ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-28782/2021 от 20.06.2022 АС Самарской области


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 июня2022 года                                                                                Дело № А55-28782/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г.,

судей Николаевой С.Ю., Харламова А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

приучастии:

от Общества с ограниченной ответственностью "Аверс" – представителей Паладьева М.А. (доверенность от 24.01.2022), Сулеймановой Н.А. (паспорт),

от Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области – представителя Азисовой С.А. (доверенность от 03.09.2021 № 3140),

от ООО «Базис» – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2022 года по делу         № А55-28782/2021 (судья Степанова И.К.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аверс"

к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области,

с участием третьего лица - ООО «Базис»,

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аверс» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - ответчик, Администрация), в котором просит: 1) Признать недействительным решение Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, выраженное в письме исх. № 3062 от 30.08.2021, об отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 2 890 кв.м., путем образования нового земельного участка под утепленной стоянкой №2 из земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Промышленности, д. 16 строение №3. 2) Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Промышленности, д. 16 строение №3 земельный участок площадью 2890 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной ООО «Аверс».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ООО «Базис» (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2022 года признано недействительным решение Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, выраженное в письме исх. № 3062 от 30.08.2021, об отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 2 890 кв.м., путем образования нового земельного участка под утепленной стоянкой №2 из земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Промышленности д. 16 строение №3. Суд обязал Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области в течение месяца по вступлении решения суда в законную силу образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Промышленности д. 16 строение №3 земельный участок площадью 2890 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной ООО «Аверс».

В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2022 года по делу № А55-28782/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Определением суда апелляционной инстанции от 25.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 20.04.2022.

В материалы дела от заявителя поступили отзыв и возражения (исх. от 19.04.2022) на апелляционную жалобу, в которых ООО «Аверс» просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2022 года по делу № А55-28782/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В судебном заседании 20.04.2022 представитель Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области ходатайствовал о приобщении к материалам дела ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на запрос о сведениях о принадлежности испрашиваемого объекта к лесным участкам земель населенных пунктов либо землям лесного фонда.

Судом указанный документ приобщен к материалам дела.

Определением суда апелляционной инстанции от 20.04.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 23.05.2022.

От Администрации в суд поступили дополнения к апелляционной жалобе (исх. от 18.05.2022).

От ООО «Аверс» в материалы дела поступили возражения на дополнения к апелляционной жалобе.

В судебном заседании 23.05.2022 представитель ООО "Аверс"  по предложению суда представил суду для обозрения оригинал схемы схему ( цветную схему)  расположения границ земельного участка, кадастровый номер: 63:27:0704004:22, выполненную ООО «ПКЦ «Земля» ( копия которой имеется в  1 томе л.д. 43 настоящего дела ).

Представитель Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области  по предложению суда представил суду для обозрения оригинал заявления ООО "Аверс" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.07.2021 № 35, с приложенными документами – копия  свидетельства о государственной регистрации права от 21.12.2015 на 1л., схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на 2-л. ( копии которых имеются в  1 томе л.д. 64, 65, 66,67 настоящего дела),   а также  представил  письмо от 30.08.2021 № 3062 адресованное ООО "Аверс" ( л.д. 68-69).

Судом представленные документы обозревались, сверены оригиналы и копии.

Определением суда апелляционной инстанции от 23.05.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 20.06.2022.

От заявителя в суд поступили возражения на апелляционную жалобу (исх. от 19.05.2022).

От Администрации в суд поступили дополнения к апелляционной жалобе (исх. от 10.06.2022).

Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 17.02.2022 в судебном составе, рассматривающем настоящую апелляционную жалобу, произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Николаеву С.Ю., судьи Сергеевой Н.В. на судью Харламова А.Ю.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.

Представители заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

В судебном заседании 20.06.2022 судом обозревались ранее представленные оригиналы документов ООО "Аверс" и Администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области, возвращены в судебном заседании представителям сторон по делу.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления ООО "Аверс".

Как следует из материалов дела, 27 июля 2021 года ООО "Аверс"  обратилось в Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области с заявлением  ( исх.№35 от 27.07.2021) о предварительном согласовании образования нового земельного участка площадью 2 890 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22 в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории под утепленной стоянкой №2, расположенной по адресу: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Промышленности д. 16 строение 3 и принадлежащей обществу на праве собственности ( т.1 л.д. 64) .

К заявлению   .№35 от 27.07.2021 обществом были приложены документы: копия свидетельства о праве собственности на объект недвижимости - утепленная стоянка №2 на 1 л.,  схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на 2 листах ( л.д. 65, 66,67).

Письмом исх. № 3062 от 30.08.2021 Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области сообщила о принятом решении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

 Отказ обоснован ссылками на ст. 36.15, ст. 11.10, п.4, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, а также  указанием на установленные Арбитражным судом Самарской области в рамках перечисленных в письме судебных дел на факт использования ООО «Аверс» земельного  участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22 всей площадью 5247 кв.м. Также в  отказе со ссылками на Акт  №5 от 30.08.2021 года по результатам проведения мероприятия по контролю, а именно обследования (осмотра) земельного участка ведущим инженером по земельному контролю  отдела по вопросам управления муниципальным имуществом и землей муниципального района Нефтегорский установлено, что  общество использует в своей хозяйственной деятельности всю территорию земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22 площадью 5247 кв.м., на территории земельного участка складируются металлические бочки и осуществляется ремонт большегрузных автомобилей  ( Акт на 10 листах приложен к письму).

Дополнительно администрация сообщила, что в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ общество имеет исключительное право приобрести в собственность или взять в аренду всю площадь земельного участка с КН 63:27:0704004:22 - 5 247 кв.м.

К письму исх. № 3062 от 30.08.2021 Администрации муниципального района Нефтегорский был приложен Акт № 5 от 30.08.2021 по результатам проведения мероприятия по контролю, а именно обследования (осмотра) земельного участка ведущим инженером по земельному контролю Борокиной М.В.  с приложенными к Акту фотоматериалами.

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, указав, что Администрацией в оспариваемом отказе не приведено условий, перечисленных в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ и исключающих утверждение испрашиваемой заявителем схемы расположения земельного участка, более того, из системного толкования норм Земельного кодекса РФ следует, что заинтересованные в предоставлении земельного участка граждане или юридические лица ограничены в подготовке схемы расположения земельного участка в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, однако, в подобном случае законом предусматривается обязанность уполномоченного органа самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка, указав также, что акт №5 по
результатам проведения мероприятия по контролю от 30.08.2021г. не является
достаточным доказательством использования обществом всего земельного участка
площадью 5247 кв.м.,
пришел к выводу к выводу о несоответствии закону решения Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, выраженного в письме исх. № 3062 от 30.08.2021,

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

На основании статьи 39.2Земельного Кодекса Российской Федерации  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3Земельного Кодекса Российской Федерации  без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации  земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

На основании пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование  земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так п.1 ст.39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст. 39.15 ЗК РФ.

Согласно п.1 ст.39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с п.2 ст.39.15 КоАП РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 указанного кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п. 11 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Согласно части 12 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 11.10 «Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»  ЗК РФ   схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

 Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства ( п.1 ст.11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей ( п.3 ст.11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом ( п.4 ст.11.10 ЗК РФ).

В соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (приложение N 1); форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (приложение N 2).

Из материалов дела следует, что 27 июля 2021 года ООО "Аверс"  обратилось в Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области с заявлением  ( исх.№35 от 27.07.2021) о предварительном согласовании образования нового земельного участка площадью 2 890 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22 в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории под утепленной стоянкой №2, расположенной по адресу: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Промышленности д. 16 строение 3 и принадлежащей обществу на праве собственности ( т.1 л.д. 64).

 В заявлении указано, что Общество просит образовать новый земельный участок площадью 2890 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22, а также указано, что  земельный участок с кадастровым номером 63:27:0704004:22 Обществом полностью не используется, организации необходима только территория для эксплуатации здания.

 В заявлении также отражено, что вновь образуемый земельный участок Общество желает приобрести на праве собственности для использования под утепленной стоянкой №2.

К  заявлению   приложены документы:

копия свидетельства о праве собственности на объект недвижимости - утепленная стоянка №2 на 1 л ( л.д. 65).,

 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на 2 листах ( л.д. 66, 67).

Судом установлено, что заявитель – ООО «Аверс» самостоятельно подготовило  схему расположения земельного участка на бумажном носителе, представив ее вместе с указанным заявлением.

 Между тем, указанная Схема, подготовленная Обществом не соответствует Требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) ( п.1 Требований).

 Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации ( п.2 Требований).

Согласно п.3 Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить ( п.3 Требований).

Согласно п.4 Требований Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

утвержденных документов территориального планирования;

правил землепользования и застройки;

проектов планировки территории;

землеустроительной документации;

положения об особо охраняемой природной территории;

о зонах с особыми условиями использования территории;

о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

о местоположении границ земельных участков,

о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно п. 6 Требований в  схеме расположения земельного участка приводятся:

условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

7. В случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории <1> (далее - раздел КПТ.2.1) при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

Представленная ООО «Аверс» вместе с заявлением Схема расположения  в двух экземплярах ( т.1 л.д. 66,67) не содержит сведений и  изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, в рассматриваемом случае – земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22., сведений  об условных номерах каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка. Из  названной Схемы невозможно понять как образовывается и расположен образуемый земельный участок площадью 2890 кв.м. по отношению к исходному  с кадастровым номером 63:27:0704004:22. На Схеме  только  отображено  и указаны границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (ЗУ1).

         Оспариваемый отказ обоснован ответчиком  ссылками на положения ст.36.15, ст.11.10, п.4, 6 ст.11.9 ЗК РФ

         Согласно пункту 4 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

         Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

Также, в рамках иных судебных дел судами  ( А55-28956/2017,  А55-22706/2019) установлено, что Общество использует  для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества – здания, всю площадь земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22  - 5,247 кв.м.  

       Факт использования Обществом площади 5247 кв.м вышеуказанного земельного участка, отражен и в Акте №5 от 30.08.2021 года ( приложение к оспариваемому отказу), тогда как Общество просит осуществить раздел исходного участка и образовать новый земельный участок площадью 2890 кв.м..

В соответствии с п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам,а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

         Как указывал ответчик, предлагаемая ООО «Аверс» схема расположения земельного участка площадью 2890 кв.м. на кадастровом плане территории как раз приводит к невозможности размещения на втором образуемом земельном участке (далее-ЗУ2) объекта капитального строительства. Исходя из прилагаемой Обществом схемы,   ЗУ2 будет иметь «Г» - образную форму. В основном ширина второго участка будет составлять 16,6 метров, длина 108,1 м. При соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в производственной зоне невозможно будет построить какой-либо объект промышленного назначения ( например, гаражи для большегрузной техники или складские помещения) (16,6 м - 3м от границы земельного участка с одной стороны) -3 м (от здания ООО «Аверс»)= 10,6 м), при этом необходимо обеспечить подъездные пути для техники к зданию и разворотные площадки. Что также свидетельствует о невозможности рационально использовать ЗУ2.

         Схема земельного участка, представленная ООО «Аверс» на утверждение не соответствует ст. 27 Правил землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области (в редакции Решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск №41 от 22.04.2021г.), а именно расстояние от здания и до границы 1-2 образуемого земельного участка составляет 1 м (при масштабе 1:1000 расстояние на карте составляет 0,1 см, расчет 0,1 см*1000=100 см=1м).

        В соответствии со ст. 27 Правил минимальный отступ от границ земельных участков до зданий, строений, сооружений должен составлять 3 м.

Согласно п.1 ст.11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с п.6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

         В рамках рассматриваемого дела, подтверждены основания для отказа  в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренные  п.8 ст.39.15 ЗК РФ -схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 указанного кодекса, а также подтверждены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации -несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;  - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам.

Вывод суда первой инстанции о том, что  заинтересованные в предоставлении земельного участка граждане или юридические лица ограничены в подготовке схемы расположения земельного участка в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, однако, в подобном случае законом предусматривается обязанность уполномоченного органа самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка,   апелляционным судом признается ошибочным, не основанным на нормах права и обстоятельствах настоящего дела.

ООО «Аверс» самостоятельно подготовило схему расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов, что согласуется с  положениями п.4 ст.11.10 ЗК РФ, при этом, согласно части 12 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации  только при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.  В рассматриваемом случае материалы дела не содержат доказательств предоставления Обществом  такого письменного согласия.

Суд первой инстанции, признавая оспариваемый отказ незаконным, обязал  Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Промышленности д. 16 строение №3 земельный участок площадью 2890 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной ООО «Аверс».  Однако, как указано выше представленная ООО «Аверс» схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует Требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для признания оспариваемого отказа Администрации, выраженного в письме Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области исх. № 3062 от 30.08.2021, не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2022 года по делу № А55-28782/2021 и принимает по делу новый судебный акт, которым отказывает в удовлетворении заявления ООО "Аверс".

Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 февраля 2022 года по делу         № А55-28782/2021 отменить, принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявления отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                    С.Ю. Николаева

                                                                                                         А.Ю. Харламов