ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
12 марта 2019 года Дело № А55-29672/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вишневской В.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от истца – представитель ФИО1 по доверенности №12-01-02/7 от 11.01.2019,
от ответчика – представитель ФИО2 (ФИО3) по доверенности от 21.02.2018,
от третьего лица прокуратуры Самарской области – прокурор Тихонова Ю.В., удостоверение, доверенность от 13.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2019 года в зале № 6 апелляционную жалобу Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования центр развития ребенка «Планета Детства Самара», г. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2018 года, принятое по делу №А55-29672/2017 (судья Матюхина Т.М.),
по иску Департамента образования Администрации городского округа Самара, г. Самара,
к Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования центр развития ребенка «Планета Детства Самара», г. Самара,
третье лицо - Прокуратура Кировского района г. Самары,
Прокуратура Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования Администрации городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования центр развития ребенка «Планета Детства Самара» о взыскании 483 161 руб. 25 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании против апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель прокуратуры Самарской области против удовлетворения апелляционной жалобы также возражал, по доводам изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Прокуратура Кировского района г. Самары, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения доступности дошкольного образования для жителей городского округа Самара в бюджете городского округа Самара предусмотрены денежные средства на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в некоммерческих дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Порядок предоставления субсидий определен постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 № 94 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».
В соответствии с п.1.1 Порядка субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара предоставляются в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Пунктом 1.4 определено, что субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара на соответствующий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, предусмотренных в установленном порядке Департаменту образования Администрации городского округа Самара как Главному распорядителю.
В 2017 году АНОО ДО «Планета Детства Самара» на основании соглашения от 09 января 2017 №20 о предоставлении субсидии заключенного между Департаментом образования Администрации городского округа Самара и АНОО ДО «Планета Детства Самара» предоставлялась субсидия из бюджета городского округа Самара на возмещение затрат на содержание детей, присмотр и уход за ними.
Согласно п.3.2 Порядка определены условия предоставления субсидий, одним из которых является, что общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении не должен превышать 5 960 руб.
Под платой, взимаемой с родителей (законных представителей) детей, в рамках Порядка предоставления субсидии понимается плата за содержание детей, присмотр и уход за детьми, питание и иные виды платежей, взимаемых с родителей (законных представителей) детей, в том числе за оказание дополнительных платных образовательных услуг в группах полного дня (12-часового пребывания) в режиме 5-дневной или 6-дневной рабочей недели.
25 сентября 2017 года в Департамент образования поступила информация прокуратуры Кировского района г. Самары от 11 сентября 2017 года №21-71-17 о результатах проверки финансирования и целевого расходования денежных средств в учреждениях образования, расположенных на территории Кировского района г. Самары.
По информации прокуратуры Кировского района г. Самары в результате проверки проведенной в отношении АНОО ДО «Планета Детства Самара» выявлено нарушение АНОО ДО «Планета Детства Самара» условий предоставления субсидий на содержание детей, присмотр и уход за ними.
Проверкой установлено, что с родителей (законных представителей) воспитанников ФИО4, ФИО5, ФИО6 помимо платы за присмотр и уход в размере 3 150 руб. ежемесячно взимается плата за дополнительные платные образовательные услуги в размере 4 620 руб., таким образом, общий размер платы с родителей составляет ежемесячно 7 770 руб., что превышает размер платы, установленный п.3.2 Порядка.
Платные образовательные услуги оказывались АНОО ДО «Планета Детства Самара» без заключения договора об оказании дополнительных образовательных услуг по устной договоренности с родителями (законными представителями) воспитанников.
Согласно представленному в материалы дела Департаментом расчету размер субсидии, перечисленный АНОО ДО «Планета Детства Самара» за воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение по адресу: <...>, составил 483 161 руб. 25 коп.
Пунктом 4.4 Порядка определено, что получатели субсидий несут ответственность за полноту и достоверность представленных Главному распорядителю документов и информации.
Как установлено судом первой инстанции, в пакетах документов от 12 декабря 2016 года №2-7421, от 26 декабря 2016 года №2-775, представленных АНОО ДО «Планета Детства Самара» для заключения соглашения на 2017 год не были представлены копии договоров или дополнительных соглашений к действующим договорам на оказание дополнительных образовательных услуг.
В представленных договорах, заключенных с родителями (законными представителями) АНОО ДО «Планета Детства Самара» размер родительской платы не превышал установленный Порядком (5 960 руб.) и представленными договорами оказание дополнительных образовательных услуг не предусмотрено.
Таким образом, АНОО ДО «Планета Детства Самара» были предоставлены заведомо ложные сведения с целью получения субсидии из бюджета городского округа Самара и нарушены условия предоставления субсидий, установленные п. 3.2. Порядка.
Согласно п.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4.2, 4.3 в случае выявления нарушения условий предоставления субсидии получатель обязан вернуть субсидию в полном объеме за финансовый год, в котором выявлены нарушения.
29 сентября 2017 года Департамент образования Администрации городского округа Самара в адрес АНОО ДО «Планета Детства Самара» были направлены для подписания два экземпляра соглашения о расторжении соглашения от 09 января 2017 года №20 о представлении субсидии и выставлено требование о возврате субсидии, оставление без удовлетворения которого послужило истцу основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из следующего.
С 01 января 2014 года, с вступлением в силу изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, финансирование деятельности некоммерческих дошкольных образовательных организаций и муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории Самарской области стало осуществляться за счет нескольких источников – бюджет Самарской области и бюджет городского округа Самара.
Согласно ст.8, 99 Федерального закона №273-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится субсидирование за счет средств областного бюджета образовательных организаций, в том числе частных дошкольных образовательных организаций, в части возмещения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), то есть образовательного процесса.
Финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а именно организации образовательного процесса, осуществляется министерством образования и науки Самарской области за счет средств бюджета Самарской области.
Субсидии на указанные цели предоставляются НДОУ в рамках постановления Правительства Самарской области от 14.05.2008 № 140 «Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области и утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий частным дошкольным образовательным организациям в целях возмещения указанным организациям затрат, понесенных в связи с осуществлением образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования».
Поскольку Администрация городского округа Самара является органом местного самоуправления, к ее полномочиям, согласно ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относится в том числе муниципальная программа. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет бюджетных ассигнований муниципального образования.
Муниципальные программы являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с ожидаемыми результатами их использования.
Согласно ч.2. ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В соответствии с ч.3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы как в целом по программе, так и в части отдельных мероприятий.
Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования для жителей городского округа Самара и в соответствии с п.1.3.5.1 основных мероприятий муниципальной программы городского округа Самара «Развитие муниципальной системы образования городского округа Самара» на 2015-2019 годы», за счет средств бюджета городского округа Самара предусмотрены денежные средства на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в некоммерческих дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Таким образом, субсидирование НДОУ в рамках Программы направлено только на повышение доступности дошкольного образования.
В соответствии с абзацем 3 п.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно п.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Администрации г.о.Самара от 21.02.2013 №94 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета г.о.Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, утвержденным.
Положения вышеуказанного Порядка, на основании которых заявлены исковые требования, оспаривались негосударственными дошкольными образовательными учреждениями, в том числе АНОО ДО «Планета детства», в суде общей юрисдикции.
Определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 июля 2018 года отменено решение Ленинского районного суда г.Самары от 04 апреля 2018 года, которым требования заявителей были удовлетворено частично, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления АНОО ДО «Планета детства» и других заявителей к администрации г.о.Самары об оспаривании положений данного нормативного правового акта.
В соответствии с п.4.4 Порядка получатели субсидий несут ответственность за полноту и достоверность представленных Главному распорядителю документов и информации и за целевое использование полученной субсидии в соответствии с нормами действующего законодательства.
На основании соглашения от 09 января 2017 года №20 о предоставлении субсидии, заключенного между Департаментом образования Администрации г.о.Самара и АНОО ДО «Планета Детства Самара», ответчику в соответствии с утвержденным постановлением Администрации г.о.Самара от 21.02.2013 №94 Порядком предоставлялась субсидия из бюджета г.о.Самара на возмещение затрат на содержание детей, присмотр и уход за ними.
В соответствии с п.4.2, 4.3 Порядка в случае выявления нарушения условий предоставления субсидии получатель обязан вернуть субсидию в полном объеме за финансовый год, в котором выявлены нарушения.
Согласно п.3.2 Порядка общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, не должен превышать 5 960 руб.
В ходе судебного разбирательства суду были представлены доказательства нарушения ответчиком условий предоставлении субсидии, предусмотренных пунктом 3.2 Порядка.
Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценка требований и возражений сторон осуществлена судом с учетом положений ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности сторон, согласно которому риск наступления последствий не совершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела доказано нарушение условий представления субсидии Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования центр развития ребенка «Планета Детства Самара» в дошкольном образовательном учреждении по адресу: <...>, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании денежных средств в размере 483 161 руб. 25 коп. подлежат удовлетворению.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Р уководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2018 года, принятое по делу №А55-29672/2017, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования центр развития ребенка «Планета Детства Самара», г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Н.Ю. Пышкина
Судьи С.Ю. Николаева
Е.А. Терентьев