ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30224/19 от 26.11.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-68157/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-30224/2019

03 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Хабибуллина Л.Ф., Закировой И.Ш.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуМинистерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020

по делу №А55-30224/2019

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Самарская экспертиза транспортной безопасности», г. Самара, к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, 2) Министерства транспорта Российской Федерации, о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Самарская экспертиза транспортной безопасности» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) в выдаче подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, выраженного в письме от 24.06.2019 № 28/4951 и обязании Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области незамедлительно выдать подтвержденную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений.

К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: 1) Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, 2) Министерство транспорта Российской Федерации (далее - третьи лица).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит отменить указанные решение и постановление, и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований общества отказать.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, общество 19.06.2019 повторно обратилось в Министерство с заявлением (исх. № 33/01, вх. № 6380) о выдачи ему подтверждения степени секретности сведений, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в том числе работы по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Самарской области.

Министерство письмом от 24.06.2019 исх. № 28/4951 отказало обществу в выдаче подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, ссылаясь на то, что не является органом, имеющим право выдавать подтверждения степени секретности сведений, а также в связи с тем, что сведения с которыми намеревается работать заявитель не являются секретными.

Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии судебных актов, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.

Как следует из материалов дела, общество в заявлении от 19.06.2019 (исх. № 33/01, вх. № 6380) указало на то, что предполагает проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и, следовательно, предполагающих использование сведений, указанных в пункте 47 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (часть 2 статьи 5 Закона № 16-ФЗ).

Работа по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства включена в Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5.11.2009 № 1653-р.

Министерством транспорта Российской Федерации приказом от 12.04.2010 № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.

Согласно пункту 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (утв. Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87) оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Правила аккредитации).

Согласно подпункту 5.4.14 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) осуществляет аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон, Закон о транспортной безопасности) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В силу части 2 статьи 5 указанного Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Процедура аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлена Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее - Правила), а также приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2012 № 209 «Об утверждении административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности» (далее - Административный регламент).

В силу пункта 47 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» сведения, раскрывающие мероприятия по использованию объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства, специальные меры по обеспечению безопасности перевозок или сохранности грузов, объемы воинских перевозок или маршруты транспортировки вооружения, военной техники, отнесены к государственной тайне.

Согласно пункту 1 Положения от 15.04.1995 № 333, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, лицензия по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях данного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) и ее территориальные органы.

В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333 для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о выдаче лицензии с указанием, в том числе, степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственной власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями.

С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что осуществление деятельности по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возможно лишь при наличии действующей лицензии по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной органами ФСБ.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995. № 333 для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в том числе, подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы.

Постановлением Правительства РФ от 23.08.2018 № 984 утверждены Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Правила подтверждения степени секретности, Правила).

Согласно Правилам подтверждения степени секретности подтверждение степени секретности сведений, составляющих гостайну, с которыми организации предполагают проводить работы, связанные с использованием таких сведений, выдается негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну, с федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта РФ, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих гостайну, - федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта РФ или иным государственным органом (пункт 4 Правил).

В силу пункта 6 Правил основанием для отказа в выдаче подтверждения может служить лишь предоставление неполной или недостоверной информации, указанной в пункте 3 настоящих Правил.

Как следует из содержания оспариваемого отказа, основанием для отказа не было указано предоставление неполной или недостоверной информации. В ходе рассмотрения дела, Министерством не представлены доказательства того, что обществом при обращении к заинтересованному лицу за получением подтверждения степени секретности были представлены неполные или недостоверные сведения.

Довод Министерства о том, что оно не является уполномоченным органом, имеющим право выдачи подтверждения степени секретности, был рассмотрен судами предыдущих инстанций и не нашел своего подтверждения.

Согласно Правилам органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеют право выдачи подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну (далее - подтверждение), на основании действующего в этом органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность в сфере транспорта.

Для руководства при осуществлении своей деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области был направлен Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденного приказом Минтранса России от 25.10.2013 № 327дсп, в редакции приказа Минтранса России от 05.08.2016 № 233дсп.

Новый Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденный приказом Минтранса России от 22.08.2019 № 6, также был направлен в Правительство Самарской области.

В этой связи суды признали, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является полномочным органом для принятия положительного решения по обращению ООО «Самарская экспертиза транспортной безопасности».

Изложенное также подтвердило в своем отзыве Министерство транспорта Российской Федерации.

Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 6 Правил предоставление неполной или недостоверной информации является единственным основанием для отказа в выдаче подтверждения.

Исследовав материалы дела, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в выдаче подтверждения по причине отсутствия необходимости использования в деятельности Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области информации, содержащей сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти, противоречит Правилам.

Оспариваемый отказ является незаконным и препятствует обществу в осуществлении предпринимательской деятельности по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Выраженное в кассационной жалобе несогласие Министерства с оценкой исследованных судами фактических обстоятельств и иное толкование им норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для их отмены не имеется.

Переоценка исследованных арбитражными судами первой и апелляционной инстанции доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию арбитражного суда округа.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу № А55-30224/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                           Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                  Л.Ф.Хабибуллин

                     И.Ш. Закирова