ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-30480/2021 от 11.08.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21031/2022

г. Казань Дело № А55-30480/2021

17 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Закировой И.Ш.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 02.10.2019),

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Почта России»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022

по делу № А55-30480/2021

по заявлению акционерного общества «Почта России» в лице УФПС Самарской области филиала АО «Почта России» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (г. Самара), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Центр Мебель», Электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк Автоматизированная система торгов», общества с ограниченной ответственностью «ПТК Вакумпак-М»,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Почта России» (далее – АО «Почта России», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России, антимонопольный орган) от 25.08.2021 №063/07/3-811/2021.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2022 по делу № А55-30480/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе акционерное общество «Почта России» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, АО «Почта России» (заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение от 22.07.2021 о проведении аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС 03.08.2021. Актуальная на момент подачи жалобы документация по аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС 03.08.2021.

В Самарское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Центр Мебели» (далее – ООО «Центр Мебели») от 16.08.2021 на действия УФПС Самарской области АО «Почта России» при проведении аукциона на право поставки мебели для персонала по проекту «Создание центрального казначейства» для нужд УФПС Ульяновской области (извещение № 32110494411, https://zakupki.gov.ru) (далее – аукцион).

Данная жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по результатам её рассмотрения Самарским УФАС России принято решение от 25.08.2021.

Данным решением жалоба ООО «Центр Мебели» признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Самарским УФАС России выдано предписание от 25.08.2021, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, которым АО «Почта России» в лице УФПС Самарской области предписано:

1. Договор поставки мебели для персонала по проекту «Создание центрального казначейства» для нужд УФПС Ульяновской области не заключать.

2. Не позднее 3 рабочих дней со дня получения предписания аннулировать аукцион в электронной форме на поставку мебели для персонала по проекту «Создание центрального казначейства» для нужд УФПС Ульяновской области (извещение №32110494411, http://zakupki.gov.ru).

3. При сохранении потребности у заказчика в поставке мебели для персонала по проекту «Создание центрального казначейства» для нужд УФПС Ульяновской области, провести закупку заново с учетом выводов Комиссии Самарского УФАС России, содержащихся в Решении по жалобе ООО «Центр мебели» (№063/07/3-811/2021).

Также Управление обязало АО «Почта России» в лице УФПС Самарской области об исполнении настоящего предписания сообщить в течение 3 рабочих дней со дня его исполнения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.

Общество оспорило вышеназванные решение и предписание в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 9 статьи 3.2. Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках указано, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке размещена в ЕИС: 29.06.2021.

Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение от 22.07.2021 о проведении аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС 03.08.2021 Актуальная на момент подачи жалобы документация по аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС 03.08.2021.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 12.08.2021 на участие в аукционе было подано 2 заявки.

ООО «Центр Мебели» не было допущено к участию в аукционе на основании пункта 6.2.2 части I «Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме», пункта 6.4.1 статьи 6.4 Положения о закупке, а именно, в связи с несоответствием заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке: участник предоставил конкретные показатели товара по пункту 2 «Стул офисный» – ширина, глубина, не соответствующие параметрам соответствия, установленным в части III «Техническая часть документации».

Судами установлено, что 22.07.2021 заказчиком в ЕИС размещена документация о закупке. В ЕИС в составе документации о закупке размещен файл часть III «Техническая часть документации», устанавливающий общие требования и характеристики товара.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.2 части III «Техническая часть документации» к поставке необходим товар «Стул офисный» со следующими характеристиками: стул офисный, национальный стандарт не предусмотрен, габаритные размеры по спинке: высота не менее 820 мм и не более 830 мм; ширина: не менее 580 мм и не более 590 мм; глубина: не менее 535 мм и не более 545 мм; каркас - Металл/хром, цвет обивки - Черная ткань, шт. 146.

В последующем в адрес заказчика поступил запрос от 28.07.2021 на разъяснения положений документации о закупке, с просьбой дать разъяснение положений: «подпункт 2 – Стул офисный: Стулья офисные на металлокаркасе обычно изготавливаются шириной 535-545 мм и глубиной 580-590 мм (в техническом задании прописано ширина 580-590 мм, а глубина 535-545 мм)», а также с просьбой проверить соответствие размеров.

В ответ на указанный запрос заказчиком было принято решение о внесении изменений в документацию о закупке.

В связи с этим УФПС Самарской области АО «Почта России» 03.08.2021 была размещена документация о закупке в новой редакции (действующая). В пункте 2 файла «Изменения 200355 от 03.08.docx» указано, что необходимо внести изменения в раздел III «Техническое задание» и изложить его в новой редакции, согласно приложению № 1 к настоящим изменениям.

При этом в составе документации о закупке в редакции от 03.08.2021 заказчиком было размещено два файла: «Приложение № 1 к изменениям от 03.08.docx» и «Часть III Техническое задание.docx», содержащие следующие характеристики необходимого к поставке товара «Стул офисный»: «Часть III Техническое задание.docx» в редакции № 2 (действующая) от 03.08.2021. «Приложение №1 к изменениям от 03.08.docx» от 03.08.2021. Габаритные размеры по спинке: высота не менее 820 мм и не более 830 мм; ширина: не менее 580 мм и не более 590 мм; глубина: не менее 535 мм и не более 545 мм; габаритные размеры по спинке: высота не менее 820 мм и не более 830 мм; ширина: не менее 535 мм и не более 545 мм; глубина: не менее 580 мм и не более 590 мм.

Суды учитывали данные обстоятельства и признали, что в составе документации о закупке в действующей редакции заказчиком фактически было размещено два документа, содержащих противоречащие друг другу характеристики товара «Стул офисный».

В этой связи суды пришли к выводу, что действия заказчика в настоящем случае не соответствуют принципам, установленным пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку в размещенной в ЕИС действующей редакции документации о закупке размещены документы с противоречащей друг другу информацией, что в конечном итоге привело к невозможности для ООО «Центр Мебели» принять участие в аукционе.

Разместив в свободном доступе во исполнение требований части 10 статьи 4 Закона о закупках документацию о закупке с указанием в ней определенных характеристик товара, заказчик конклюдентно согласился с тем, что потенциальные участники торгов могут предложить к поставке товар и оформить заявку на участие в торгах с учетом перечисленных в указанной документации о закупке характеристик.

При указанных обстоятельствах заказчиком приняты на себя все риски, касающиеся достоверности и действительности, размещенных им сведений о проведении торгов, однако УФПС Самарской области АО «Почта России» не проверило эти сведения, что явилось основанием для отказа ООО «Центр Мебели» в допуске к участию в аукционе.

Судами отмечено, что в обжалуемом решении Самарского УФАС России отсутствуют выводы о необходимости удаления заказчиком измененных (предыдущих) редакций документации о закупке.

Выводы решения Самарского УФАС России не противоречат нормам Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908).

Проверяя доводы УФПС Самарской области АО «Почта России» в части отклонения заявки ООО «Центр Мебели», суды указали следующее.

В соответствии с пунктом 8.10.1 документации о закупке заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией, и подлежит отклонению в случае:

- непредставления документов, информации, сведений, предоставление которых предусмотрено извещением и (или) документацией, либо наличия в таких документах и информации недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, работах, услугах;

- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в документации и(или) извещении;

- несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации и(или) извещения, оформление заявки с нарушением требований извещения и(или) документации, несоответствие предлагаемой продукции требованиям извещения и(или) документации;

- наличия иных оснований, предусмотренных Положением о закупке.

Судами установлено, что указанные в заявке ООО «Центр Мебели» характеристики товара соответствовали показателям, установленным в документе «Часть III Техническая часть документации». При этом указанный документ представлен в составе действующей редакции документации о закупке от 03.08.2021.

Судами верно отмечено, что согласно протоколу от 12.08.2021 заявка участника № 2987 (ООО «Центр Мебели») была отклонена по причинам несоответствия конкретных показателей товара, указанных в заявке участника, параметрам соответствия, установленным в части III «Техническая часть документации». При этом в указанном документе были установлены параметры поставляемого товара, которые указал участник в своей заявке.

При этом доводы заявителя о том, спорное обстоятельство, выявленное Управлением, обусловлено техническими особенностями работы электронной площадки, отклонены судами как не подтвержденные доказательствами.

Таким образом суды пришли к выводу, что УФПС Самарской области АО «Почта России» отсутствовали правовые основания для отклонения заявки участника № 2987 (ООО «Центр Мебели»).

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения аукциона, Самарским УФАС России правомерно в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции выдано предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 указанного закона.

Оспариваемое решение и предписание вынесено в пределах компетенции антимонопольного органа. Оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и принципу исполнимости, содержит перечень конкретных действий, которые необходимо совершить заказчику в целях устранения допущенного нарушения.

Также судами отмечено, что из доводов жалобы ООО «Центр Мебели» следовало, что обжалуются действия заказчика в части неправомерного отклонения заявки.

В силу части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Действия оператора электронной торговой площадки АО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» в представленной ООО «Центр Мебели» жалобе не обжаловались.

При рассмотрении доводов указанной жалобы по существу Самарским УФАС России не установлена необходимость привлечения оператора электронной торговой площадки АО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» к рассмотрению жалобы, а также необходимость выяснения порядка функционирования электронной торговой площадки.

Таким образом, Самарским УФАС России на нарушен порядок рассмотрения жалоб, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводам, что оспариваемые решения и предписание являются законными и обоснованными, и отказали в удовлетворении заявленных АО «Почта России» требований.

Судебная коллегия в кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Государственная пошлина, уплаченная обществом при обращении в суд кассационной инстанции, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации подлежит частичному возврату (1500 руб.), поскольку уплачена в размере большем, чем предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу № А55-30480/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Почта России» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей (платежное поручение от 18.05.2022 № 21319). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

И.Ш. Закирова