АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23251/2017
г. Казань Дело № А55-28260/2016
29 августа 2017 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
акционерного общества «Транснефть-Приволга» - ФИО1 доверенность от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 (председательствующий Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу №А55-28260/2016
по заявлению акционерного общества «Транснефть-Приволга» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, с участием третьих лиц: администрации городского округа Новокуйбышевск, отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, о признании незаконным решения от 21.09.2016 № 270401/21369,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Транснефть-Приволга» (далее ? АО «Транснефть- Приволга», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее ? министерство, заинтересованное лицо) от 21.09.2016 № 270401/21369, обязании министерства устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О порядке и заключении договора водопользования» (далее - Правила № 165), заявления АО «Транснефть ? Приволга» от 12.09.2016 (от 20.09.2016 вх.№ 27/21555) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО «Транснефть ? Приволга» акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'25"В.Д., т. 2 - 53°07'35" - С.Ш, 49°54'23"В.Д., т. 3 - 53о07'33" - С.Ш, 49054'20"В.Д., т. 4 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'20''В.Д., т. 5 - 53о07'31'' - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории - 0,00788 км?.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.09.2016 № 270401/21369.
На Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами № 165, заявления АО «Транснефть ? Приволга» от 12.09.2016 (от 20.09.2016 вх.№ 27/21555) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО «Транснефть - Приволга» акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'25"В.Д., т. 2 - 53°07'35" - С.Ш, 49°54'23"В.Д., т. 3 - 53о07'33" - С.Ш, 49054'20"В.Д., т. 4 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'20''В.Д., т.5 - 53о07'31'' - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории -0,00788 км?.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на законность оспариваемого решения от 21.09.2016 № 270401/21369, отсутствие у АО «Транснефть-Приволга» преимущественного права на заключение нового договора водопользования без предусмотренных законом процедур – аукциона.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 20.09.2016 АО «Транснефть ? Приволга» обратилось в министерство с заявлением от 20.09.2016 по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование», в котором просило предоставить в пользование участок акватории водного объекта (р.Кривуша, на 9 км от устья, левый берег, п. Липяги, г. Новокуйбышевск, Самарская область) для использования акватории водного объекта с целью размещения причала с размещением на водном объекте судов, понтонных сооружений организации на срок водопользования с 01.01.2017 по 01.01.2037.
Решением от 21.09.2016 № 270401/21369 отказано в предоставлении водного объекта в пользование в связи с несоответствием формы заявления, со ссылкой, что АО «Транснефть ? Приволга» необходимо руководствоваться приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2007 № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование», предусматривающем приобретение водного объекта в пользование только посредством проведения аукциона.
Не согласившись с данным решением министерства о необходимости поведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, АО «Транснефть ? Приволга» обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оспаривая действия министерства, заявитель указал, что данный участок акватории необходим АО «Транснефть ? Приволга» для размещения причала, земельный участок на основании договора аренды от 16.12.2014 № 262, заключенным с муниципальным образованием округа Новокуйбышевск, предоставлен акционерному обществу под причал, также на основании лицензии на водопользования от 18.12.2006 и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом от 29.12.2006, сроком по 01.01.2017, акционерному обществу предоставлено целевое использование водного объекта для размещения причала, следовательно оно обязано заново заключить договор на водопользование, и заявление должно рассматриваться в порядке установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О порядке и заключении договора водопользования» без проведения аукциона.
Судебные инстанции признали оспариваемое решение от 21.09.2016 № 270401/21369 незаконным, указав, что в нарушение установленных законодательством Российской Федерации Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользовании», министерство, не размещая в официальном источнике извещения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение о проведении аукциона.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Согласно статье 16 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ.
Порядок заключения договора водопользования определен Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользовании».
Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные Постановлением № 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 ВК РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для: забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Настоящие Правила не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
В соответствии с пунктом 4 Правил подготовки и заключения договора водопользования, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересовавшиеся в получении водного объекта в пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3, по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта.
Согласно пункту 22 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением № 165 уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов: рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; при признании возможным использования водного объекта: в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении; в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил - размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной; при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
На основании пункта 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном настоящими Правилами.
При нескольких претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.
В соответствии с пунктом 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с настоящими Правилами.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 договор подготавливается к заключению в случае если имеется несколько претендентов на его заключение.
В силу пункта 1 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, эти Правила определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о необходимости разметки границ участка акватории водного объекта, о предоставлении которого в пользование просил заявитель, и о его намерении обустроить этот участок акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности в материалы дела не представлено.
В нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил министерство, не размещая сообщения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение о проведении аукциона, тем самым нарушив установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта для размещения причала без проведения аукциона.
Таким образом, оспариваемые действия министерства не соответствуют положениям вышеупомянутого действующего законодательства и нарушают права заявителя.
В данном случае, договор водопользования в испрашиваемой части подлежит заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользовании», которые предусматривают возможность проведения аукциона при наличии заявлений других претендентов на спорный участок водной акватории. Однако, проведение процедуры по размещению в официальном источнике соответствующего извещения и выявление других претендентов не произведено министерством. Следовательно, выводы министерства о необходимости проведения аукциона являются преждевременными и не основанными на нормах Водного законодательства РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу № А55-28260/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья М.А. Савкина
Судьи Э.Г. Баширов
И.Ш. Закирова