ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30363/2021 от 26.09.2022 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

октября 2022 года                                                                   Дело № А55-30363/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2022 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,

с участием:

от администрации г.о. Тольятти – представитель не явился, извещена,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель ФИО1 (доверенность от 24.12.2021),

от третьих лиц - представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2022 года  по делу №А55-30363/2021 (судья Рагуля Ю.Н.),

по  заявлению администрации г.о. Тольятти

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

- ООО "ПЖРТ Центрального района" г. Тольятти,

- ООО "Средневолжская газовая компания",

- ООО "Трест-Сервис",

- Департамент городского хозяйства Администрации г.о. Тольятти,

- Министерство имущественных отношений Самарской области,

- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,

- Департамент по управлению муниципальным имуществом г.о. Тольятти,

- Главу г.о. Тольятти,

- Муниципальное предприятие г.о. Тольятти "Инвентаризатор",

- Муниципальное казенное учреждение г.о. Тольятти "Тольяттинский архив",

- Департамент градостроительной деятельности Администрации г.о. Тольятти,

- ОАО "Тольяттигаз",

о признании недействительным уведомления, об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.о. Тольятти обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в котором просила:

- признать уведомление Управления Росреестра по Самарской области от 27.07.2021 г. № КУВД-001/2021-30033109/2 о возврате заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта, сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Центральный район, шоссе Обводное, д. 34, протяженностью 1 622 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19, недействительным.

- обязать Управление Росреестра по Самарской области произвести постановку на учет бесхозяйного объекта, сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Центральный район, шоссе Обводное, д. 34, протяженностью 1 622 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "ПЖРТ Центрального района" г. Тольятти, ООО "Средневолжская газовая компания", ООО "Трест-Сервис", Департамент городского хозяйства Администрации г.о. Тольятти, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Департамент по управлению муниципальным имуществом г.о. Тольятти, Главу г.о. Тольятти, Муниципальное предприятие г.о. Тольятти "Инвентаризатор", Муниципальное казенное учреждение г.о. Тольятти "Тольяттинский архив", Департамент градостроительной деятельности Администрации г.о. Тольятти.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2022 года  заявленные требования удовлетворены.

Признано недействительным уведомление Управления Росреестра по Самарской области от 27.07.2021 № КУВД-001/2021-30033109/2 о возврате заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта, сооружения -Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19.

Возложена обязанность на Управление Росреестра по Самарской области произвести постановку на учет бесхозяйного объекта, сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что уведомление Управления от 27.07.2021 №КУВД-001/2021-30033109/2 о возврате заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта является законным и обоснованным. Считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.07.2021 Администрацией г.о. Тольятти было подано заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта, сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Центральный район, шоссе Обводное, д. 34, протяженностью 1 622 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19.

К заявлению на постановку на учет были приложены следующие документы:

- письмо в Росреестр от 21.05.2021 № 3870/5.2;

- ответ ТУ Росимущества в Самарской области от 18.02.2021 г. № 63/1340;

- ответ Минимущества РФ от 03.03.2021 № МИО-03/2454 исх.;

- ответ МП «Инвентаризатор»;

- ответ департамента городского хозяйства от 25.09.2020 № 56236-вн/2.1;

- ответ МКУ г.о.Тольятти «Тольяттинский архив» от 25.09.2020  № 10520/04-2;

- ответ департамента градостроительной деятельности от 24.09.2020 № 55992-вн/5.1;

- извещение департамента по управлению муниципальным имуществом от 18.09.2020  № 54720-вн/5.2.

Уведомлением от 27.07.2021 № КУВД-001/2021-30033109/2 Администрации г.о.Тольятти было возвращено вышеуказанное заявление и прилагаемые к нему документы.

Согласно оспариваемому уведомлению от 27.07.2021 № КУВД-001/2021-30033109/2, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон) Управление уведомило заявителя о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 22 июля 2021 г. № КУВД-001/2021-30033109, представленных для государственного кадастрового учета, в связи со следующим:

-  из представленных документов не следует, что заявленный объект недвижимого имущества является бесхозяйным в соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок).

Согласно поданному заявлению о постановке на учет бесхозяйного объекта, сооружения газопровод низкого давления от жилого дома №32 по ул. Родины до жилого дома №19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, г. Тольятти, северо- западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19, год завершения строительства 2002 год. Из представленного заявления следует, что заявленное сооружение является бесхозяйным имуществом.

Порядок принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно пункту 3 указанного Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

Согласно пункту 5 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 12 указанного Порядка заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей  в  муниципальную  собственность,  может  быть  вновь  принята  во  владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 названного Кодекса). Заявленное сооружение относится к недвижимому имуществу.

Как указано в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Вместе с тем, действующее законодательство разграничивает основания возникновения права собственности в силу бесхозяйной вещи (статья 225 Гражданского кодекса РФ) и в связи с осуществлением самовольного строительства (статья 222 Гражданского кодекса РФ).

Действующее законодательство (Градостроительный кодекс Российской Федерации) исходит из того, что объект недвижимого имущества должен быть создан в соответствии с градостроительными нормами и правилами и при наличии определенной разрешительной документации.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно п.2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает право собственности на нее.

Таким образом, сооружение - Газопровод низкого давления от жилого дома №32 по ул. Родины до жилого дома №19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью  159 м расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, по. Тольятти, г. Тольятти северо-западнее здания имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19, год завершен строительства 2002 год обладает признаками самовольной постройки.

В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Также, из представленных на государственную регистрацию документов следует, что заказчиком строительства являлось ОАО ПЖРТ. Следовательно, заявленный объект недвижимого имущества не может являться бесхозяйным объектом.

Учитывая   изложенное,   возможность   постановки   объекта   недвижимости,   обладающего признаками   самовольной   постройки,   в   качестве   бесхозяйного   объекта   действующим законодательством не предусмотрена, и, следовательно, право собственности заявителя на вышеуказанный объект недвижимости может быть признано судом в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, по мнению Управления, осуществить действия по принятию на учет сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома №32 по ул. Родины до жилого дома №19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Самарская область, по. Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: ул. Гидростроевская, дом 19, год завершения строительства 2002 год не представляется возможным.

Администрация г.о.Тольятти считает данные доводы ошибочными, а уведомление Управления Росреестра по Самарской области от 27.07.2021 г. № КУВД--001/2021-30033109/2 о возврате заявления без рассмотрения - недействительным.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Часть 1 статьи 198 АПК РФ предусматривает право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).

Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 данного закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, вступившим в законную силу с 01.01.2017, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно пункту 3 Порядка N 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались; процедура принятия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет включает в себя: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 Порядка N 931 (пункт 4 Порядка N 931); проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом N 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным (пункт 12 Порядка N 931).

В соответствии с пунктом 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).

Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Администрацией г.о.Тольятти был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Порядком.

Отнесение спорного объекта заинтересованным лицом к категории самовольных построек является не фактом, а правовой квалификацией этих объектов (оценкой их правового режима), как подпадающих под критерии/признаки, установленные статьей 222 Гражданского кодекса.

При отнесении газопровода к категории самовольно построенных Заинтересованным лицом не учтено, что понятие "самовольная постройка" распространяется на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, в силу статьи 222 Гражданского кодекса, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.

Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12048/11 и от 25.09.2012 N 5698/12).

Из представленных на регистрацию документов, а именно технического паспорта следует, что строительство спорного объекта было завершено в 1953 году.

Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что газопровод не является объектом самовольного строительства, а действия Управления Росреестра по Самарской области о возврате документов на этом основании незаконны.

Кроме этого, основанием для отказа в принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества явилось наличие собственника имущества ОАО «ПЖРТ».

Однако, как верно отмечено арбитражным судом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.08.2021 деятельность вышеуказанного юридического лица прекращена 12.11.2020.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения о его исключении из ЕГРЮЛ.

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ ОАО «ПЖРТ» не может являться собственником какого-либо имущества.

Переход права собственности от ОАО «ПЖРТ» к его учредителям, а также иным лицам должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако такие сведения в ЕГРП отсутствуют. 

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребовать у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством РФ.

Суд первой инстанции верно отметил, что постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества не влечет возникновения права собственности на заявленный к регистрации объект, в связи с чем права иных лиц не нарушаются. 

Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.

В период строительства спорного газопровода действовали Строительные нормы и правила 3.01.01-85* "Организация строительного производства", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 N 140 (далее - СНиП 3.01.01-85*) и Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации".

Пунктом 1.2 СНиП 3.01.01-85* предусмотрено, что до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.06.1992 N 131 "О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ" утверждено примерное Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), а в городах и районах, где они отсутствуют - органами архитектуры и градостроительства.

В пункте 7 Положения предусмотрен перечень документов и материалов, необходимых для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, согласно которому для получения указанного разрешения заказчику необходимо представить, в том числе: проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства; заключение экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации; стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями; копия государственного акта на право собственности землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования.

В соответствии с пунктом 19 Положения выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным.

Кроме того, постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" было предусмотрено получение письменного разрешения на строительство объектов недвижимого имущества.

При этом на момент создания спорного газопровода ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся на основании постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов".

В соответствии со Строительными нормами и правилами "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" приемка всех завершенных строительством объектов производилась государственными приемочными комиссиями (раздел 4 СНиПа 3.01.04-87).

Согласно пункту 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. В актах дается оценка качества строительно-монтажных работ и прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений, предусмотренных проектом. Дата подписания акта приемочной комиссией считается датой создания объекта и датой ввода объекта в эксплуатацию.

Указанным актом приемки установлено, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями Строительных норм и правил 3.05.02-88 "Газоснабжение", утвержденными постановлением Государственного комитета СССР по строительству и инвестициям от 17.03.1988 N 39 и Правилами безопасности в газовом хозяйстве, утвержденным Федеральным горным и промышленным надзором России.

В материалах дела содержится акт приемки законченного строительством объекта газоснабжения от 30.10.2002, который подтверждает законченное строительство спорного объекта.

Доводы о том, что спорный объект является движимым имуществом и не подлежит государственной регистрации, является новым, не указанным в основании для возврата документов, представленных для постановки на учёт, как бесхозяйное имущество.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для осуществления государственного кадастрового учета бесхозяйного объекта в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы. Представленные документы соответствовали действующему закону и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления постановки на учет бесхозяйного объекта, сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Самарской области от 27.07.2021 № КУВД-001/2021-30033109/2  не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию незаконным.

На основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений при удовлетворении требований должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В качестве восстановления своих нарушенных прав, заявитель просил обязать Управление Росреестра по Самарской области произвести постановку на учет бесхозяйного объекта, сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Центральный район, шоссе Обводное, д. 34, протяженностью 1 622 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19.

По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.

При этом, исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела, а также будет способствовать эффективному восстановлению нарушенного права лица, обратившегося в суд с заявлением.

Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя возможно путем обязания Управления Росреестра по Самарской области произвести постановку на учет бесхозяйного объекта, сооружения - Газопровод низкого давления от жилого дома № 32 по ул. Родины до жилого дома № 19 по ул. Гидростроевская Центрального района, протяженностью 159 м, расположенного по адресу: Центральный район, шоссе Обводное, д. 34, протяженностью 1 622 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, северо-западнее здания, имеющего адрес: улица Гидростроевская, дом 19 по вступлении в законную силу настоящего решения суда.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что  решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:  

        Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2022 года  по делу №А55-30363/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                  Н.В.Сергеева

Судьи                                                                                                                 Е.Г. Попова

                                                                                                                           И.С. Драгоценнова