ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30080/2021 от 25.10.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24392/2022

г. Казань Дело № А55-30080/2021

01 ноября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,

судей Нагимуллина И.Р., Нафиковой Р.А.,

при участии представителя:

ответчика – ФИО1, доверенность от 20.10.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022

по делу № А55-30080/2021

по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании договора аренды лесного участка недействительным, при участи третьих лиц: Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, ответчик) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 18.11.2020 №10/11н.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2022, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.

Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, истец просит их отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.

Заявитель указывает, что спорный договор является недействительным, поскольку предоставленный земельный участок не прошел государственный кадастровый учет.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и возражения ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, между министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 как добросовестным арендатором заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 18.11.2020 № 10/11 н (далее - договор аренды) на основании приказа министерства от 09.09.2020 № 742 «О заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, на новый срок без проведения торгов».

Согласно пункту 1.2 договора аренды для заготовки древесины предоставлен лесной участок площадью 3921 га, имеющий местоположение: Самарская область, Сызранский район, Рачейское лесничество, Балашейское участковое лесничество, кварталы №№ 8-12,15,18,19,21,22,24,25,27-29,32-34,38-40,74-89, с кадастровым номером 63:33:0000000:158.

Спорный договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области 21.01.2021 № peг. 63:33:0000000:158-63/096/2021 -4.

Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 18.11.2020, подписанному сторонами и является приложением №6 к договору.

В обосновании исковых требований Министерство указывает, что актом № 16/2021 плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Самарской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от 25.06.2021 Федеральным агентством лесного хозяйства установлено, что при заключении договора аренды лесного участка нарушено федеральное законодательство.

В соответствии с пунктом 7 Предписания № 16/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самаркой области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» министерству необходимо принять меры по признанию недействительными (ничтожными) договоров аренды лесных участков от 18.11.2020 №№ 10/11н, 11/11н, предоставленных ИП ФИО2 в целях заготовки древесины (предоставлены лесные участки, не прошедшие государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ)).

Учитывая указанные обстоятельства, Министерство просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 18.11.2020 №10/11н, в порядке ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду нарушения требований статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 1, части 2 статьи 8, части 7 статьи 14, статьи 22 Закона № 218-ФЗ.

Ответчик исковые требования истца не признает, при этом указывает на то, что спорный договор аренды лесного участка заключен в порядке реализации преимущественного права, а именно, по истечении срока действия договора аренды лесного участка от 17.11.2010 №10/11. Кроме того, оспариваемый договор прошел государственную регистрацию, что исключает факт несоответствия спорного договора по содержанию требованиям лесного и гражданского законодательства, а границы лесного участка определены, поскольку объект недвижимости является ранее учтенными.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», установив отсутствие оснований для признания договора недействительным, судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом, отклоняя довод заявителя о том, что представленный в аренду ответчику лесной участок не прошел государственный кадастровый учет, обоснованно исходили из следующего.

Судами установлено, что договор аренды от 18.11.2020 № 10/11н заключен на основании приказа Министерства от 09.09.2020 № 742 «О заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, на новый срок без проведения торгов», а именно по истечении срока действия договора аренды лесного участка №10/11 от 17.11.2010.

При этом предметом аренды договора 2010 года и 2020 года являлось обязательство предоставить арендатору (ИП ФИО2) лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 525-2010-08, имеющий местоположение: Самарская область, Сызранский район, Рачейское лесничество, Троицкое участковое лесничество, кварталы №№1,4,6,7,12,14-64, в границах, указанных в плане лесного участка, прилагаемому к договору, общей площадью 3921,00 га.

Таким образом, договорные правоотношения между истцом и ответчиком по поводу одного и того же лесного участка существуют с 2010 года.

В силу статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, которая приложена самим Министерством, лесной участок имеет кадастровый номер 63:33:0000000:158, датой присвоения кадастрового номера является 17.11.2010; в качестве номера кадастрового квартала указан 63:33:0000000, площадь участка составляет 39210000 кв.м. (3921 га); объекты недвижимости в пределах земельного участка отсутствуют, категория земель - земли лесного фонда; виды разрешенного использования - для заготовки древесины; сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Договор аренды от 18.11.2020 № 10/11н зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области 21.01.2021, следовательно, спорный лесной участок является объектом аренды, поскольку он прошел государственный кадастровый учет.

Согласно пункту 1.3 оспариваемого договора, границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка и предусмотрены приложением №1 к договору, характеристики лесного участка приводятся в приложении №2 к Договору (аналогичный пункт содержится в договоре аренды 2010 года).

При таких обстоятельствах, факт прохождения государственной регистрации права подтверждает соответствие спорного договора по содержанию требованиям лесного и гражданского законодательства. Лесной участок, являющийся предметом спорного договора аренды, определен в указанном договоре. К договору аренды приложена схема расположения и границы лесного участка, характеристика лесного участка и характеристика насаждений, цель использования, то есть лесной участок, как предмет договора, полностью индивидуализирован.

Данный вывод также подтверждается письмом Министерства от 28.02.2022 №МИХ-05-02/4621 на запрос ИП ФИО2 о предоставлении сведений о лесном участке, в котором истец сам подтверждает, что границы лесного участка предусмотрены договором и указаны в схеме расположения лесного участка (приложение №1 к договору) и выписке из государственного лесного реестра.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 01.01.2017 было допустимо предоставлять гражданам, юридическим лицам лесные участки в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» ).

Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 №139 по результатам государственного учета выдается план лесного участка или карта-схема лесного участка.

Для осуществления государственного учета предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, включающая следующие сведения: картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линии, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10000 либо плана лесных насаждений М 1:25000, либо карты-схемы лесничества или лесопаркам 1:100000.

Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков осуществляется в том числе на основании данных государственного лесного реестра.

Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие

Лесного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент заключения первого договора аренды (2010 год), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2017, признается юридически действительным.

В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В соответствии с пунктом 6 статьи 47 ФЗ «О кадастровой деятельности» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Таким образом, на основании положений статей 3, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4.4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», пунктом 6 статьи 47 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», границы земель лесного фонда в настоящем случае определены.

При этом следует учитывать, что границы земельного участка, преданного в аренду, соответствуют границам лесных кварталов. На местности лесные кварталы разделены (обозначены) квартальными столбами с указанием номеров кварталов. Соответственно, на местности также можно безошибочно определить границы земельного участка, переданного ИП ФИО2 по договору аренды, что и подтвердил арендатор в судебном заседании.

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на 30.06.2016) установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 2 статьи 1 Закона №218-ФЗ определено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Частью 1 статьи 13 Закона №218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Таким образом, если сведения об объекте недвижимости, предусмотренные нормами Закона №218-ФЗ, содержатся в ЕГРН, то такие объекты недвижимости считаются учтенными в ЕГРН.

Судами установлено, что арендованный лесной участок имеет статус «ранее учтенный», его границы установлены и указаны в схеме расположения лесного участка (приложение №1 к договору). Договор аренды от 18.11.2020 №10/11н в установленном законом порядке прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 21.01.2021.

Кроме того, Министерство на протяжении длительного времени принимало от ИП ФИО2 исполнение по договору аренды лесного участка, ответчиком производились арендные платежи, подавались лесные декларации, отчеты, производились работы по уходу за лесами, в связи с чем спорный договор аренды не отвечает признакам недействительной сделки.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 – 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Приведенные в кассационной жалобе доводы, выводы судов не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу № А55-30080/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Р. Галиуллин

Судьи Р.А. Нафикова

И.Р. Нагимуллин