ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-28933/19 от 27.08.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-64137/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-28933/2019

01 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сагировой О.В. (протоколирование ведется с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - ФИО1, доверенность от 08.11.2019,
Государственной жилищной инспекции Самарской области – ФИО2, доверенность от 07.06.2020,

ООО «СМУ-2» - ФИО3, доверенность от 01.06.2020,
ООО «ТРАНСРЕСУРС» - ФИО4, доверенность от 03.06.2020,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020
по делу № А55-28933/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственной жилищной инспекции Самарской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным предписания, третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Администрация муниципального района Приволжский, Самарская область, общество с ограниченной ответственностью «ТрансРесурс», общество с ограниченной ответственностью «СМУ-2»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (далее – ООО «ЭкоСтройРесурс», Региональный оператор, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – Госжилинспекция Самарской области, административный орган) о признании недействительным предписания от 19.07.2019 №Прв-77503.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2020, оставленным без изменений  постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020, заявление удовлетворено, оспариваемое предписание признано недействительным. В кассационной жалобе Госжилинспекция Самарской области просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

В своих возражениях на кассационную жалобу ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «ТрансРесурс», полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просят в удовлетворении кассационной жалобы административному органу отказать.

Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Администрация муниципального района Приволжский Самарской области явку своих представителей  в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Госжилинспекции Самарской области, заявителя, ООО «ТрансРесурс» и ООО «СМУ-2»,  проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018, осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с  твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Самарской области.

В ходе проверки, проведенной Госжилинспекцией Самарской области, по вопросу неудовлетворительного предоставления Обществом услуги по сбору и вывозу ТКО по ул. Центральная, пер. Рабочий с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области, установлено нарушение: не обеспечен своевременный вывоз ТКО с мест накопления, чем нарушен пункт 17 Приложения 1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

По результатам проверки Госжилинспекцией Самарской области выдано ООО «ЭкоСтройРесурс» оспариваемое предписание от 19.07.2019 № Прв-77503, согласно которому Обществу следует обеспечить своевременный вывоз ТКО из мест накопления, с предоставлением документов, подтверждающих вывоз ТКО, со сроком устранения нарушений 19.09.2019.

Заявитель, полагая, что предписание от 19.07.2019 № Прв-77503 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с  ТКО.

Аналогичная норма содержится в пункте 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

Пунктом 17 приложения № 1 Правил № 354 установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз ТКО из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Судами установлено, что постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 (далее - Постановление № 449) утвержден Порядок накопления ТКО, в том числе, их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области. Согласно пункту 2.2 Постановления № 449 накопление ТКО, за исключением крупногабаритных отходов, на территории Самарской области осуществляется централизованным способом, путем складирования ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии внутридомовой инженерной системы) или в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, а также децентрализованным способом при отсутствии контейнерных площадок.

В соответствии с разделом 6 Постановления № 449 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление ТКО может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

Судами установлено, что  в территориальной схеме Самарской области отсутствуют места накопления ТКО, расположенные в селе Обшаровка Приволжского района Самарской области, а пункт 4.1 территориальной схемы Самарской области предусматривает в ряде населенных пунктов (в основном, малочисленных или расположенных на удалении от мест размещения отходов) применение бестарной системы - вывоз отходов при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов, при этом заезд мусоровывозящей техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы. Периодичность вывоза отходов бестарной системы (т.н. «поведерный» сбор) от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений осуществляется раз в неделю или реже.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Судами отмечено, что письмом Администрации муниципального района Приволжский Самарской области от 12.12.2018 № 1423 в адрес Регионального оператора направлен реестр мест (площадок) накопления ТКО с указанием географических координат мест накопления ТКО. Из указанного реестра следует, что на территории с. Обшаровка Приволжского района Самарской области отсутствуют контейнерные площадки для накопления ТКО, следовательно, отсутствуют места накопления ТКО.

Протоколом общего собрания собственников жилья в с. Обшаровка Приволжского района Самарской области от 21.01.2019 № 1 собственниками многоквартирных домов (далее - МКД) и собственниками индивидуальных жилых строений (далее - ИЖС) большинством голосов избран безконтейнерный «поквартирный» метод сбора и транспортировки ТКО.

Таким образом, указали суды,  в с. Обшаровка Приволжского района Самарской области определен децентрализованный способ накопления ТКО, вывоз которого осуществляется в соответствии с графиком вывоза ТКО и требованиями действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Судами установлено, что в связи с отсутствием мест накопления ТКО на территории с. Обшаровка Приволжского района Самарской области на указанной территории Региональным оператором организован «поведерный» сбор, который подразумевает, что потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО ежедневно выносят собранные ими ТКО на заранее согласованные места забора ТКО. При этом само накопление ТКО производится лично каждым потребителем у себя дома. Мусоровоз перевозчика ежедневно проезжает по улицам с. Обшаровка, имеющим возможность для разворота мусоровоза и не являющимся тупиковыми (ежедневность вывоза ТКО на территории с. Обшаровка Приволжского района Самарской области подтверждается маршрутной картой по сбору ТКО, которая находится в материалах дела). При этом места забора ТКО и график вывоза ТКО определены органами местного самоуправления.

Отметив отсутствие контейнеров для сбора и временного хранения ТКО, и, как следствие, отсутствие согласованных в установленном порядке мест накопления ТКО в с. Обшаровка Приволжского района Самарской области, указав,  что сам по себе децентрализованный способ накопления не подразумевает вывоз ТКО от каждого домовладения, расположенного на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, а Региональным оператором  при указанных обстоятельствах приняты все зависящие от него меры по своевременному вывозу ТКО (т.н. «поведерный» сбор по установленному графику), суды предписание Госжилинспекции Самарской области от 19.07.2019 № Прв-77503, предписывающее обеспечить своевременный вывоз ТКО с мест накопления в с. Обшаровка Приволжского района Самарской области, признали не соответствующим действующему законодательству.

В кассационной жалобе  Госжилинспекция Самарской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая, что в летнее время в соответствие с пунктом 17 Приложения 1 Правил № 354 вывоз ТКО должен осуществлять ежедневно, в то время как ООО «ЭкоСтройРесурс» вывозит ТКО в с. Обшаровка Приволжского района Самарской области по графику со вторника по четверг.

Суд кассационной инстанции отмечает, что пункт 17 Приложения 1 Правил № 354 регламентирует вывоз ТКО из мест (площадок) накопления, в то время как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в с. Обшаровка Приволжского района Самарской области применяется иной предусмотренный законодательством и согласованный с органами местного самоуправления способ вывоза ТКО - децентрализованный способ накопления (т.н. «поведерный» сбор по установленному графику). При этом судами нижестоящих инстанций установлена ежедневность вывоза ТКО на территории с. Обшаровка Приволжского района Самарской области с соблюдением согласованного маршрута (с разных улиц, имеющих разворотные площадки для спецтехники).

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу № А55-28933/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.



Председательствующий судья                                               С.В. Мосунов

Судьи                                                                                        И.Ш. Закирова

                                                                                      А.Н. Ольховиков