий по технологическому присоединению перестает быть юридически возможным и правомерным.
Срок действия технических условий не может составлять менее 2 лет и более 5 лет (пункт 24 Правил № 861). Сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий или выдать новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия (пункт 27 Правил №861).
Таким образом, истечение срока действия технических условий юридически препятствует осуществлению мероприятий по технологическому присоединению, но не прекращает договор технологического присоединения в целом, поскольку заявитель сохраняет право на продление срока действия технических условий или выдачу новых технических условий в течение всего срока действия договора.
В рассматриваемом случае срок действия технических условий составлял 2 года с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
С момента прекращения действий технических условий стороны не могли выполнять мероприятия по техприсоединению.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Распределяя между сторонами спора бремя доказывания с учетом данной нормы, судам следовало исследовать вопрос о том, продлевались ли технические условия в порядке пункта 27 Правил № 861, и исходить из того, что каждая из сторон должна представить доказательства выполнения ею возложенных на нее мероприятий в период действия технических условий; истец, заявляя о нарушениях, допущенных ответчиком, должен был также представить доказательства выполнения до истечения срока технических условий своей части мероприятий, от которых зависит возможность выполнения работ со стороны Общества.
Суд первой инстанции в обоснование удовлетворения иска указал на то, что ответчиком не были исполнены обязательства, указанные в пункте 5 контракта, что в действительности следует из материалов дела.
Апелляционным судом, отменившим решение суда первой инстанции и отказавшим в удовлетворении иска, было установлено, что Департамент градостроительства городского округа Самара в периоде, за который им ответчику начислена неустойка, не выполнил в полном объеме свою часть мероприятий (работ).
Как указано апелляционным судом, нарушение заявителем (Департаментом) срока выполнения отнесенных к его обязательствам мероприятий исключает обязанность сетевой организации по присоединению энергопринимающего устройства к электрическим сетям в согласованный в договоре срок, что, в свою очередь свидетельствует об отсутствии правовых оснований для начисления и взыскания с ответчика в пользу истца неустойки.
При этом суд апелляционной инстанции руководствовался пунктами 85, 87, 88, 89 Правил № 861, определяющими действия заявителя по выполнению технических условий и контролирующие функции сетевой организации.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не установлено, какие из мероприятий были выполнены/не выполнены Департаментом и Обществом в период действия техусловий, что именно привело к неисполнению контракта, и не зависела ли возможность исполнения соответствующих мероприятий от действий по исполнению договорных обязанностей заявителя (Департамента) либо исполнителя (Общества).
При этом, ответчик не отрицал обстоятельства неисполнения им договорных условий и в обоснование причин неисполнения указывал на следующие обстоятельства.
С целью выполнения договорных обязательств Обществом был заключен договор подряда от 10.04.2015 с ООО «Электрум».
Однако, выполнению работ препятствовали, то, что земельный участок под встроенной РП-258, расположенной по адресу: <...>, которая является основным источником питания по условиям договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а также прилегающая к нему территория, не находится в собственности АО «ССК», принадлежит организациям: ООО «Лазурит», ООО «Стоун», ООО «Контроль плюс», ООО «Спектр».
Таким образом, по условиям контракта и техническим условиям ответчику было необходимо получить согласования разработанной проектной документации у вышеуказанных организаций.
01 декабря 2015 года было направлено письмо исх. № 5548 в адрес ООО «Спектр» с просьбой согласовать проект в части выхода КЛ-6 кВ из РП‑258.
09 декабря 2015 года было направлено письмо исх. № 5859 в адрес ООО «Соната» с просьбой согласовать проект в части выхода КЛ-6 кВ из РП‑258.
10 февраля 2016 года получен ответ вх. № 1720 от ООО «Лазурит» с просьбой осуществить вынос РП-258 из нежилого здания в связи с его реконструкцией.
16 января 2019 года было направлено письмо исх. № 47/1 в адрес новых собственников земельного участка и прилегающей к нему территории под РП-258 ИП ФИО3 и ИП ФИО4 с просьбой согласовать проект в части выхода КЛ-6 кВ из РП-258.
Согласование проектной документации от всех законных владельцев земельных участков Обществом получено не было.
Учитывая, что согласование разработанной проектной документации не представлялось возможным, им было принято решение об изменении точки подключения, для чего, как указывал ответчик, необходимо было заключить дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № Д989 от 26.08.2014 с новым источником питания.
Соответствующие сведения были направлены в адрес Департамента в 2019 и 2021 годах, однако, до настоящего времени ответ на уведомление не получен.
Ответчик ссылался на то, что именно указанное бездействие Департамента явилось препятствием для исполнения контракта.
Данные обстоятельства и доводы ответчика судом апелляционной инстанции проанализированы не были, их доказанность и обоснованность не проверены, соответствующая документация не истребована и не исследована.
В постановлении суда апелляционной инстанции приведены иные основания неисполнения контракта в виде ни одной из сторон не указанных нарушений со стороны заказчика (неисполнение им части мероприятий (работ), установленных в пункте 11 Технических условий).
При этом не была определена причинно-следственная связь неисполнения контракта именно с указанными действиями/бездействиями заказчика.
При таком положении выводы суда апелляционной инстанции не могут быть признаны сделанными при полном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и основанными на подлежащих применению нормах материального права, в связи с чем постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, входящие в предмет исследования, распределить между сторонами бремя доказывания, исследовать и дать оценку доводам сторон, надлежащим образом оценить представленные в дело доказательства и вынести законное и обоснованное решение при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по делу № А55-28183/2021 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Н.А. Тюрина
Судьи И.В. Арукаева
А.Х. Хисамов