ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
06 июня 2016 года Дело № А55-28962/2015
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 30 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 июня 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области – представителя ФИО1 (доверенность от 22.12.2015),
от закрытого акционерного общества «Производственно-техническая база» ЗАО «ПТБ» - представителя ФИО2 (доверенность от 03.08.2015 № 21),
от Министерства обороны Российской Федерации – представитель не явился, извещено,
от Федерального агентства водных ресурсов – представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 марта 2016 года по делу № А55-28962/2015 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Производственно-техническая база» ЗАО «ПТБ», г. Самара, к Нижне - Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, Федеральное агентство водных ресурсов, г. Москва, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Производственно-техническая база» ЗАО «ПТБ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Нижне - Волжском у бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области (далее - ответчик), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, Федеральное агентство водных ресурсов, г. Москва, (далее – третьи лица), о признании незаконными действий.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в принудительном прекращении права пользования водным объектом в связи с необходимостью его использования для государственных нужд по договору водопользования от 27 мая 2015 года № 63-11.01.00.015-Х-ДРБВ-Т-2015-00683/00. На Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявление о распределении судебных расходов удовлетворено частично. С Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, 400001, <...>, в пользу ЗАО «ПТБ» взысканы расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб. и судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. В удовлетворении остальной части заявления о распределении судебных расходов отказано.
Не согласившись с выводами суда, Нижне - Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований закрытое акционерное общество «Производственно-техническая база» ЗАО «ПТБ» отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что документированным подтверждением прекращения права пользования водным объектом является государственная регистрация в государственном водном реестре прекращения договора водопользования.
Податель жалобы ссылается также на то, что письмом от 27.11.2015г. № КГ-12/3088 предупреждение о принудительном прекращении права пользования водным объектом, отозвано, запись о прекращении договора водопользования не внесена, право не прекращено, права заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушены, правовые основания для признания незаконными действий отсутствовали.
Министерство обороны Российской Федерации в возражениях на отзыв ЗАО «ПТБ» на апелляционную жалобу указало, что решение суда первой инстанции следует отменить, а требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению.
Представитель Нижне - Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель закрытого акционерного общества «Производственно-техническая база» ЗАО «ПТБ» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, возражений на отзыв, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Между ЗАО «ПТБ» и Нижневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов заключен договор водопользования №63-11.01.00.015-Х-ДИБВ-Т-2012- 00344/00 на участок акватории протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища, г.о. Самара, Куйбышевский район, на 1395 км от устья реки Волга (на 4,2 км от устья протоки), левый берег, в районе с географическими координатами: т. №1 с.ш. 53.09.41.10 в.д. 50.04.15.43, т. №2 с.ш. 53.09.41.13 в.д. 50.04.19.14, т. №3 с.ш. 53.09.39.16 в.д. 50.04.18.91, т. №4 с.ш. 53.09.39.31 в.д. 50.04.15.48, на участке площадью 0,003857 кв.м. Договор зарегистрирован в водном реестре 27 мая 2015 года.
Указанный договор заключен по итогам открытого аукциона (Протокол открытого аукциона №263 от 29.04.2015г.) после предложения 29 апреля 2015 года ЗАО «ПТБ» наибольшей цены аукциона- 1 155 018,85 рублей за право заключить договор водопользования оплачена нами в полном объеме в установленные законом сроки.
ЗАО «ПТБ» исполняет обязанности по договору водопользования, вносит установленную плату за пользование водным объектом, выполняет природоохранные мероприятия.
В июле 2015 года в адрес Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от Министерства обороны Российской Федерации поступило заявление о предоставлении права пользования тем же участком акватории протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища для обеспечения обороны страны и безопасности государства (вх. № 11-1702 от 01.07.2015г.).
Заявление Министерства обороны Российской Федерации с обосновывающими материалами были рассмотрены Нижне-Волжским БВУ в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объект в пользование, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844, и Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным приказом Минприроды России от 21.01.2013 г. № 20.
В соответствии со ст. 21 Водного кодекса РФ, п. 21 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объект в пользование, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844, предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, проект которого вносится в Правительство РФ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В связи с этим в адрес Федерального агентства водных ресурсов для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации Нижне-Волжским БВУ были направлены предложения о предоставлении водного объекта в пользование для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства.
19 октября 2015 года согласно поручению Федерального агентства водных ресурсов от 12.10.2015 №ВН-02-26/5589, в связи с подготовкой документов о предоставлении в обособленное водопользование для целей обороны страны и безопасности государства части акватории протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища, в силу части 4 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации, отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ направил в адрес ЗАО «ПТБ» предупреждение о принудительном прекращении права пользования водным объектом по договору водопользования в связи с необходимостью его использования для государственных нужд в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (письмо от 19.10.2015 исх. № КГ-10/2739).
В Предупреждении от 19.10.2015 исх. № КГ-10/2739 указано, что в соответствии с частью 6 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации и пунктом 25 Договора водопользования при прекращении права пользования водным объектом ЗАО «Производственно-техническая база» обязано:
1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;
2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
3) осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
По окончании мероприятий по прекращению права пользования водного объекта уведомить отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ об их выполнении.
27 ноября 2015 года согласно указаниям Федерального агентства водных ресурсов от 17.11.2015г. № МК-02-26/6391 процедура принудительного прекращения права пользования водным объектом по договору водопользования ЗАО «ПТБ» приостановлена.
В адрес водопользователя направлено уведомление (исх. № КГ-12/3088 от 27.11.2015), согласно которому письмо отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ от 19.10.2015 исх. КГ-10/2739 считается отозванным.
Заявитель, полагая, что извещение о прекращении водопользования противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора.
Пункт 1 ст. 310, ст 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами, также п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Договором водопользования №63-11.01.00.015-Х-ДИБВ-Т-2012-00344/00 п. 22-23 предусмотрена возможность досрочного расторжения договора по соглашению сторон или в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 24 договора водопользования №63-11.01.00.015-Х-ДИБВ-Т-2012-00344/00 предусмотрено, что договор подлежит прекращению в принудительном порядке в соответствии с федеральными законами в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Данная норма закреплена ст. 10 Водного кодекса РФ пунктом 4 указанной статьи: Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
Как верно указал суд, в данном случае, согласно п. 1. ст. 10 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и Водным Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Ответчик в обоснование возражений сослался на то, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществлялось в соответствии со ст. 21 Водного кодекса РФ, п. 21 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объект в пользование, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844.
Согласно ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст.11 Водного кодекса предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства.
В п.3. Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 (далее - Правила) предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
Согласно п.8 Правил в целях предоставления водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту расположения водного объекта.
В соответствии с п.21 Правил в случае предоставления в пользование водного объекта для обеспечения обороны страны и безопасности государства по результатам рассмотрения документов и выполнения других процедур, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов подготавливает соответствующее предложение, направляет документы с обосновывающими материалами в указанное Агентство и уведомляет об этом заявителя.
Федеральное агентство водных ресурсов в течение 20 дней с даты поступления указанных документов и обосновывающих материалов рассматривает предложение, готовит проект акта Правительства Российской Федерации и представляет его с необходимыми документами и обосновывающими материалами в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 15-дневный срок с даты получения проекта акта Правительства Российской Федерации вносит его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации после необходимых согласований с руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или возвращает заявителю представленные им документы с обоснованием причин возврата.
Однако, ответчиком не учтено, что указанные Правила устанавливают порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование не только для обеспечения обороны страны и безопасности государства, но и в иных целях, перечисленных в п.3 Правил.
При этом Правила не предусматривают принудительного прекращения права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Следовательно, указанные Правила применяются в случае предоставления в пользование водного объекта, не закрепленного за иным водопользователем.
Пункт 4 статьи 10 Водного кодекса РФ пунктом прямо предусматривает, что принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
Ответчиком не приведены ссылки на конкретные федеральные законы, устанавливающие основания и порядок принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из изложенного, суд верно указал, что действия Нижне-Волжского БВУ по принудительному прекращению права пользования водным объектом ЗАО «ПТБ» в связи с необходимостью использования водного объекта для государственных нужд является односторонним отказом от исполнения договора без наличия для этого законных оснований.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к правильному выводу о том, что действия Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в принудительном прекращении права пользования водным объектом в связи с необходимостью его использования для государственных нужд по договору водопользования от 27 мая 2015 года № 63-11.01.00.015-Х-ДРБВ-Т-2015-00683/00 являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворены заявленные требования.
В части распределения расходов ответчиком в апелляционной жалобе доводы не изложены, в связи с чем судом апелляционной инстанции не рассматриваются.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23 марта 2016 года по делу №А55-28962/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С. Драгоценнова
Судьи В.С. Семушкин
А.А. Юдкин