АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-6994/2021
г. Казань Дело № А55-29897/2019
19 августа 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Хакимова И.А., Закировой И.Ш.
при участии представителя:
публичного акционерного общества «Тольяттиазот» – ФИО1 по доверенности от 07.03.2021
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Тольяттиазот»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021
по делу № А55-29897/2019
по иску Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к публичному акционерному обществу «Тольяттиазот» (ОГРН <***>) о взыскании 25 560 000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском к Публичному акционерному обществу "Тольяттиазот" о взыскании 25 560 000 руб. ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 14.04.2021, с публичного акционерного общества "Тольяттиазот" в пользу Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея взыскано 25 560 000 руб. ущерба, причиненного окружающей среде, а также в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 150 800 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ПАО «Тольяттиазот», проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации ( алее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – Управление) в период 07.12.2018 по 29.12.2018 была проведена внеплановая выездная проверка по требованию первого заместителя прокурора Краснодарского края В.А. Малкина о проведении внеплановой выездной проверки от 27.11.2018 № 7/1-40-2018 в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества "Тольятти азот" (Далее-ПАО "ТОАЗ"), по адресам: Краснодарский край, Темрюкский район. В ходе проверки принадлежащих ответчику земельных участков с кадастровыми номерами: 23:30:0000000:1729,23:30:0000000:1731. 23:30:0000000:2624, 23:30:0000000:2331. 23:30:0000000:2790. 23:30:0000000:1871, 23:30:0000000:1872, 23:30:0000000:1879, 23:30:0000000:1855, 23:30:0501000:10133, 23:30:0501000:10134, 23:30:0601000:811.23:30:0601000:779. 23:30:0601012:2. установлено, что указанные земельные участки относятся к категории земель, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, безопасности и другого специального назначения. Вид разрешенного использования - для размещения железнодорожных путей. Данная ветка железнодорожных путей является технологической, (для хозяйственных нужд предприятия ПАО "Тольяттназот" не связанных с перевозкой "аммиака").
В границах земельного участка расположено, железнодорожное полотно, для передвижения железнодорожного состава.
Административным органом указано, что, обследуемые пути по визуальным данным не эксплуатируются, большой промежуток времени, установлено что непосредственно на путях, между деревянными шпалами произрастают высокоствольные, многолетние деревья и кустарники. Обследуемый подъездной железнодорожный путь имеет кольцевую форму и берет начало от объектов комплекса по перевалке Аммиака гидротехнической части предприятия ПАО "Тольяттназот" (портовая часть) (земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:779) и направляется в часть производственной территории, на которой расположенный изотермические хранилища аммиака (земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:907/906).
В ходе визуального осмотра территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:1729, установлено, что в границах расположено железнодорожное полотно, которое расширяется на данном участке до четырёх линий, а также расположена железнодорожная станция "Тольяттиазот". Указанная станция расположена в поселке Волна, Темрюкского района и по визуальным данным не эксплуатируется, а также находиться в стадии незавершенного строительства.
Параллельно расположен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1871/2624 в границах которого так же расположены пути железнодорожного полотна, которые идут по направлению к территории ОАО "Тольяттиазот", где расположены изотермические хранилища аммиака. Данные пути являются конечной точкой железнодорожных путей, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:811) ("кольцевая линия (технологическая)" примыкает к основной). Обследуемый земельный участок имеет примерную длину 27 км. Примерно на 17 и 18 километре железной дороги по направлению к ст. Вышестеблиевской, расположен земельный участок, состоящий из двух отдельно стоящих участков с кадастровым номером 23:30:0501000:10133 с разрешенным использованием для размещения железнодорожных путей и их конструктивных элементов. В настоящее время в границах указанного земельного участка каких-либо хозяйственных построек или иных объектов не зафиксировано.
Так же параллельно земельному участку 23:30:0000000:1871/2624 (основная ветка ж/д полотна) расположен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2790, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Обследуемый земельный участок состоит из девяти отдельных земельных участков согласно данным из публичной кадастровой карты. В границах обследуемых участков визуальным осмотром не обнаружено каких-либо объектов, однако местами через некоторые участки, относящиеся к участку с кадастровым номером 23:30:0000000:2790 проходят действующие железнодорожные полотна, не принадлежащие ПАО "Тольяттиазот".
В ходе обследовании территории земельных участков с кадастровым номером 23:30:0501000:1872 с разрешенным использованием для размещения объектов транспорта, ВРИ по документам - автомобильного транспорта установлено, что в настоящее время в границах указанного земельного участка, расположена автомобильная дорога А-290. Земельный участок состоит из пяти земельных участков. в границах которых объектов железнодорожной инфраструктуры не зафиксировано.
В ходе обследования территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0501000:10134, расположенного от 18 км. железной дороги по направлению к станции Вышестеблиевской параллельно земельному участку с кадастровым номером 23:30:0000000:1871/2624, установлено расположение на нем полотна железной дороги ПАО "Тольяттиазот".
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1731 имеет вид разрешенного использования - для размещения железнодорожных путей и объектов железнодорожного транспорта, имеет длину примерно 7 км и располагается параллельно земельному участку с кадастровым номером 23:30:0000000:1871/2624, на котором расположено полотно железной дороги ПАО "Тольяттиазот".
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1855 с разрешенным использованием для иных объектов специального назначения, ВРИ по документам -автомобильного транспорта, в настоящее время в границах указанного земельного участка, расположена автомобильная дорога А-290. Указанный земельный участок состоит из пяти земельных участков. Объектов железнодорожной инфраструктуры в его границах не зафиксировано.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1879 с разрешенным использованием для иных объектов специального назначения, ВРИ по документам -автомобильного транспорта, обследовать не представилось возможным в виду того что установить его фактическое месторасположение не представляется возможным. Согласно публичной кадастровой карте, выше указанный участок без координатных границ.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2331 согласно на публичной кадастровой карте отсутствует.
Факта ведения какой-либо хозяйственной деятельности или ведения строительных работ на всем протяжении линии ж/д путей ПАР "Тольяттиазот" не зафиксировано.
Также в ходе проведения проверки Управлением был сделан запрос в Департамент имущественных отношений Краснодарского края. Согласно информации представленной Департаментом имущественных отношений Краснодарского края исх. от 19.12.2018 № 52-56710/18-31-04 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:00000001729. 23:30:0000000:1730. 23:30:0000000:2624, 23:30:0000000:2331,23:30:0000000:2790.23:30:0000000:1871. 23:30:0000000:1872. 23:30:0000000:1879, 23:30:0000000:1855, 23:30:0501000:10133. 23:30:0501000:10134. 23:30:0601000:811. 23:30:0601000:779. 23:30:0601012:2 право государственной собственности Краснодарского края не зарегистрировано.
На земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0000000:0001. 23:30:0000000:0002 (23:30:0000000:1 и 23:30:0000000:2) в 2005 году было зарегистрировано право государственной собственности Краснодарского края.
Сведения о заключенных в установленном порядке договорах аренды земельных участков от 17.12.2003 № 0000000070 и № 0000000071 у истца отсутствуют.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:1 решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 25.09.2009 по делу № 2-1445/2009 департаменту отказано в удовлетворении требований к ФИО2, ФИО3. ФИО6. Камяпскому А.П.. Полковников А.Л. Удовлетворены встречные исковые требования ФИО6, ФИО7 к ФГУ "Земельная кадастровая палата", УФРС Краснодарского края по Темрюкскому району, администрации Краснодарского края, департамент о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1.
Признано незаключенным соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:1. Признано незаконной постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:1. Признано недействительным зарегистрированное право собственности субъекта РФ - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1. Исключен из государственного кадастра объектов недвижимости кадастровый номер 23:30:0000000:1. Аннулирована регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.04.2005 № 23-01/00-317/2004-267. Признано недействительным свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2005 № 23-АА № 207801 на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1.
Кроме того, решением Темрюкского районного суда от 20.05.2010 по другому делу № 2-837/2010 признано незаконным изъятие земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0601000:455 (условный земельный участок) и 23:30:0000000:37 (единое землепользование), ранее входивших в земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2 из земельного участка расположенного в границах АФ "Южная" и находящегося в общей долевой собственности физических лиц, получивших на него право вследствие реорганизации АФ "Южная"; признано не заключенным соглашение об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0601000:455 и 23:30:0000000:37. 23:30:0000000:2: признано недействительным зарегистрированное право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2, а также право собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:455 и 23:30:0000000:37: сняты с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:455 и 23:30:0000000:37; аннулирована в ЕГРН запись о государственной регистрации прав собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0000000:2. 23:30:0601000:455. 23:30:0000000:37; признаны недействительными свидетельства о праве собственности, выданные на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:455. 23:30:0000000:2. 23:30:0000000:37; на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю возложена обязанность осуществить кадастровый учет земельных участков по заявлению № 2330/1/09-8583, поданному 16.12.2009.
По сведениям ЕГРН в настоящее время право государственной собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0000000:1 и 23:30:0000000:2 не зарегистрировано. Решением Темрюкского районного суда Краснодарского от 08.04.2010 по делу № 2-419/2010 исковые требования ФИО8, департамента к ОАО "Тальяттиазот" о признании строительства железнодорожного тупика № 22 железнодорожной станции "Тольяттиазот" самовольной постройкой, удовлетворены в полном объеме.
Таким образом в ходе проведения проверки установлено, на основании Решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08.04.2010 по делу № 2-419/2010 что строительство железнодорожного тупика №22 железнодорожной станции, является незаконным и признано самовольной постройкой.
В ходе проведения измерений была установлена площадь участка под железной дорогой ПАО "Тольяттиазот" протяженность 26600-м и 16000-м при ширине полотна 2-м.
По утверждению истца указанное свидетельствует о том, что в действиях юридического лица содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренные статья 8.1 КоАП РФ.
Управлением был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица от 11.02.2019 № 10 47 41 -311-1. На дату рассмотрения дела об административном правонарушении истек срок привлечения к административной ответственности предусмотренный для данной категории дел, что послужило основанием для вынесения Управлением постановления от 15.02.2019 № 10-19-41-ЭН-2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, по факту вышеуказанных нарушений земельного законодательства Российской Федерации выполнен расчет размера вреда почвам как объекту окружающей среды в соответствии Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
Расчет вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) вышеуказанных земельных участков равен 25 560 000 руб.
Управлением в адрес юридического лица было направлено письмо о добровольной оплате за вред, причиненный окружающей среде от 04.06.2019 № 0103/10/8252. Поскольку ответчиком вред окружающей среде возмещён не был истец обратился с настоящим иском в суд.
В ходе судебного разбирательства ответчик исковые требования истца не признал, со ссылкой на то, что железнодорожные пути не являются самовольной постройкой, отсутствуют доказательства перекрытия земельных участков железнодорожными путями, истцом не представлено доказательств причинения вреда окружающей среде именно ответчиком.
Ответчиком в подтверждение своих доводов представлено соглашение об оплате потерь сельхозпроизводства от 08.07.03, платёжное поручение от 24.12.03 № 003147 на сумму 33 685 300 руб. на возмещение убытков от потерь сельхозпроизводства, проект "Охрана окружающей среды" раздел "Охрана земельных ресурсов".
Судами установлено, и материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:811; 23:30:0601000:779; 23:30:0601000:804; 23:30:0601000:810; 23:30:0601000:812; 23:30:0601000: 813; 23:30:0601000: 815; 23:30:0601000: 816; 23:30:0601000:1283; 23:30:0601000: 2; 23:30:0601000:868; 23:30:0601000: 906, 23:30:0601000:907 были первоначально образованы в результате их выдела из общей долевой собственности в счёт паев из земель сельскохозяйственного назначения в границах АФ "Южная" и АФ "Черноморец" До выдела участниками долевой собственности принадлежащих им участков, земельный массив из которого они были сформированы, был учтён как изъятый путём выкупа в пользу субъекта РФ, а также изменена категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности" на основании Постановления Главы Администрации Краснодарского края от 25.06.04 № 626.
Как было указано выше, Решением Темрюкского районного суда от 25.09.09 по делу № 2-1445/2009 изъятие земель из коллективной собственности признано незаконным.
Из материалов реестрового дела к земельному участку 23:30:0601000:868 (сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Темрюкский отдел от 24.01.14) следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0601000:869; 23:30:0601000:907: 23:30:0601000: 810 расположена площадка для разгрузки железнодорожных вагонов.
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0601000:234; 23:30:0601000:868 расположено полотно железной дороги.
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0601000:804, 23:30:0601000: 952; 23:30:0601000: 812 расположен трубопровод
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0601000:804; 23:30:0601000:815 расположен газопровод.
Из письма Администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района от 16.06.11 № 02.01-28/866 следует, что на земельных участках с кадастровым номером 23:30:0601000: 813, 23:30:0601000: 811; 23:30:0601012:2 расположено полотно железной дороги; на земельных участках с кадастровым номером 23:30:0601000: 816; 23:30:0601000: 779 расположена площадка для разгрузки ж/д вагонов; земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000: 1283 находится в границах Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, на нем также расположено полотно железной дороги. Данные обстоятельства были предметом исследования по делу № А32-5466/2014 и установлены решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.14 по делу № А32-5466/2014.
Постановлением Администрации муниципального образования Темрюкский район от 28.04.12 № 754 ЗАО "Таманьнефтегаз" был предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером: 23:30: 0000000: 36 ( ранее кадастровый номер 23:30: 0000000:2, расположенный по адресу: Темрюкский район, от врезки ж/д пути ст. Вышестерблиевская-п. Кавказ" до п. Тамань, для размещения железнодорожного пути и объектов железнодорожного транспорта.
Из реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:1731 следует, что последний принадлежит ЗАО "Таманьнефтегаз" и образован путём объединения земельных участков 23:30:0601000:689; 23:30:0601000:690; 23:30:0601000:692; 23:30:0601000:695; 23:30:0601000:766; 23:30:0601000:893; 23:30:0601000:899.
Судами установлено, и материалами дела подтверждается, что ответчику выдано разрешение на строительство Администрацией Краснодарского края от 24.10.03 № 9 для строительства перевалочного комплекса аммиака выбрана площадка, расположенная на Черноморском побережье в юго-восточной части Таманского полуострова в районе мыса Железный Рог между ст. Тамань и пос. Волна для строительства объектов необходимых для перевалки аммиака, расположены на трёх площадках: склад жидкого аммиака с отгрузкой на танкеры на северо-восточном склоне г.Зеленский в 2,6 км севернее п.Волна; вспомогательные здания и сооружения -с западной стороны существующих площадки очистных сооружений п.Волна; здания и сооружения в береговой зоне.
Между тем, на основании имеющихся в деле доказательств установленных Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08.04.2010 по делу № 2-419/2010, строительство железнодорожного тупика № 22 железнодорожной станции, является незаконным и признано самовольной постройкой.
Частью 1 статьи 77 Федерального Закона от 10.02.2002 №7- ФЗ « Об окружающей» (далее – Закон об окружающей среде) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона об окружающей среде компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 Методики № 238, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение вреда необходимо доказать наличие одновременно нескольких условий: факт причинения вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину, причинно-следственную связь между противоправными деянием и возникшим ущербом.
Причинение вреда почве в результате перекрытия земельного участка и наличие вины ответчика подтверждается протоколом отбора (измерений) проб почвы от 21.12.2018 № 30 П, протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица от 11.02.2019 № 10-47-41-ЭН-1.
Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.17 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде" согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Прекращение производства по делу об административном правонарушении по формальным основаниям истечения срока для привлечения к административной ответственности не доказывает обратного и не исключает вывод о нарушении указанных норм природоохранного законодательства на основании иных доказательств по правилам главы 7 АПК РФ, в том числе с использованием доказательств, собранных в ходе такого административного производства.
В ходе внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица -Публичного акционерного общества "Тольяттиазот" в присутствии представителя по доверенности ПАО "Тольяттиазот" ФИО9. специалистом ФГБУ ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю были отобраны пробы почвы и составлен протокол отбора (измерений) проб почвы от 21.12.2018 № 30 П. В протоколе изображена подробная схема отбора проб с нанесением пробных площадок и мест отбора точечных проб, в том числе расположение железнодорожного пути. В протоколе отбора (измерений) проб почвы от 21.12.2018 № 30 П, в протоколе испытаний (измерений) проб почвы от 14.01.2019 № 30П, в заключении от 14.01.2019, в протоколе испытаний (измерений) проб почвы от 14.01.2019 № 134П, экспертном заключении от 15.01.2019 № 3 указано, что ширина полосы отвода ж/д пути 2 м протяженностью 26600 м и 16600 м. Таким образом, длина и ширина ж/д путей были зафиксированы в присутствии представителя Общества.
Как отмечено судами, довод ответчика о том, что отсутствуют доказательства перекрытия земельных участков железнодорожными путями опровергается протоколом отбора (измерений) проб почвы от 21.12.2018 № 30 П, произведённом в присутствии представителя ответчика по доверенности ПАО "Тольяттиазот" ФИО9
Данные обстоятельства ответчиком надлежащим образом не опровергнуты, ходатайство о проведении экспертизы в ходе рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанции ответчиком не заявлялось.
Довод ответчика о том, что имеющиеся железнодорожные пути не являются самовольными постройками суды правомерно отклонили со ссылкой на преюдициальное значение приведенных выше судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Рассмотрев возражения ответчика о том, что в соответствии с соглашением об оплате потерь сельхозпроизводства от 08.07.03, платёжное поручение от 24.12.03 № 003147 на сумму 33 685 300 руб. были возмещены убытки от потерь сельхозпроизводства, а также произведена рекультивация земель суды правомерно установили их необоснованными, поскольку истец не является стороной соглашения об оплате потерь сельхозпроизводства от 08.07.03, доказательств, что возмещение убытков от потерь сельхозпроизводства было произведено в связи с незаконным возведением железнодорожного тупика № 22, доказательств рекультивации земель под железнодорожным тупиком № 22 суду не представлено.
Кроме того, суды принимают во внимание следующее.
В определении Верховного суда Российской Федерации от 03.06.2015 № 310-ЭС15-1168 по делу № А54-503/2014 указано, что нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Кодекса.
Правовые подходы к определению размера вреда, причиненного окружающей среде, изложенные в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 № 310-ЭС15-1168 по делу № А54-503/2014, признаны соответствующими законодательству определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 № 457-ПЭК15, которым оставлена без удовлетворения надзорная жалоба на указанное определение. Согласно Методике № 238 в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, исчисляется в случае порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, размер ущерба исчислен в зависимости от глубины порчи почв, т.е. глубины снятого слоя почвы. Верховный Суд Российской Федерации указал, что двойное возмещение вреда отсутствует, поскольку расходы на рекультивацию не относятся к расходам на возмещение экологического вреда.
Указанный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации изложенного в определении от 09.02.2016 № 225-О.
Таким образом, проведение только одной рекультивации (либо возмещение ущерба в денежном эквиваленте) не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы, а наличие предписаний, обязывающих ответчика произвести рекультивацию нарушенных земельных участков, не исключает возмещение причиненного им вреда в полном объеме.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 02.06.2015 № 12-П относительно учета затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды при определении размера возмещаемого вреда, не подлежит расширительному толкованию в правоприменительной практике - она применима к случаям, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом значительные материальные затраты; при вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда (в частности, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды), характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.
Такой подход позволит обеспечить надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры по ликвидации нарушения, и публичным интересом, состоящим в полной (максимальной) компенсации вреда, причиненного окружающей среде.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов, считает их законными и обоснованными, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судами, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, исходя из чего оснований для изменения или отмены принятых судебных актов не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, свидетельствуют о не нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения обжалованных судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2021, следует считать утратившим силу на основании части 4 статьи 283 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу № А55-29897/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи И.А. Хакимов
И.Ш. Закирова