ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-29700/19 от 21.01.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-70020/2020

г. Казань                                        Дело № А55-29700/2019

22 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 21.01.2021.

Полный текст постановления изготовлен – 22.01.2021.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элита», г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020

по делу № А55-29700/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Элита», г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным постановление администрации от 21.06.2019 № 384 «Об отказе ООО «Элита» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. М.Горького, б/н», с участием Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Департамента градостроительства городского округа Самары, г. Самара, главы городского округа Самары, г. Самара, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов Самарской области), г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Элита» (далее – ООО «Элита», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Самара о признании незаконным постановление от 21.06.2019 № 384 «Об отказе ООО «Элита» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. М. Горького, б/н, обязании в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем подготовки и направления в адрес договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, площадью 175 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. М. Горького, б/н, категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – занимаемый нежилым зданием кафе (литера АА1).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самары, г. Самара, Глава городского округа Самары, г. Самара, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов Самарской области), г. Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020, в иске отказано.

Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, о признании незаконным постановления администрации от 21.06.2019 № 384 «Об отказе ООО «Элита» в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Максима Горького, б/н», обязать администрацию в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Элита», путем подготовки и направления в адрес ООО «Элита» договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, площадью 175 кв. м., расположенного по вышеуказанному адресу, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием кафе (литера АА1), ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Администрация в отзыве просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

ООО «Элита» на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здании «Кафе» (Литера АА1), площадью 80,8 кв. м, количество этажей: 1, с кадастровым номером 63:01:0252004:786, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский р-н, ул. Максима Горького, б/н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – реестр), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0503001:504, площадью 175 кв. м принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию городской округ Самара.

ООО «Элита» обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, находящегося по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. М. Горького, б/н.

Постановлением администрации от 21.06.2019 № 384 обществу отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Полагая отказ администрации противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, отказывая в иске, исходили из отсутствия оснований для признания действий администрации незаконными.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

Согласно статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление без проведения торгов в собственность земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов, уполномоченный орган, рассматривающий заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю с указанием в нем всех оснований отказа (подпункт 3 пункт 5 статьи 39.17 названного Кодекса).

Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно подпункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, Таким образом, признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Как установлено судами испрашиваемый земельный участок кадастровым номером 63:01:0503001:504 образован из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2296, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым делом объекта недвижимости 63:01:0000000:2296.

Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2296 общей площадью 80 433,7 м. поставлен на кадастровый учет на основании заявления от 18.02.2010.

При составлении межевого плана исходили из распоряжения департамента от 08.02.2010 № 107 и свидетельство серия 63-АВ 136444 о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект права – 1 очередь набережной реки Волга, назначение – сооружение, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 4 «Общие сведения об образуемых земельных участках» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» образуемый земельный участок расположен в Самарском, Ленинском районе г. Самары от ул. Ленинградской до ул. Вилоновской. Категория земель – земли поселений. Вид разрешенного использования – занимаемый первой очередью Набережной реки Волги. На участке расположен объект недвижимости с номером регистрации 63-63-01/042/2007-729 (указан номер регистрационной записи о регистрации права собственности на сооружение 1 очередь Набережной реки Волги).

Иные объекты недвижимости, как расположенные на данном земельной участке, в том числе здание кафе, в межевом плане не указаны.

В соответствии с межевым планом от 06.04.2012 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2296 разделен на 3 части: ЗУ1/чзу1 площадью 80 258 кв. м, ЗУ1/чзу2 площадью 33 кв.мм., ЗУ2 площадью 176 кв. м. Согласно разделу «Сведения об образуемых земельных участках» ЗУ1 – расположен в Самарском, Ленинском районе г. Самары от ул. Ленинградской до ул. Вилоновской. Категория земель – земли поселений. Вид разрешенного использования – занимаемый первой очередью Набережной реки Волги. ЗУ2 - расположен в <...> б/н. Категория земель – земли поселений. Вид разрешенного использования – занимаемый нежилым зданием (литера АА1).

Основанием для преобразования земельного участка послужило распоряжение департамента от 30.03.2012 № 222, согласно которому земельный участок площадью 176,0 кв. м, занимаемый зданием кафе (литера АА1) относится к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны парков, бульваров, набережных (Р-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, земельный участок площадью 80 257,7 кв. м, занимаемый 1 очередью Набережной регги Волга, относится к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны парков, бульваров, набережных (Р-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре.

После приостановления осуществления государственного кадастрового учета был представлен межевой план от 10.05.2012, который содержит дополнительные сведения о нахождении земельных участков в водоохранной зоне р. Волга.

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В настоящий момент в городском округе Самара действуют Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, которые применяются в части, не противоречащей генеральному плану развития города Самары. В соответствии с данным документом испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-2 – зоне парков, бульваров, набережных.

Данное обстоятельство судами установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.

Тот факт, что по данным департамента земельный участок расположен вне границ красных линий, не изменяет статус земельного участка как относящегося к землям общего пользования.

В силу подпункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса российской Федерации признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.

В соответствии с подпунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Соответственно, красные линии - это элементы планировочной структуры муниципального образования, отграничивающие территории общего пользования от территорий необщего пользования.

Основанием для установления красных линий в силу статьи 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.

По смыслу приведенных правовых норм, следует, что территории общего пользования являются самостоятельными элементами планировочной структуры, объективно существующие независимо от установления красных линий, и правовой режим которых как объектов, не подлежащих приватизации, определяется исключительно в силу факта их объективного существования.

При изложенных обстоятельствах, тот факт, что существующие границы территорий общего пользования не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.

Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Аналогичный запрет следует из пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Приведенные в кассационной жалобе суждения ее заявителя основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд округа не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами нижестоящих инстанций, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущей судебной инстанции, у кассационной инстанции отсутствуют (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12).

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу № А55-29700/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                                   Р.В. Ананьев

                                                                                              В.А. Петрушкин